Казаков Василий Николаевич
Казаков
Василий
Николаевич
Мичман 2-й статьи / Механик моторист
5.05.1911 - 29.11.2003

История солдата

Мой дед, Казаков Василий Николаевич проходил срочную службу на Балтийском флоте с 1938 по 1941гг. в звании мичмана 2-й статьи. По его рассказам командовал мотористами-механиками.

С 1938 по 1941 гг  служил на турбоэлектроходе Иосиф Сталин. С началом ВОВ «Иосиф Сталин» мобилизован, переименован в военный транспорт «ВТ-521».

В декабре 1941 года под командованием капитана Николая Сергеевича Степанова турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко.

В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года лайнер вышел из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии (в каютах, рассчитанных на трёх человек, размещали целый взвод. Следовал в Кронштадт в составе конвоя, включавшего: эсминцы «Стойкий» (флагман) и «Славный», 5 тральщиков, катер ЯМБ, семь катеров морских охотников и четыре торпедных катера.

В 01:14 во время прохождения немецкого минного заграждения северо-западнее о. Найссар, при перемене курса по сигналу «Стойкого», «Иосиф Сталин» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах. Получил значительные повреждения: повредило корму, разрушило трюм № 3.

С 03:25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото. От попадания 12-дюймового снаряда (по другим данным — от подрыва на 4-й мине, подсечённой тралом и всплывшей) произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего судна и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена.

После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу на побережье Эстонии. По утверждению командира отряда торпедных катеров А. Г. Свердлова, 5 декабря командиром охраны водного района Гогланда И. Г. Святовым был отдан приказ о торпедировании дрейфующего лайнера силами двух торпедных катеров. На этапе исполнения приказ был отменён.

Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек, точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.

12 декабря 1941 года управление 8-й отдельной стрелковой бригады, чей личный состав перевозился на судне, сообщило Военному совету Ленинградского фронта, что на судне погибли 1816 военнослужащих бригады. Общие же потери оценивались примерно в 2200 человек. Указывалось, что все они утонули.

Мой дед оказался в составе взятых в плен. В плену провел около 4-х лет, и по окончании ВОВ был возвращен в СССР, был осужден и получил срок 10 лет с формулировкой За измену Родине.  Наказание отбывал в г.Норильск. В 1948г. был оправдан, награжден медалью “За победу над Германией”, судимость была снята. 

 

Регион Кемеровская область
Воинское звание Мичман 2-й статьи
Населенный пункт: Новокузнецк
Воинская специальность Механик моторист
Место рождения Омская область
Годы службы 1938 1945
Дата рождения 5.05.1911
Дата смерти 29.11.2003

После войны

После ВОВ, работал на угольных предприятиях Кемеровской области. 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: