
Константин
Тихонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Майор (во время ВОВ) морской авиации Капшук Константин Тимофеевич.
Летчик-истребитель. Участник Советско-Финляндской войны.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 13 иап ВВС КБФ, был комиссаром эскадрильи (остров Эзель). Награжден Орденом Нахимова 2 степени (30.8.1945 вручен орден № 289), двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Трудового Красного знамени, орденом Красной звезды и другими орденами и медалями.
18 апреля 1941 года, на остров Эзель пришло сообщение: фашистские войска захватили эстонский город Кингисепп. Гитлеровские бомбардировщики были перебазированы ближе к линии фронта и стали совершать по 3-4 налета в день на аэродромы, с которых советские экипажи наносили удары по Берлину. Но наши самолеты были подготовлены к вылету, замаскированы и не пострадали от налета. Взлетели в темноте, и в течение пяти часов полет проходил в сплошной облачности. Над Берлином было ясное, безоблачное небо. Город, казалось, вымер: ни огонька, ни вспышки выстрелов, ни прожекторов. Но разрывы советских бомб, пожары, сопровождаемые взрывами, подняли на ноги фашистское логово. Задание было выполнено. Все экипажи возвратились на свою базу.
Совершать боевые полеты с острова Эзель становилось все труднее. Он находился уже в тылу вражеских войск, кончались запасы горюче-смазочных материалов. Фашисты блокировали остров с воздуха и моря. Транспорт, который должен был доставить авиабензин и приводную радиостанцию, сгорел от торпеды подводной лодки врага. К исходу 20 августа к вылету на боевое задание было подготовлено три самолета, для остальных не было горючего. По возвращении на свою базу посадку произвели на летном поле, закрытом туманом. В последних известиях корреспондент ТАСС передавал из США: "...В результате прямого попадания сильно повреждены Штеттинский вокзал в северной части Берлина и железнодорожная станция Вицлебен в западной части Берлина".
Блокада острова Эзель становилась до предела угрожающей. Во избежание напрасных потерь самолетов и опытных экипажей генерал Жаворонков приказал эскадрилье капитана Тихонова вылететь на аэродром своего полка. Группа майора Щелкунова покинула остров в конце сентября 1941 г. - Вы славно поработали, дорогие друзья, - сказал им на прощание генерал Жаворонков. А итоги были таковы: 21 самолето-вылет, сброшено 243 бомбы общим весом 21,5. тонны, налетали 158 часов.
4 сентября 1941 г. экипажи морских летчиков под командованием Е. Н. Преображенского с острова Эзель совершили свой десятый, последний налет на Берлин, завершивший первые смелые рейды отважных советских соколов в глубокий тыл фашистской Германии в первые месяцы войны. Таким образом, за период с 8 августа по 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили на Берлин 10 налетов (около 90 самолето-вылетов). Взлет тяжелых бомбардировщиков с полной нагрузкой, с поля ограниченных размеров потребовал высокого летного мастерства. Все бомбардировочные удары по Берлину, за исключением первого, совершались в условиях ожесточенного противодействия многочисленных средств ПВО. Расстояние до Берлина до маршруту, проходившему в основном над морем, составляло до 1000 км. Восьмичасовой полет до Берлина и обратно на сухопутном самолете над мором ночью, часто в сложных условиях погоды, на высоте у цели до 7000-7500 м, под огнем зенитной артиллерии и истребителей вызывал огромное перенапряжение физических и моральных сил экипажей, особенно командиров кораблей. Сам полет таил едва ли не больше опасностей, чем пребывание над Берлином под огнем врага. Но, несмотря ни на что, наши экипажи успешно справились с заданиями.
В результате военно-промышленным объектам были нанесены значительные разрушения. Эти первые удары имели и огромное политическое значение. Информация взята из сети Интернет.
Дата поступления на службу:11.02.1929
11 иап ВВС КБФ (11 иап ВВС КБФ); 21 иап ВВС КБФ (21 иап ВВС КБФ); 11 иап ВВС БФ (11 иап ВВС БФ); 11 иап 1 гв. иад ВВС БФ (11 иап, 1 гв. иад ВВС БФ); 11 оиап ВВС КБФ (11 оиап ВВС КБФ); 11 иап 1 гв. иад ВВС КБФ (11 иап, 1 гв. иад ВВС КБФ) 21 иап ВМФ Военком полка 71 иап ВМФ
Наименование наград:
11.03.1938|14.03.1938Орден «Знак Почета»11.03.1938Орден Красного Знамени22.12.1942Медаль «За оборону Ленинграда»14.08.1943Орден Красного Знамени03.11.1944Орден Красной Звезды09.05.1945Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»03.08.1945Орден Нахимова II степени
Дата окончания службы: 26.09.1947 Подполковник.
Источники информации:
1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.
2. Митрофанов В.Г. С крылатыми героями Балтики. — Л.: Лениздат, 1988
Послевоенная жизнь и судьба- не известна.
P.S Мне родственником- НЕ является, запись добавлена с целью сохранения памяти героя, пусть не силами родственников.
Если родственники найдутся- пишите мне, я передам им право самим вести запись о нем на этом сайте.
Данные собраны и систематизировани мною из сети интернет.
Боевой путь
11 иап ВВС КБФ,21 иап ВВС КБФ