![Камов Николай Ильич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2016/06/14/8078b2f535a5dcfdd3946cf83d0bff51.png)
Николай
Ильич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Камов Николай Ильич – главный конструктор опытного конструкторского бюро вертолетостроения № 2.
Родился 1 (14) сентября 1902 года в городе Иркутске в семье учителя. Русский. С 1905 по 1910 годы семья жила на Северном Кавказе, затем вновь вернулись в Иркутск. Окончил коммерческое училище в Иркутске в 1918 году, Томский технологический институт в 1923 году. В 1920 году, после освобождения Томска Красной Армией, Камов пытался поступить в авиационный отряд РККА, но из-за сильной травмы руки, полученной в детстве, ему было отказано.
Рано заинтересовался авиацией, решил связать судьбу с самолетостроением. Поэтому после окончания института переехал в Москву, устроился на авиационный завод фирмы "Юнкерс" слесарем, затем работал в мастерских «Добролёта». С 1928 года - конструктор в конструкторском бюро морского самолетостроения Д.П. Григоровича, где принимал участие в разработке и испытаниях самолёта-торпедоносца открытого моря (ТОМ-1).
Однако Камова захватила новейшая для того времени идея создания летательного винтового аппарата. В свободное от работы время с такими же энтузиастами при поддержке "Осоавиахима" Камовым были созданы автожиры КАСКР-I и КАСКР-II (1929-1931 годы).
В 1931 году назначен начальником конструкторской бригады автожиров в секции особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1936 году бригада Камова переведена в КБ-3 при авиазаводе № 156. Спроектировал автожир разведки и корректировки артогня А-7. Однако из-за катастрофы на его испытаниях отстранён от конструкторской работы и уволен из авиационной отрасли. С 1937 года работал на тормозном заводе имени Кагановича.
В середине 1939 года вернулся на прежнюю должность на авиазавод № 156, активно занимался серийным производством автожиров А-7-3а. В 1940 году по инициативе Камова организуется первый в СССР завод автожиров на станции Ухтомская под Москвой, а он назначен его директором и главным конструктором.
Осенью 1941 года завод Камова эвакуирован на Северный Урал, но основным направлением работы стали модернизация ленд-лизовских бомбардировщиков А-50. В 1943 году завод ликвидирован. Камов вернулся в Москву и длительное время находился не у дел. За время вынужденного творческого простоя он защитил диссертацию, издал книгу об автожирах, занимался консультационной деятельностью в Московском авиационном институте, вместе с Б.Н.Юрьевым разработал проект одновинтового вертолета "ЮрКа", который не был построен.
С 1945 года работал в ЦАГИ. Только в 1946 году ему удается получить правительственное задание на постройку для Военно-морского флота (ВМФ) "летающего мотоцикла" (одноместного вертолета) Ка-8, который ему удалось создать и собрать практически вручную, впервые продемонстрировать на параде в Тушино в 1948 году. После этого успеха в октябре того же 1948 года Постановлением Совета Министров СССР создано опытного конструкторского бюро (ОКБ-2), а Камов назначен его главным конструктором. ОКБ-2 сначала располагалось в Москве, в 1951 году переведено в город Тушино Московской области, а в 1955 году - в поселок станции Ухтомская Московской области. Этим ОКБ Камов руководил до своей смерти.
Основным направлением его деятельности стало создание корабельных вертолетов для Военно-Морского флота. В 1953 году он получил патент на изобретение соосной несущей системы. Новое ОКБ-2 уже в 1949 году на базе Ка-8 создало вертолет связи и наблюдения Ка-10, к 1953 году – двухместный вертолет поиска подводных лодок Ка-15, несколько военных и гражданских модификаций этого вертолета, в том числе четырехместный Ка-18. Все эти машины запущены в серийное производство и были весьма успешными для своего времени. Так, в 1958 - 1959 годах на Ка-15 установлены мировые рекорды скорости по замкнутым маршрутам 100 и 500 км., а Ка-18 получил "золотую медаль" на Всемирной Брюссельской выставке 1958 года.
С 1952 по 1964 годы ОКБ Камова выполнило разработку, постройку и испытания комбинированного аппарата самолета-вертолета (конвертоплана или иначе винтокрыла) Ка-22 по заказу ВВС. Было построено четыре этих уникальные машины, в 1961 году на Ка-22 установлено 8 мировых рекордов: скорости по 100 км маршруту (336,76 км/ч) и подъема различных коммерческих грузов (до 16,485 т) на высоту до 2588 м. Одновременно с Ка-22 Камов выполнил проект корабельного противолодочного вертолета Ка-25. для борьбы с подводными лодками, оснащенный бортовым электронным комплексом, опускаемой гидроакустической станцией, РЛС и противолодочными торпедами или бомбами. Вслед за Ка-25 создаются Ка-25ПЛ, Ка-25Ц - целеуказатель ракетному оружию, Ка-25ПС - поисково-спасательный. Всего создано его 18 модификаций. Серийно выпускался также с 1969 года для нужд народного хозяйства двухдвигательный многоцелевой вертолет Ка-26 и аэросани Ка-30.
За выдающиеся заслуги в развитии советской авиации и в связи с семидесятилетием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1972 года Камову Николаю Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
В 1972 году ОКБ Камова приступила к созданию второго поколения корабельных противолодочных вертолетов Ка-252 (в серии - Ка-27). Камов возглавил проектирование и постройку первой опытной машины Ка-252ПЛ, однако увидеть её в полете ему не пришлось.
Жил в Москве. Умер 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Награждён двумя орденами Ленина (1962, 1972), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1957, 1971), медалями.
Лауреат Государственной премии СССР (1972). Доктор технических наук (1962).
Имя Н.И. Камова присвоено ОКБ, которым он руководил, а также Ухтомскому вертолетному заводу. На здании заводоуправления и на доме, где жил конструктор, установлены мемориальные доски. Имя Н.И. Камова присвоено улицам в Москве и в Люберцах.