ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Моя бабушка Кичёва ( Едемская ) Анастасия Афанасьевна начало войны встретила в посёлке Лесной ( ныне посёлок Умба ) Терского района Мурманской области работая на Умбском лесопильном заводе производственного объединения Мурманлес ( в годы войны - "трест "Мурманлес"" ).
Заготовка и переработка древесины и до Великой Отечественной войны имела для страны стратегическое значение , недаром лес покупали иностранные государства , а с началом боевых действий эта отрасль промышленности стала иметь одну из первостепенных ролей. Поэтому , в период воины с фашизмом сражались не только на передовой , но и в тылу , где миллионы людей трудились на заготовке древисины для нужд страны.
На войну было передана большая часть техники , которая работала на заготовке и переработке леса , и практически всё мужское население ушло на фронт . Остались только женщины , старики и дети . И потребность в лесе для страны удовлетворялась трудом тех , кто остался в тылу , а планы по лесозаготовкам ни кто не отменял. Лозун - " Всё для фронта! Всё для Победы !" имел для тружеников тыла такое же значение , как и для тех , кто был на передовой.
В то время на заготовке леса практически всё делалось в ручную и только сила духа и вера в то , что их дело помогает в борьбе с захватчиками , ежедневно заставляло миллионы людей совершать свой подвиг . Трудовой Подвиг . Подвиг в тылу. Потому , что как деловая древесина , так и переработанная отправлялась из посёлка Лесной ( да и не только из него ) туда , где была потребность . А потребность была огромная. Дерево использовалось для строительства землянок , блиндажей и других оборонительных сооружений . Оно шло в качестве топлива , изготовления тары для боеприпасов . Из дерева изготавливались автомобильные кузова , использовалось в авиации и судостроении , а также восстановления разрушенных городов.
В период Великой Отечественной войны моя бабушка работала на лесозаводе шофером ( тогда эта специальность так и называлась - шофёр . Сейчас - водитель ) . Работала она на автомашине ЗИС-21 . Это газогенераторная машина на базе "полуторки" , только за место бензина ( керосина ) она работала на шишках и отходах древесины . На этой машине между кузовом и кабиной располагались две вертикальные ёмкости , в которые по мере прогарания , добавлялись древесные отходы и вырабатываемый при горении древесины газ приводил в движение двигатель этого автомобиля. И так всю войну до самой Победы . А учитывая , что рабочих рук не хватало , а дерево - материал требовательный к транспортировке , хранению и переработке , то мало было просто срубиль древесину , повалить её , провести окорку , раскряжёвку и перевести , но и доставить до места переработки в надлежащем виде , а потом ещё , после переработки на лесопильном заводе , и правильное её складирование для хранения перед отправкой на фронт и на предприятия оборонки ( а в годы войны вся промышленность нашей страны работала на оборонку ). Поэтому кроме работы шофёром приходилось работать и на других работах по заготовке и последующей переработке леса на Умбском лесопильном заводе. В общем каждый день , без каких либо выходных и отгулов , а тем более отпусков , каждую минуту , каждый час из года в год приходилось заниматься всем тем , где , на именно ту минуту времени , необходим был вклад рук человека , приближавший День Победы. Её боевой путь . Путь труженика тыла.
Воспоминания
Так получилось , что о днях и годах Великой Отечественной войны , о тех страшных и тяжёлых событиях , которые произошли , участники ничего не рассказывали. Не исключение и бабушка. Видимо очень тяжелы были эти воспоминания , чтобы няньча внука ( меня ) при этом что-либо рассказывать о пережитом. О голоде , тяжёлом труде в годы войны и о потерях близких . Это было просто не принято. Не интересовался и я . Просто потому , что это было не принято тогда. Мы строили светлое будущее , учились , а война была там - далеко и в прошлом . И теребить старших , чтоб рассказали о ней , о войне, было не принято . Потому что это было и прошло . Я только помню , когда был маленький , но воспоминания из детства сохранились , как иногда бабушка смотря на проезжающую машину ( а это были 70-е - 80-е года ) говорила " Я тоже раньше шоферила". Но больше она ничего и никогда не рассказывала. О том , что бабушка во время Великой Отечественной войны работала шофёром в посёлке Лесном ( ныне Умба Терского района Мурманской области ) я узнал не так давно . Когда уже бабушки не стало.
После войны
После окончания Великой Отечественой войны моя бабушка продолжила работу на том же предприятии , что и до начала войны - Умский леспромхоз производственного объёдинения Мурманлес.
Война закончилась и мужское население стало постепенно возвращаться с войны домой . Фронтовики стали трудоустраиваться , в том числе и на лесозаводе. Так моя бабушка освоила другую профессию , перейдя с работы шофером на автомашине ЗИС-21 на должность пилоправа-пилостава Умбского лесозавода.Это профессия подразумевала под собой дифектовку пил , их заточку . Правку этих пил , применяемых при распилах древесины на лесозаводе ( а это как пилы на пилорамах , циркулярных станках , так и пилы для раскряжёвки древесины , и валки леса . В общем работа тоже не из лёгких учитывая , что размер некоторых пил был больше среднего роста человека.
После тяжолого ранения , полученного 12.03.1945 года ( архивные данные Министерства Обороны РФ - приказ № 013 от 10.07.1945 года по 24 Гвардейскому стрелковому Киркенесскому Ордена Ленина Краснознамённому полку ) где-то в сентябре 1945 года (из воспоминаний моей мамы - дочери бабушки Насти ) вернулся и мой дедушка Кичёв Илья Михайлович 27.07.1909 года рождения . Который так же как и бабушка Настя был уроженцем д Захаровская Шенкурского района Архангельской области (Тут по тексту - в этой ли деревне родилась бабушка - уточняется ! ).
У бабушки Насти и деда Ильи родились дети - Юра -1945-46 г. ( умер от воспаления лёгких , простудился и заболел в яслях , прожив всего 6 месяцев ) . Далее моя мама Кичёва Людмила Ильинична -1946 года рождения , Галина Ильинична - 1948 года рождения , Валя Ильинична - 1950 года рождения и Нина Ильинична - 1953 года рождения.
Дети рождались и их надо было кормить , одевать и ставить "на ноги". Поэтому все последующие послевоенные годы вплоть до выхода на заслуженный отдых , а это период 1965-1970 гг. бабушка Настя проработала на Умбском лесозаводе пилоставом.