Анатолий
Меркульевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Клиновицкий Анатолий Меркулович, родился 16 февраля 1924 года в селе Соловьёво Зыряновского района Восточно - Казахстанской области в семье крестьян.
Родители Дедули происходили из разных сословий: отец польского происхождения, потомок сосланных Екатериной Второй участников восстания за независимость Польши - бывшие дворяне. А мама из семьи старообрядцев, сбежавших на окраины России в период религиозной реформы патриарха Никона. Семья состояла из семи человек, хотя в семье родилось восемь детей, но из них в живых остались три сестры и Дедуля. Родители занимались хлебопашеством и пчеловодством.
Из хозяйства имели две лошади, корову, овец, свиней и разную птицу. Жили в деревянном домике из одной комнаты. С малых лет отец приучил дедушку ухаживать за лошадьми. В пять лет он уже хорошо управлялся с ними и ездил верхом, и управлял запряженной лошадью.
Когда началась коллективизация, дедушкины родители не хотели вступать в колхоз, собственно как и многие набожные семьи, они считали это грехом, а колхозы считали сатанинской организацией. Чтобы ускорить этот процесс применялись репрессивные меры. Одна из них - лишение земли. В колхоз забрали и всю "лишнюю" скотину, оставили семье лошадь и тёлочку. Это было в 1932 году, была засуха в тех краях. Трудное было время. Возник голод, вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Умерло громадное число людей.
В семь лет его повели в Соловьёвскую, в то время начальную, школу. Родители были неграмотными. Но, несмотря на трудное материальное положение, старались дать детям образование.
Из воспоминаний дедушки.
….. Часто дети носили одежду отца и матери. Помню, в школу ходил зимой в маминых сапогах, из которых выглядывали стельки, и в шубе, перешитой из отцовского полушубка. Учебников в школе не было. Учились читать по книжкам, какие попадались. У меня была книжка под названием "Учись делить". Тетрадей и чернил тоже не было. Писали, на чём только можно. Вместо чернил использовали свёкольный сок. О наглядных пособиях в школе и речи быть не могло. Доска да мел - вот и все пособия.
Учёба давалась мне нетрудно. Отличником я не был, но и в отстающих не числился, а, наверное, мог бы быть отличником. Помню дед характеризовал меня словами : "Вострый парнишка".Постепенно улучшалась жизнь, менялось положение в школе. Пришло время, когда Соловьёвская школа стала средней. К 1940 году жизнь в селе наладилась. Колхозники стали жить лучше. Голод и холод остались в прошлом. И вот тебе опять разруха! Опять голод и холод! Началась Великая Отечественная Война!....
После окончания школы он был направлен военкоматом в Тамбовское военно-пехотное училище, которое было эвакуировано в г. Семипалатинск. После окончания училища был направлен на фронт в 108 стрелковую дивизию, 539 стрелковый полк Западного фронта. 5 июля 1943 года на рассвете началась артиллерийская обработка переднего края противника, а 17 -го июля он был ранен. Там и получил первую награду, медаль "За отвагу" за взятие языка.
Дедушка навсегда запомнил его имя и фамилию – Мартин Штитлинг. После госпиталя, опять - на фронт. Теперь - 3-ий Белорусский. Первая московская стрелковая дивизия, в которой участвовал в боях операции под кодовым названием «Багратион». Это были тяжёлые изнурительные бои, в результате которых они беспощадно гнали противника на запад.
После переправы через реку Неман Дедуля получил второе ранение. Под артобстрелом и бомбёжкой переправлялись с помощью подручных средств. Погибло много его товарищей. За участие в операции «Багратион» получил медаль «За освобождение Белоруссии».
После излечения в госпитале - снова на фронт. Теперь – Второй Украинский, 317 стрелковая дивизия 761 стрелковый полк. Весь период пребывания там он служил в полковой разведке. Там и получил награду «За освобождение Украины».
Из воспоминаний Дедули.
….Война для меня закончилась не 2 –го мая, а 14 –го. На нашем фронте до этого дня шли бои по уничтожению окружённой крупной группировки фашистских войск, которые не хотели сложить оружие, надеясь прорваться к нашим союзникам.
Войну с Германией я закончил под Прагой. После завершения войны с Германией нашу дивизию погрузили в вагоны и дали «зелёную улицу» на Восток…на войну с Японией. В составе Забайкальского фронта я и мои товарищи имели задачу разгромить Квантунскую армию Японии.
Наступление начали с территории Монголии по пустыне Гоби. Оглядываясь на пережитое тогда, удивляешься, как можно было переносить невыносимую жару, нестерпимую жажду.
Вспоминаю ещё такое испытание. Тягловая сила полковой артиллерии – кони. Когда шла война на западе, вместо погибших лошадей русской породы, стали впрягать крупных тяжеловозов, их ещё называли «битюги». Они действительно обладали мощной силой. Но для пустынных мест были непригодны. Однажды случилось непредвиденное. Начался падёж лошадей. Солдаты и офицеры превратились в тягловую силу. На войне разницы не было, когда выполняли боевую задачу, рядовой ты или нет. Было единое боевое братство.
Закончив войну с Японией, наша воинская часть дислоцировалась в г. Ачинске Красноярского края. Там я встретил интересную девушку Кострову Надю это было 1946 году…..
Они поженились и вернулись в его родное село Соловьёво, устроились работать в школу, Дедуля – военруком и физруком, Надежда Измайловна – учительницей начальных классов. Работу он свою любил и полностью отдавал ей себя. За свою педагогическую деятельность он получил многочисленные грамоты, а также значок «Отличник народного образова-ния Каз. ССР». Заочно окончил исторический факультет Усть – Каменогорского педагогического института и последние полтора десятка лет преподавал историю. Педагогический стаж его 43 года. Пришёл в школу рядовым учителем, а ушёл на пенсию с поста директора школы. Дедуля пережил большую потерю – умерла Надежда Измайловна. Но на его жизненном пути встретилась ещё одна замечательная женщина - Краснобаева Раиса Алексеевна (моя бабушка), с которой Дедуля прожил 32 года. Он называл ее своим «ангелом-хранителем».
Я почти каждое лето проводила в Соловьево у Дедули и Бабули. Когда была маленькая дедушка называл меня «Женька – пузенька», т.к. лежа в кроватке я старалась подняться, но почему-то я это делала пузиком кверху, а возможно, я его выпячивала, потому что мне нравилось когда дедушка целовал меня в него. Я была шустрая девочка, бывало натворю делов и в кусты, пока бабушка не найдёт и не отшлепает, но если рядом оказывался дедуля, то мне просто необыкновенно везло, он никогда на меня не ругался и бабуле не давал дать мне поистине заслуженного нагоняя. Недалеко от дома у него была банька, которую он построил сам и небольшая пасека с омшаником (подземным помещением для зимовки пчел), Дедушка был потомственный пчеловод. Почти всё время он то с пчёлками возился, то плёл корзиночки из прутьев ивы. Какая же красота у него получалась! Я же, в свою очередь, помогала ему как могла, то пчёлок разозлю, то мёд разолью, а дедушка только молча улыбался и даже за мою расторопность и помощь научил меня частушке « Гром гремит, земля трясётся, Поп на курицы несётся. Курица бодрится - Поп матерится!» Ох, как Бабуля потом нас пожурила за это. А вообще, бабушка самая настоящая его боевая подруга, как говорил сам дедушка:
« Мы всегда всё делаем вместе, где мои руки – там и Бабулины ».
Ещё мы ребятней (мои брат и сестренка) устраивали концерты (пели, танцевали, рассказывали стихи), а дедуля все эти концерты записывал на магнитофон и всё бережно хранил. Когда мы уезжали, они часто прослушивали эти записи, вспоминая о нас.
Мы часто ездили отдыхать на Бухтарминское водохранилище. Дети резвились, купались, Бабуля хлопотала по хозяйству, а Дедуля рыбачил, добывал нам «пропитание». До сих пор перед глазами всплывают детские воспоминания, как мы сидим на берегу и уплетаем за обе щеки вкуснейшую уху, пьем душистый чай с медом, слушая крики чаек, при этом отмахиваясь от ос, которых там было немало.
Вот так весело и беззаботно протекало моё детство под чутким присмотром и воспитанием моих самых дорогих и родных людей. У меня на свадьбе дедушка был почетным гостем. Сколько же теплых, нежных и добрых пожеланий он произнес в адрес нашей молодой семьи! Чем человек старше и мудрее, тем яснее он понимает, что смысл жизни только в том, чтобы быть кому-то нужным. Вот и самым главным его пожеланием было терпение и забота друг о друге. С того момента прошло уже 15 лет и мы с супругом стараемся следовать всем его наставлениям. А как иначе? Кому же, как не дедушке знать, как правильно жить и любить.
А еще дедушка пятьдесят с лишним лет проходил с осколками в спине (только в 1990-х годах ему сделали операцию и удалили их)! Вот так с «войной» рядом он и находился все эти годы. Но не смотря на это он жил, трудился, построил дом, вырастил детей, внуков и правнуков.
В последние годы он стал писать стихи. В них он описывал свое детство, родной край, забавные истории о своих земляках, войну и наше настоящее.
На берегу реки под ивами
Мой отчий дом стоит
И окнами слезливыми
На солнышко глядит.
Родной мой край, моя деревня.
И сопки милые кругом
Придёт весна – всё покрывалось
Цветистым сказочным ковром.
Над речкой вербы распускались,
В саду черёмуха цветёт,
Жуки гуртом над ней крутились,
В ветвях соловушка поёт.
Кукушка годы отмеряет,
Щебечут звонко воробьи,
Дрозды гнёзда охраняя,
Идут в атаку с высоты.
А ночью филин завывает,
Пугая маленьких детей,
Весёлой трелью подпевает
Там, на болоте, коростель.
Бывало, едем мы на пашню,
Телега жалобно скрипит,
Лошадка серая, косматая,
Легонько рысью тропотит.
Зелёной лентой меж кустов
Дорога вдаль всё вьётся,
А в зените надо мной
Песня жаворонка льётся.
А вдали в огромной луже
Я вижу пляску журавлей.
Кто пляшет лучше, а кто хуже
В весенней радости своей.
А тут сурок в солдатской стойке
Свистком тревогу подаёт,
Чтоб разбегались все по норам:
Опасность страшная идёт.
Птицы много здесь гнездилось:
Утки, гуси, журавли,
Куропатки, цапли,
И краснобровы косачи.
В логу Мокром мы пахали
От восхода допоздна,
Как комары меня кусали,
Я не забуду никогда.
Вечерней зорькой выпрягали
Уставших, взмыленных коней
И как я бойко кашеварил,
А батя путал лошадей.
Как лезли с батей под палатку,
Укрываясь от дождя,
И как долго слушал сказку
Про Змея и Богатыря.
Утром рано мы вставали,
Ели кашу с молоком,
Серуху в борону впрягали,
А я сидел на ней верхом.
Придёт зима. Всё покрывалось
Белым девственным ковром,
На нём всё запросто читалось,
Как в тетрадке писано пером.
Вот тут лиса бродила,
А вот и заячья тропа.
И рысь видать, тут проходила.
И волчья стая через гору шла.
Да, здесь косули табуном ходили,
Много было разного зверья.
Бывало, ночью волки выли,
Бродя в окрестностях села.
Всё это было, было, было
В годы детские мои.
Куда, куда же всё уплыло
В мои старческие дни?
Всего прошёл один лишь век.
Вы только посмотрите,
Что сделал варвар – человек,
И наперёд учтите.
Горят леса, горы пылают…
Уничтожают всё подряд.
Бездумно реки загрязняют,
Туда сливая грязь и яд.
И ничего уже не стало…
Сопки голые стоят.
И зверья как ни бывало,
Режут, рубят всё подряд.
Реки наши обмелели,
Рыбу вытравили всю,
Люди просто обалдели,
Губят Родину свою.
Наука движется вперёд,
Улучшая жизнь и быт.
Человек же рубит сук,
На котором сам сидит.
(Автор Клиновицкий А.М.)
«Дедуля самый благородный человек на земле», - так говорит моя бабушка. А я добавлю, что он самый умный, искренний, честный, добропорядочный человек, которого я когда-либо встречала в своей жизни. Был…
Дедушки не стало 24.06.2014 года…
Светлая память… Помним… Любим… Скорбим…