Павел
Тарасович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
3 ноября 1913 г. родился Кашуба Павел Тарасович - пилот 2-й авиационной группы особого назначения Генштаба Красной Армии. В сложнейших условиях осуществлял связь с партизанами Крыма. Спас жизнь генералу-лейтенанту Еременко.
Родился в селе Киевка ныне Апанасенковского района Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1941 года.
В начале тридцатых годов окончил Краснодарский кооперативный техникум, а затем учился в Московском планово-экономическом институте. Но армейская жизнь взяла своё. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков, но по решению врачей был списан из строевой части. В 1937-41 годах работал в Пятигорском аэроклубе, а затем летчиком в подразделении лесной авиации в Архангельской области.
Но с июня 1941 года он - пилот 2-й авиационной группы особого назначения, которая выполняла специальные задания в тылу врага. Например, 13 октября 1941 года отважный летчик, в сложных условиях наземной и воздушной обстановки, вывез из окружения раненого командующего Брянского фронтом генерал-лейтенанта А.И. Ерёменко. Кстати, до полета Кашубы многие летчики пытались спасти комфронта, но терпели неудачи – либо гибли, либо бились при посадке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Павлу Тарасовичу Кашубе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 521).
Переучился на знаменитый «дуглас» - транспортный самолёт Ли-2, летал в 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ, было такое специфическое соединение. С началом войны Гражданский воздушный флот был мобилизован, и самолеты авиатрядов стали основой последующего создания полков и дивизий, выполнявших, как правило, перевозки, десантирования и спецоперации – полеты в тыл, к партизанам или с разведгруппами. В сложных условиях глубокого тыла противника капитан Павел Кашуба произвел в октябре-ноябре 1942 года пять посадок в районе горных партизанских лагерей и вывез 85 раненых и больных партизан. За это же время отважным летчиком совершены восемь полётов по сбросу спецгруза партизанам. В феврале-марте 1943 года Павел Кашуба совершил 21 вылет в Крым, забросил партизанам тонны различных грузов и 29 парашютистов-подрывников.
А однажды получилось так, что лётчик-герой стал партизаном. Из официальных наградных документов: «При выполнении задания в ночь с 14 на 15 марта самолёт Героя Советского Союза был подбит огнём вражеской зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку. Оказавшись на территории, захваченной врагом, Павел Кашуба принял все меры к спасению экипажа и находившихся на борту самолёта парашютистов-десантников и вывел их в безопасное место». Пошли они на юго-запад, к спасительным горам и старокрымским лесам. Ночью шли, днём приходилось ползти. Но немцы и румыны бросились в погоню, задействовав более двухсот человек, миномёты и даже самолёт-корректировщик. Для прикрытия добровольно остались Волынский и парашютист Грабаров. Они погибли в неравном бою, но группе Кашубы удалось попасть в район старокрымской горы Козьей. В лесу снова был бой с преследователями, но десантники и авиаторы прорвались. Долго блуждали по лесу, только на девятый день встретились с партизанами.
Это был самый тяжёлый период крымского партизанского движения. В марте 43-го постоянных отрядов в Восточном Крыму не было. В лесу оставалось не более 260 человек, из которых только несколько десятков имели силы ходить на задания, остальные охраняли стоянки. Увы, и в нашем случае это была только разведгруппа в шесть человек. А ведь её найти - надо уметь. Помог делу бывший крымский партизан Василий Старокожев, боец Судакского отряда, эвакуированный в своё время на Большую землю и ставший там парашютистом-разведчиком. Он, оказавшись в знакомых местах, сумел распутать следы, оставленные партизанской разведкой.
Партизаны голодали, вскоре стали пухнуть и люди Кашубы. Еле смогли связаться с Кавказом - в группе десантников была радистка Таисия Опарина - и попросили помощи. На пятнадцатые сутки блужданий прилетел самолёт, но на условленную площадку груз не сбросил из-за облачности. Кашуба отправил радиограмму: «Пошлите не болта, а лётчика!». Пилот Иван Нижник (это он прилетал) на давнего друга по аэроклубу не обиделся и уже в следующую ночь с легкомоторного самолёта «ПР-5» сбросил партизанам и десантникам восемь небольших мешков с продуктами. Потом Владимир Булгаков и Владимир Бычков сбрасывали продовольствие, оружие, боеприпасы.
Вскоре встретились с небольшим отрядом партизан под командованием Куртсеита Муратова и Сандро Чачхиани. Всего стало чуть более полусотни человек, пилот Павлов назначен начштаба. В начале апреля получили радиограмму: «Подготовить площадку для приёмки трёх самолётов, на которых экипажу Кашубы прибыть на Большую землю. Отряд передать Чачхиани. Булатов». Вызвались лететь Иван Нижник, Николай Огарков и Виктор Царевский, хорошо знавшие Кашубу и маршруты полётов в Крым.
А вот с площадкой не получилось. Подходящей для приёма нескольких вместительных самолётов партизаны так и не нашли. Поэтому Кашуба схитрил, радируя, что есть такая - чуть не целый аэродром. Но попросил маленькие
«У-2». Пилоты-друзья поняли замысел, но виду не подали. Поднялись с аэродрома Агой в ночь с 18 на 19 апреля. Прорвавшись через зенитный огонь противника, самолёты Нижника и Огаркова (Царевский из-за неисправности самолёта вернулся) совершили посадку на «страшенной» площадке - сыром картофельном поле вблизи от румынской заставы. Около пятнадцати партизан провожали Кашубу и Павлова. Лётчики, с отросшими бородами и сильно исхудавшие, отдали остающимся всё съестное. Благополучно прибыли на Кавказ. За спасательный полёт Нижник и Огарков получили ордена Красного Знамени. Кашуба добился, чтобы позже эвакуировали и остальных членов экипажа и больных десантников.
В 1944 году отважный летчик неоднократно летал к партизанам Украины, Белоруссии и Прибалтики. Всего с 1941- го по 1943 год Павел Кашуба налетал 1180 часов, из них 315 ночью. Совершил 69 ночных вылетов в тыл врага, в том числе 10 с посадкой. А к сентябрю 1944 года отважный летчик совершил более 200 боевых вылетов в глубокий тыл противника.
В декабре 1944 года капитан Павел Кашуба, выполняя специальное задание командования, вылетел к партизанам Югославии. Из боевого вылета не вернулся, и долгое время считался пропавшим без вести. Спустя много лет после войны на разбитый транспортный самолет С-47 наткнулись геологи, пробиравшиеся сквозь буковую чащу в южной части Закарпатья. Сегодня в этом месте установлен обелиск, на котором выбито: «Здесь похоронен летчик Герой Советского Союза капитан Павел Тарасович Кашуба. Вечная память Герою, погибшему в борьбе за освобождение любимой Родины от фашистских захватчиков». Когда-то на Западной Украине ещё так писали….