
Ашот
Джумшудович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Биография Родился 29 декабря 1909 в селе Дудукчи (ныне - Гадрутский район, НКАО) семье рабочего. С 1931 - в Советской Армии. В 1934 - окончил Бакинскую пехотную школу. В 1935 - окончил Оренбургскую военную школу лётчиков-наблюдателей. Майор авиации. Воевал в составе 101 апдд(1-я авиационная дивизия, 7-й авиационный корпус, АДД). В годы Великой Отечественной войны был штурманом бомбардировщика. Отличился в снабжении с воздуха боеприпасами и продуктами партизанских отрядов в Белоруссии и на Украине. В первые дни Великой Отечественной войны на своем самолете уничтожил живую силу и технику противника, подверг бомбардировке их переправы через реку. Сражался на Курской дуге, на Днепре, под Львовом, Тильзитом, Кенигсбергом, Калининском, Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м и 3-м Западно-Белорусских фронтах. На счету бесстрашного лётчика множество героических подвигов. Особо отличился в полетах дальнего сле- дования. Был не только первоклассным штурманом, но и отличным фотографом. В течение одной ночи в Орле успешно сфотографировал результаты бомбардировки несколькими сотнями наших самолетов, за что был награжден орденом Красного Знамени. Штурман самолета, с июля 1942 — штурман звена, успешно бомбардировал переходы фашистских войск через Днепр. Он интенсивно бомбардировал также скопления вражеской техники и войск на железнодорожных станциях Вязьма, Орел, Смоленск, Львов, Рославль, Брянск, Витебск, Минск, Гомель и на других важных плацдармах. Одна из эскадрилий 101-го авиаполка дальнего действия (со второй половины 1944 — 31-й гвардейский Красносельский Краснознаменный авиаполк дальнего действия), штурманом которой был майор Каспаров, не раз бомбила важные военно-стратегические узлы, скопления военной силы и промышленные центры прямо на территории врага. Эскадрилья совершала такие полеты на Хельсинки, Хотку, Тизит, Кенигсберг, Инстерборг, нанося противнику большой материальный и технический урон. 16 раз участвовал в бомбардировке Берлина. Штурмана Каспарова командование Минской 1-й партизанской бригады занесло в список Почетных партизан, а Украинский штаб партизанского движения наградил его орденом Отечественной войны 1-й степени. За время Великой Отечественной войны на личном счету зарегистрировано свыше 300, в основном ночных, боевых вылетов, что составляет 2650 часов. Он сбросил на врага 256 тонн бомб, уничтожив многих гитлеровцев и большое количество военной техники. Высоко оценив боевые заслуги штурмана эскадрильи майора Каспарова, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 ноября 1944 присвоил ему звание Героя Советского Союза. В ВВС служил до 1946 г. Выполнив свой долг перед Родиной, демобилизовался после войны, возвратился в родное село. С 1946 - в запасе. Был председателем колхоза, сельсовета, начальником автоколонны, заведующим коммунальным хозяйством, директором райзаготконторы. Скончался 07.06.1993.Достижения • Герой Советского Союза (05.11.1944) Награды • орден Красной Звезды (1942) • орден Красного Знамени (1942, 1944) • орден Отечественной войны I-й степени (2) (1943, 1944) • медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944) • медаль «Партизану Отечественной войны» I-й степени (17.09.1943) Изображения Чтобы помнили: Каспаров Ашот Джумшудович Согласно существующим данным 106 (по другим данным 107) этнических армян были удостоены звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны. Как это не печально но большинство из нас, не знает этих героев, поэтому я начинаю публиковать цикл биографий армян героев Советского Союза. Каспаров Ашот Джумшудович Родился 29 декабря 1909 года в семье крестьянина села Дудукчи Шушинского уезда Елизаветопольской губернии (ныне Гадрутский район НКР). По национальности армянин. Детские годы прошли в родном селе среди живописной природы родного региона. Там же в Арцахе окончил пятилетнюю сельскую школу, после чего работал в колхозе родного села. В 1928 году, когда ему исполнилось девятнадцать лет, Ашот переехал в Баку, где в поселке Бинагады несколько лет работал каменщиком. В 1931 году молодой рабочий добровольно вступает в ряды Красной Армии и направляется в Бакинское пехотное училище имени С. Орджоникидзе, в этом же году он подает заявление на вступление в ряды КПСС, действительным членом которой он становится в 1932 году. В 1934 году, после окончания Бакинского училища Каспарова направили на учебу в Оренбургское летное училище. Боевое крещение молодой офицер проходит в 1939 году во время советско-финской войны. К моменту начала Великой Отечественной войны, Ашот Каспаров служил штурманом в авиачасти, расположенной под Ленинградом. В первые дни войны он в составе своего экипажа совершил несколько боевых вылетов, позднее принимал активное участие в обороне Ленинграда. Отличился в снабжении с воздуха боеприпасами и продуктами партизанских отрядов в Белоруссии и на Украине. Ашот Джумшудович доставлял партизанам боеприпасы и продовольствие, а обратным рейсом привозил раненых в боях советских солдат. Имя отважного офицера было внесено в книгу почетных партизан 1-й Минской партизанской бригады, а Украинский штаб партизанского движения наградил его орденом Отечественной войны 1-й степени. За время полетов в партизанские отряды, Ашот Каспаров доставил туда 91 тонну боеприпасов, перевез 61 человека на «Большую землю», доставил 420 раненых и детей партизан. Летал через Ладожское озеро, доставляя блокированному Ленинграду продовольствие Отважный летчик участвовал в битвах на Курской дуге, на Днепре, под Львовом, Тильзитом, Кенигсбергом, Калининском, Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м и 3-м Западно-Белорусских фронтах. В июле 1942 года — штурман звена Каспаров, успешно бомбардировал переходы фашистских войск через Днепр. В составе своей дивизии он также интенсивно бомбардировал скопления вражеской техники и войск на железнодорожных станциях Вязьма, Орел, Смоленск, Львов, Рославль, Брянск, Витебск, Минск, Гомель и на других важных плацдармах. Помимо того, что Каспаров был первоклассным штурманом, он был и отличным фотографом. В течение однойночи в Орле он успешно сфотографировал результаты бомбардировки несколькими сотнями советских самолетов, за что был награжден орденом Красного Знамени. Одна из нескольких боевых групп 101-го авиаполка дальнего действия (со второй половины 1944 — 31-й гвардейский Красносельский Краснознаменный авиаполк дальнего действия), штурманом которой был майор Каспаров, не раз бомбила важные военно-стратегические узлы, скопления военной силы и промышленные центры прямо на территории врага.Эскадрилья совершала такие полеты на Хельсинки, Хотку, Тизит, Кенигсберг, Инстерборг, нанося противнику большой материальный и технический урон. Бомбардировщик отважного штурмана громил гитлеровские войска и в боях за Варшаву, под Познанью, на Одере, и в битве за Берлин, в бомбардировках которого участвовал 16 раз. В годы Великой Отечественной войны майор Каспаров совершил 290 ночных и 15 дневных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника, всего им же им было совершенно 365 боевых вылетов (в том числе 55 — в тыл врага, к советским партизанам), что составляет 2650 часов налета. Бомбардировщиком Каспарова на врага было сброшено 256 тонн бомб, при этом уничтожив многих гитлеровцев и большое количество военной техники. За время войны майор Каспаров был награжден семью орденами и девятью медалями, за отвагу и героизм он 45 раз получал благодарности Верховного Главнокомандования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1944 года А. Д. Каспарову присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Ашот Джумшудович вернулся в родной Арцах, где и провел остаток своей жизни работая на благо родного края.
Боевой путь
Отважный летчик участвовал в битвах на Курской дуге, на Днепре, под Львовом, Тильзитом, Кенигсбергом, Калининском, Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м и 3-м Западно-Белорусских фронтах. В июле 1942 года — штурман звена Каспаров, успешно бомбардировал переходы фашистских войск через Днепр. В составе своей дивизии он также интенсивно бомбардировал скопления вражеской техники и войск на железнодорожных станциях Вязьма, Орел, Смоленск, Львов, Рославль, Брянск, Витебск, Минск, Гомель и на других важных плацдармах.