Иван
Кондратьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой прадедушка Клубов Иван Кондратьевич участник Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Я читала книгу о нем и его товарищах, написанную героем Советского Союза генерал-майором авиации А.К. Недбайло, «В гвардейской семье».
У нас дома хранится большой архив его документов, фотографий и всех наград. Если бы прадедушка был сейчас жив, я бы смогла лично взять у него интервью о его участии в Великой Отечественной войне.
А сейчас, разбирая папку с его записями и фотографиями, я могу лишь представить, как состоялся бы диалог с ним ...
- прадедушка, расскажи, пожалуйста, где ты родился, какую школу закончил?
- я родился 30 октября 1910 года в г. Новосибирске. С детства мечтал об авиации, но с 16 лет пошел работать помощником электрика. В 1931 году поехал учиться в Ленинград, был принят на рабфак при электротехническом институте им. Ленина. А в 1932 году стал курсантом 1 Военной школы авиационных техников им. Ворошилова в Ленинграде.
Стала сбываться моя мечта, я изучал тяжелую авиационную технику. В 1934 году уже служил борттехником эскадрильи в г. Пушкин.
- когда ты попал на фронт? Какие события на войне тебе запомнились? Что бы тебе хотелось рассказать мне об освобождении нашей Родины?
- дорогая моя правнучка, на фронт первый раз я попал в октябре 1939 года, участвовал в войне с белофиннами. А с июня 1941 года воевал на 1 Западном фронте 639 авиационного полка в должности старшего инженера. Моя главная задача состояла в том, что бы подготовить и проверить самолет к боевому вылету. Молодые и лихие летчики возвращались с боя на «бреющем» полете и часто просто чудом долетали до аэродрома.
Смотрю - и сам диву даюсь: киль изрешечен, руль поворота - в темно-зеленых клочьях, левая часть стабилизатора на две трети словно бы срезана, хвостовая часть фюзеляжа разодрана вместе со шпангоутами.
Все это необходимо было срочно ремонтировать нашим механикам, а техникам готовить самолет к следующему бою. Несколько раз попадали под бомбовый налет немцев, был ранен и снова возвращался в строй.
Я прежде летал на ПО-2, незадолго до войны был бортовым техником на тяжелом бомбардировщике ТБ-3, а на ИЛ-2 не летал.
В 1945 г. накануне штурма Кенигсберга прошу я лучшего летчика Анатолия Недбайло Героя Советского Союза взять меня на боевое задание воздушным стрелком. «Понимаешь, - говорю ему, - война скоро заканчивается, хочется в бой...» Не смог он мне, старшему офицеру, отказать. Взял.
Взлетели восьмеркой. Направление - Кенигсберг. Сопровождение - шесть быстрокрылых «яков». Внизу проплывают чужие рощи, реки, озера, дома с островерхими черепичными крышами и расчерченные на маленькие прямоугольники поля.
Уже видна линия фронта и сразу попадаем под огонь вражеских зениток. Под нами поле боя. Идет жестокое сражение. Небо вокруг самолета запестрело темными шапками разрывов. Наша машина переходит в пикирование - начинается «обработка» вражеских позиций противника... И вдруг машина «клюнула носом», подбили. Пробит насквозь фюзеляж - ближе к хвосту.
Буквально у самой земли машина поддалась, стала выравниваться, выходить в горизонтальное положение. Еле долетели назад. Мой самовольный вылет не остался секретом в полку, получил я строгий выговор.
- расскажи мне, пожалуйста, за что ты получил первую награду, и какими орденами ты награжден?
- о наградах я и не мечтал, просто старался сделать свою работу добросовестно. Испытывали мы новые виды вооружения на бомбардировщике ТБ-3 и за внедрение новой технологии, я был награжден еще в 1936 году орденом Ленина.
В 1943 году награжден я Орденом «Отечественной войны» II степени и «Красной Звездой», а потом Орденом «Отечественной войны» I степени и «Красной Звездой» в 1944году.
Орденом «Красного Знамени» я награжден после специальной командировки в Корею (1950-1951гг) в 1952 году.
Еще награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией» и др.
Так мне видится, мог проходить разговор с ветераном Великой Отечественной войны моим прадедушкой Клубовым Иваном Кондратьевичем.
Внучка Маргарита, правнуки Максим и Екатерина.