
Николай
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 20 мая 1919 г. в деревне Грабоново ныне Веневского района Тульской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 г. С 1922 г. с родителями жил в Москве. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в Центральном аэрогидродинамическом институте и одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил. В Красной Армии с 1938 г. В 1940 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
С августа 1941 года младший лейтенант Н.Ф. Клепиков на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях за Сталинград, в небе Кубани, Орловско-Курском сражении.
К июлю 1943 года штурман 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Гвардии капитан Н.Ф. Клепиков совершил 600 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 32 самолёта противника.
5 сентября 1943 года не вернулся с боевого задания. К тому времени выполнил более 600 боевых вылетов. Проведя около 120 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника лично и 32 - в группе с товарищами. Трижды награжден орденом "Красное знамя".
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу, и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года посмертно удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Голубые океаны бороздят теперь они
Молодые капитаны не пришедшие с войны,
И средь звезд на небосводе,
Звезды их горят в ночи.
На бортах могучих МИГов
Не смываемы они!
(Ю.П. Бобров, 2015 г.)
В г. Канске стоит Гвардейская авиагруппа, в которой служил Клепиков Н.Ф., и восьми самолетам присвоены имена Героев Советского Союза. Есть и самолет "Николай Клепиков".
Боевой путь
С августа 1941 года младший лейтенант Н.Ф. Клепиков на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях за Сталинград, в небе Кубани, Орловско-Курском сражении.
Начиная с 7 июля 1943 года в борьбе за господство в воздухе над Курской дугой наступил перелом — советские истребители захватили инициативу. Бои в воздухе были ожесточенными и изнуряющими. Но, несмотря на усталость и значительные потери, летчики рвались в бой, чтобы разгромить врага и отомстить за погибших друзей. Летчикам-истребителям, как и штурмовикам, и бомбардировщикам, приходилось делать в день по пяти вылетов. Ночной отдых летчиков не превышал четырех-пяти часов в сутки. С наступлением рассвета и до темноты они должны были находиться у своих самолетов на аэродроме в постоянной готовности к вылету по вызову. Технический состав, работая почти без сна, прилагал максимум усилий, чтобы обеспечить быстрейшую и качественную подготовку самолетов к следующему вылету и восстановление поврежденных в бою машин.
Как и в предыдущие дни, 7 июля наши летчики явили немало примеров героизма, вплоть до самопожертвования.
Четверка истребителей Ла-5 под командованием штурмана полка гвардии капитана Николая Клепикова получила боевое задание вылететь на прикрытие наших наземных войск в районе Томаровка, Дмитровка. Подлетая к заданному району, гвардейцы встретили большую группу вражеских самолетов — около 50 бомбардировщиков Ю-87, Ю-88 и До-215 под прикрытием 12 истребителей. Быстро оценив обстановку, Клепиков принял решение двумя парами атаковать врага с ходу и лишить его возможности выполнить боевую задачу. Подав команду «Атакуем!», он первым бросился на бомбардировщиков. Стремительная атака гвардейцев достигла цели: врезавшись в группу гитлеровских самолетов и пробившись к ее центру, отважная четверка нарушила их боевой порядок. Фашистские стервятники, не ожидавшие такого дерзкого нападения, заметались в воздухе и начали в беспорядке сбрасывать смертоносный груз, а затем, резко изменив курс, поспешили восвояси.
Несмотря на то, что истребители прикрытия противника пытались противодействовать прицельным атакам наших гвардейцев, вое же советские летчики раз за разом прорывались к «юнкерсам» и били по вражеским бомбардировщикам с каждой удобной позиции. В этом бою летчики группы Клепикова сбили пять бомбардировщиков, а сам командир заставил врезаться в землю один «фокке-вульф»...
К июлю 1943 года штурман 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка (8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Гвардии капитан Н.Ф. Клепиков совершил 600 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 32 самолёта противника.
5 сентября 1943 года не вернулся с боевого задания. К тому времени выполнил более 600 боевых вылетов. Проведя около 120 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника лично и 32 - в группе с товарищами. Трижды награжден орденом "Красное знамя".
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу, и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года посмертно удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После войны
Моя бабушка,Мотина Зинаида Васильевна,после гибели любимого больше замуж так и не вышла,воспитывала дочь одна.
Моя мама,Татьяна Николаевна, никогда не видела своего отца- он погиб до ее рождения. Но она гордится его подвигом и ежегодно участвует в Москве в шествии "Бессмертного полка".
В 2015г. мы узнали,что истребителю МиГ31БМ авиагруппы Канск присвоено имя Клепикова Николая Федоровича и познакомились с летчиками. Наш самолет участвовал в 2015г в юбилейном Параде Победы в г.Москва.
Моя прабабушка,Клепикова Татьяна Филипповна, потеряла на войне обоих сыновей. Оба были летчиками,оба погибли.Но она ждала их до самой своей смерти в 1974г.