Алексей
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка Климанов Алексей Иванович родился 30 марта 1910 года в г. Мичуринск Тамбовской области. В 1933 г. он был призван в армию по партийной мобилизации г. Москвы.
В первые дни Войны командованием Красной Армии было принято срочное решение о формировании специального авиационного полка для выполнения дальней разведки войск противника. Для укомплектования полка летным и техническим составом направлялись лучшие кадры из действующих авиационных полков и слушатели Военно-воздушной академии. Для полка выделялись лучшие по тем временам самолеты ПЕ-2 Пе-3-скоростные пикирующие бомбардировщики. После прибытия эти самолеты переоборудовались в разведчики. Снималось оборудование для подвески бомб и устанавливались специальные фотоаппараты.
Старшего лейтенанта Климанова Алексея Ивановича и старшего лейтенанта Политыкина Василия Константиновича приказом назначили соответственно командиром и штурманом 3-й эскадрильи( в ноябре и декабре 1941 году обоим летчикам было присвоено звание «капитан»). Они уже имели опыт участия в боевых действиях. За участие в событиях на озере Хасан в борьбе с японскими захватчиками Климанов А.И. был награжден орденом «Боевое Красное Знамя», Политыкин В.К. за участие в финской войне награжден орденом «Красная Звезда». Им было поручено формировать летный и технический состав их обучать и готовить к боевой работе. Одновременно формировались 1-я и 2-я эскадрильи. В составе полка было сформировано три эскадрильи по десять экипажей в каждой и группа управления полка. Общая численность полка составила 40 самолетов и соответственно экипажей. Экипаж самолета ПЕ-2 три человека: летчик, штурман и стрелок-радист.
15 августа 1941 года полк закончил формирование и приступил к боевой работе - полетам на разведку войск противника.
Полеты на разведку выполнялись, как правило, одиночными самолетами без прикрытия истребителями. Противник охотился за нашими самолетами- разведчиками и потери самолетов и экипажей были значительными.
14.12.1941 в ставку Главнокомандующего поступила информация наземной разведки о том, что по Смоленщине в сторону Москвы продвигается большая вражеская танковая колонна. Информация требовала подтверждения разведкой с воздуха. На задание с Монинского аэродрома вылетел экипаж второго разведывательного авиаполка под командованием капитана Алексея Ивановича Климанова. Вот что пишет об этом в своей книге В.И. Силантьев : « В свой последний боевой полет наш первый Батя, Алексей Иванович Климанов, вылетел на Пе-3. На этом варианте бомбардировщиков «петляковых» не было предусмотрено место для стрелка-радиста. Разведчик был сбит вражеским истребителем снизу, с хвоста». Вместе с дедушкой летел штурман, капитан Василий Константинович Политыкин. Экипаж сделал несколько вылетов, но из-за плохой видимости - безрезультатно. Погода портилась. Однако задание нужно было выполнить. Очередной вылет воздушных разведчиков стал роковым. Над Тумановом немцы подбили их самолёт. Климанов успел катапультироваться, но был расстрелян немцами прямо в воздухе. Самолёт с Политыкиным упал в болото недалеко от Туманова.
Долгое время дедушка считался без вести пропавшим и лишь спустя долгое время, в 1987 году наша семья узнала, что он погиб, героически выполняя боевое задание. Мы очень благодарны неравнодушным к чужому горю людям, которые участвовали в поиске родственников погибших летчиков. А начал посиковую деятельность Иван Яковлевич Абрамов, который в 1961 году руководил работами по осушению болота в пойме реки Сежа у совхоза «Баскаковский» близ Туманова. Там, у деревни Ширяиха Гагаринского района было раскопано место падения самолета и были обнаружены останки и документы штурмана Политыкина. Останки были похоронены в братской могиле на воинском кладбище No.11 в пос. Бывалицы (Тумановский с/с, Вяземский р-н, Смоленская обл.). И.Я.Абрамов разыскал семью В.К. Политыкина, затем с помощью старожила нашел место захоронения А.И.Климанова, которого затем перезахоронили на то же кладбище, где захоронен В.К.Политыкин. Больше двадцати пяти лет ушло на то, чтобы найти нас, родственников Климанова Алексея Ивановича. Во многом это заслуга И. Я. Абрамова, которому активно помогали красные следопыты Тумановской школы, наставником которых была Эмилия Степановна Гайдукова, ученики из клуба «Поиск» Баскаковской средней школы под руководством Гордиенкова Юрия Евгеньевича, а также неоценимый вклад в дело поиска внес сын второго погибшего летчика Политыкин Владимир Васильевич. Чтобы найти дочку и жену А.И.Климанова поисковая группа обратила за помощью на радио в Москву. Кассета на четыре минуты прозвучала в эфире, и в тот же день откликнулся проживающий в Москве племянник дедушки - Якушев Евгений Алексеевич, фронтовик-сталинградец. Он услышал по радио передачу и сразу позвонил в Баскаково. В письме он сообщил, что в Волгограде живет дочь Климанова -Эмилия Алексеевна Коломыйченко (фамилия по мужу) и жена А.И.Климанова -Вера Федоровна, дал их адрес и телефон. Вскоре Владимир Васильевич со своей семьей и Эмилия Алексеевна приехали в Баскаково. В школьном музее в Баскаково двум героически погибшим летчикам посвящен один из разделов школьного музея «Крылатые разведчики».Преподаватель Тумановской общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза К.И. Молоненкова, руководитель школьного музея, собранного несколькими поколениями красных следопытов в ходе сорокалетней поисковой работы, Э. С. Гайдукова написала книгу «Опаленные войной», в которой также упоминает о Климанове Алексее Ивановиче. В 2001-м году, когда полк , где служили Климанов и Политыкин (ныне это – 47-й отдельный гвардейский авиационный полк, базирующийся в Шаталове)отмечал своё 60-летие, Иван Яковлевич Абрамов сделал подарок полковому музею -изготовленный им макет памятника на могиле лётчиков в масштабе 1:10 , который занял достойное место в экспозиции музея. Разведывательные данные добывались ценой больших потерь. С 5 июля 1941 года по 23 апреля 1945 года полк потерял 297 человек личного состава и 99 самолетов. За годы Великой Отечественной Войны экипажи полка выполнили 4463 боевых вылетов. Разведали 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 железнодорожных узлов и станций,4469 аэродромов, фотографировали 230 раз 50 морских портов. Протяженность сфотографированных маршрутов составила 516 000 км (12,5 земных экваторов). 8 февраля 1943 года за заслуги в боях с немецко-фашистскими захватчиками приказом НКО СССР № 64 2-й авиационный полк дальней разведки главного командования Красной Армии (2-й АПДР ГК КА) преобразован в 47-й Гвардейский авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии (47-й Гвардейский АПДР ГК КА). За образцовое выполнение заданий командования за овладение г. Борисов приказом присвоено почетное наименование «Борисовский». Полк награжден орденами «Красное Знамя» и орденом Суворова 3-й степени. Экипажи полка выполнили фотосъемку Берлина перед его штурмом и специалистами полка был изготовлен фотопланшет Берлина для Верховного Главнокомандующего. За годы Великой Отечественной Войны в полку состоялось. 2075 награждений орденами и медалями. Присвоено звание Герой Советского Союза -9 летчикам и штурманам.
О судьбах членов полка, а также о Климанове А.И. упоминает в своих книгах «Воздушные разведчики», «Не щадя себя и своих врагов» В.И. Силантьев. А также авторский коллектив : В.И.Лопарев, Е.Б.Уткин, Н.Н.Непляхович в своей книге « Под знаком гвардии».
Хочется закончить рассказ о дедушке словами В.И.Силантьева: « Немного прожил и провоевал бесстрашный летчик, но мы его не забыли. Недаром в народе говорят, что жизнь измеряется не годами, а трудами».
Источники:
1.Газета «Известия», 29 апреля 2010 года.
2.Роза Гречанова « История длиною в жизнь».
3. Политыкин В.В., Б. Мухарметова «Воспоминания о летчиках-разведчиках Политыкине Василии Константиновиче и Климанове Алексее Ивановиче».
4.Дмитрий Земский, учащийся Баскаковской средней школы
(с. Баскаково Гагаринского района «В воздушных боях над Баскаковом. История одного поиска».
.
Воспоминания
Владимир Иванович Силантьев
В книге Владимира Ивановича Силантьева «Воздушные разведчики», на ее первых страницах описан факт: «...14 декабря 1941 года на боевое задание вылетел экипаж: капитан Климанов Алексей Иванович и капитан Политыкин Василий Константинович. Экипаж с боевого задания не вернулся. «Пропал без вести». Поиск продолжался, работали в архивах, трижды писали. Звонили, искали старожилов окрестных деревень, кто мог наблюдать тот бой, кто участвовал в похоронах, кто ухаживал за могилой, писали автору книги Силантьеву. При встрече с Александром Васильевичем Майоровым в деревне Станки, совхоз «Родоманово», выяснилось из его рассказа, что он видел бой, первым подбежал к погибшему, взял кобуру, нож, пистолет, вырезал на бревне ножом Климанов Алексей Иванович. Он сказал, что в этом доме теперь живут дачники из Москвы, и посоветовал пойти к ним. Когда им рассказали о поиске, они сказали, что можно вскрыть обои на стене, там точно сохранились вырезанные буквы в далеком 1941 году.
Вот один из эпизодов их боевой работы, опубликованный в журнале «Мир авиации» №3 за 2
« В первые часы 13 июля 1941 года с аэродрома подскока Гривочки вылетел на задание самолет ДБ-3Ф старшего лейтенанта Климанова. Машина держала курс вдоль побережья Балтийского моря.
На борту находились летчик-наблюдатель (штурман) Политыкин и стрелок-радист Сыроваткин. Разведчикам предстояло на обратном маршруте, после рассвета, сфотографировать все порты, ж.д. станции, аэродромы и магистрали, которые встретятся от Гдыни до Клайпеды.
Экипаж рассчитывал встретить немецкие истребители лишь на обратном пути, а бой пришлось принять уже на первых километрах вражеской территории.
У города Эльбинг на одинокий ДБ-3Ф набросились шесть Bf-109, даже не утруждавшие себя маневром. Поочередно атакуя, они осыпали разведчика ливнем огня.
Поначалу стрелку удавалось отражать наскоки противника. Вот один из них пошел к земле объятый пламенем, но после очередной атаки пулемет Сыроваткина замолчал. Тяжело раненный он так и умер, не отпуская гашеток.
Ранен Политыкин, пробиты бензобаки. Климанов, развернувшись после смерти стрелка обратно, изо всех сил тянул машину через линию фронта. Разбита приборная доска, вышла из строя система выпуска шасси, изуродованы оба колеса.
Но полет продолжался, и Климанову удалось долететь до своего аэродрома и посадить самолет на «брюхо». Пробежав чуть больше сотни метров, ДБ-3Ф рассыпался и восстановлению уже не подлежал.
Осматривая после посадки кабину, Климанов насчитал около 60 вмятин от осколков и пуль в своей бронеспинке».
В книге В И. Силантьева «Воздушные разведчики» так же довольно подробно описаны боевые вылеты экипажа командира эскадрильи, в т
« Воздушные разведчики храбро сражались в небе подмосковья. Наш первый Батя командир эскадрильи Климанов вместе с штурманом Политыкиным выполнил много важных заданий.
В дни грозного наступления врага на столицу разведчики обнаружили большое скопление танков в окрестностях Волоколамска и Можайска. По их донесения действовала штурмовая авиация.
В полет на разведку в район Волоколамска и Можайска Климанов пошел рано утром. Вернулся расстроенный и озадаченный.
-Ни пехоты, ни техники не обнаружили на всем участке разведки, - доложил он командиру полка.
- Странно,-сухо сказал командир полка.- А наземная разведка сообщает, что прорвалась танковая колонна. И приказал снова разведать дополнительно другой участок шоссе, по которому могли прорваться фашистские танки.
Политыкин тут же вытащил карту и принялся рассчитывать новый разведывательный маршрут.
Лишь в ходе третьего полета по другому маршруту Климанов увидел фашистскую танковую колонну. Она растянулась на десятки километров и двигалась на Москву.
Воспминания жителей деревни, где погиб А.И.Климанов, рассказанные ученикам Баскаковской средней школы:
Первым к упавшему летчику прибежал юноша из Нового села Саша Майоров. Пока прибежали другие, пока подъехали немцы, Саша снял с погибшего ремень с пистолетом, взял нож и документы летчика. Но отец его отобрал оружие и документы, спрятал их, ибо был приказ коменданта - за хранение оружия - расстрел. К примеру: за хранение ружья, обнаруженного немцами, был расстрелян житель Нового села Романов Павел. Обида душила юношу, и, став в углу, вырезал ножом на стене дома - Климанов Алексей Иванович - фамилия была в документах. Это потом, спустя десятилетия, поможет поиску.
Жители Нового села перенесли тело погибшего в пустующий дом, всю ночь дежурила у тела Жарова Мария. Она говорила: «Мой сын тоже летает, что с ним, где он, я не знаю». На другой день похоронили всем селом погибшего на кладбище д. Тростянки, это три километра от Нового села. Дедушка Федор Кругов вспомнил: «Ночью делал я гроб и пирамидку со звездой». Комендант разрешил похоронить. По глубокому снегу несли гроб женщины и подростки. Спустя много лет вспоминают об этом Тюрина Клавдия Михайловна, Астахова Зоя Ивановна, Сорокина Анастасия Петровна, Трофимова Ефросинья Сергеевна