Пётр
Митрофанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Историю солдата излагаю по содержанию статьи историка-краеведа Галины Николаевны Белоглазовой "Касьяновы Пётр и Наташа", опубликованной в Интернете в рамках проекта "Сибиряки вольные и невольные".
"Мне повезло, свела меня судьба с долгожителем, интересным рассказчиком, увлекательным собеседником – Касьяновым, 1921 года рождения. В мирной послевоенной жизни - учитель с трудовым стажем 50 лет. Фронтовик, музыкант, война для него закончилась в 1946 году в Берлине. В дни праздников на лацкане его парадного пиджака красовались ордена «Красной Звезды» и «Отечественной войны II степени», медали "За боевые заслуги", «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и полный комплект юбилейных медалей."
В 1936 году Был зачислен в 10-й кавалерийский полк воспитанником музыкальной команды. После начала войны был отправлен служить в музвзводе военно-пересыльного пункта близ г. Пенза и в 1942 году отправлен на фронт.Сначала был назначен ординарцем к комиссару ???. Одновременно занимался организацией художественной самодеятельности. С образованием музвзвода начал служить старшиной взвода. В особо трудных моментах музыканты брали в руки оружие и шли на передовую, помогали похоронной команде выносить и хоронить убитых. Войну окончил в Берлине. Наградные листы к орденам и медалям показывают, что всё было далеко не безопасно и нетрудно.
Боевой путь
Воспоминания
Из статьи "Касьяновы Пётр и Наташа"
«Наш полк далеко в тыл отправили. Переводили из места в место, в конечном итоге оказались мы в Пензе, разбили лагерь в лесу. Обязанность оркестра: музыкой встречать и провожать на станции военные эшелоны, которые шли на фронт, встречали эшелоны с ранеными. Музыкой поднимали боевой дух. А как сами рвались воевать и бить фашистов! Однажды вызывают меня в штаб, велели прихватить с собой инструмент. В штабе сообщили, что меня забирают на фронт. Радости моей не было предела. Отправили в часть, в которой были солдаты со Средней Азии. Меня назначили командиром отделения, солдаты русского языка толком не знают, но общались как-то, понимали друг друга. Прибыли мы в Куйбышевскую область, начали обустраивать землянки. После всеобщего построения командир спрашивает: «Специальность «водители» есть? Шаг вперёд». Так много профессий перебрал. В конце концов, я один в строю остался, с профессией «музыкант». Назначили меня на должность ординарца к комиссару Герасичеву.
. Так и служил ординарцем. А какая задача у ординарца - чистить обмундирование своего командира, приносить еду. Вот всё я это и делал, с котелками бегал к полевой кухне. А ещё в перерывах между боями в концертах для бойцов участвовал. Я не один был, у нас целая труппа концертная была, называлась "красноармейский клуб".
Обычно это так происходило: дивизия после боёв выводится во второй эшелон на доукомплектование состава, бойцам передышка небольшая устраивается, вот в это время мы начинаем проводить концерты. Артисты нашей труппы все военнослужащие были, они воевали наравне со всеми: артиллеристы, связисты, водители, девушки из медсанбата, все те, кто умеет петь, плясать, играть на инструментах. Воевали, а как на переформирование уводили часть, так сразу артистами становились. Я к тому времени играл уже на различных инструментах и ещё руководил постановкой танцев. Ещё до войны, когда был сыном полка, кроме игры на музыкальных инструментах, я занимался танцами, вот и пригодилось.
Был у нас великолепный хор, руководил которым некий Шопенко, были солисты, конферансье, танцоры, музыканты, чтецы – всё как положено. Как концерт - загружаем на телегу декорации, костюмы, занавес и на передовую. Мелкими перебежками артисты по бесконечному лабиринту окопов подходили к месту выступления. Подыскивали подходящую площадку на передовой, чтоб сцена в низине была, а зрители располагались на взгорочке, примерно как в цирке, тогда всем хорошо видно. Устанавливали декорации, занавес обязательно был. У солистов и особенно танцоров были костюмы, заведующий клубом умудрялся это богатство где-то доставать. Происходило действо с концертом рядом с передовой. Было такое, что немцы, как концерт начинался, замолкали, слушали нас, а как закончится концерт – миномётный обстрел устраивали.
Помимо боёв неустроенность на фронте сильно досаждала. Помню, в Ростовской области воевали, грязища! Мы наступаем. Немцы всю свою технику, утонувшую в грязи, побросали, не смогли вытащить, а населённого пункта всё нет. Так нам пришлось в поле окапываться и устраиваться на ночлег. Веток накидали, сбились в кучу, прижались друг к другу – час, от силы два можно поспать, потом замерзать начинаешь. Вскакивали и бегали кругами, пока не вспотеешь, глядишь, и ночь прошла. Это же война, от неё никуда не денешься.
Ещё страсть Божья – вши, заедали. Но потом пропали враз. Наверное, весело жить стали, мы уже к Польше подходили. Когда часть на формировании в тылу стоит, для солдат бани устраивали. Всё бельё с себя сдавали на прожарку, вшей убивали.
А как все солдаты ждали наши концерты! Что ты! У нас же девчонки, они как начнут выступать, солдаты на них со слезами на глазах смотрят. А девчонки в костюмах, в юбочках, сапожки танцевальные из чёрной парусины сшиты, красивые! Репертуар интересный всегда составляли – песни исполняли самые популярные в то время: «Землянка», «Смуглянка», песню о Днепре. Танцы разные исполняли, «молдавский танец», «поляночка». На танец «поляночка» целая сюита была поставлена. Под духовой оркестр танцевали. Запомнился концерт в Молдавии. Начали танцевать молдавский танец, а местные жители, как только музыка заиграла, все в круг кинулись, босиком. Так весь танец с нашими артистами и танцевали».
После войны
После демобилизации приехал с семьёй на родину жены - Топчихинский район Алтайского края. Работал учителем и музыкальным руководителем клубов в сёлах района. Везде организовывал духовой оркестр. В Чистюньке работал в школе, УМСХ-25, Доме Культуры. Много хулиганистых подростков прошли через духовой оркестр.