Кальсин Василий Николаевич
Кальсин
Василий
Николаевич
рядовой
1925 - 25.09.1943

История солдата

Младшего Васю растрелляли ещё до приземления Женщина которая его похоронила писала бабушке и после войны. Она похоронила его в огороде думала больше ни чего не выростет так как немцы выжгли все яблони и землю. А яблони весною расцвели как никогда.

Утром 23 сентября генерал армии Н. Ф. Ватутин прибыл на командный пункт 40-й армии. Ему доложили, что в районе Букринской излучины крупных сил противника не обнаружено, и генерал армии через командующего ВДВ уточнил боевые задачи воздушному десанту. Цель операции оставалась прежней: не допустить подхода резервов противника к Букринскому плацдарму с запада, юго-запада и юга. Для достижения этой цели командующий фронтом приказал в ночь на 25 сентября десантировать две гв. вдбр в районе северо-западнее Канева и в районе станции Лазурны на площади 10 х14 км. Наступило время действий «Днепровского десанта».

Прыжок в ад

Острая нехватка времени привела к спешке и неразберихе на заключительном этапе подготовки операции. Накладки следовали одна за другой. Командованию пришлось собирать командиров бригад и доводить задачу до них за несколько часов до вылета, а те, в свою очередь, только в самолетах уже могли провести краткий инструктаж бойцов по целям и задачам десанта. Дальше больше: вместо 65 транспортных самолетов Ли-2 для десантирования 5 гв. вдбр авиаторы смогли сосредоточить только лишь 48. Мало того, выяснилось, что все транспортники уже с «выбитым» моторесурсом и их грузоподъемность меньше запланированной по плану высадки. А это заставило экстренно заново перераспределять людей и технику по имевшимся в наличии самолетам и вызвало цепь серьезных ошибок, которые сказались на организации управления десантом уже в бою. Весь штаб 3 гв. вдбр оказался на борту одного самолета, но без единой рации. Другие же самолеты были оборудованы рациями (где 3, а где даже 6), но без офицеров-связистов, у которых были радиокоды. Были самолеты, полностью загруженные санинструкторами и даже… бригадным оркестром. В довершение ко всему оказалось, что на шести аэродромах вылета не хватает автозаправщиков и просто нет достаточного количества авиационного керосина. Десантникам пришлось бегать по аэродрому в поисках готовых к вылету самолетов. 

В результате в ночь на 25 сентября 1943 г. со всех аэродромов начиная с 18.30 по московскому времени было произведено 298 самолето-вылетов и выброшено 4575 парашютистов и 690 контейнеров. Была полностью высажена 3 гв. вдбр и примерно половина 5 гв. вдбр (увы, полностью без артиллерии и минометов), когда на аэродроме окончательно закончилось топливо и на земле осталось примерно 30% от численности десанта. Но самое серьезное испытание ждало десантников впереди.

Здесь свою роковую роль сыграл приказ маршала Жукова о соблюдении «сверхсекретности». Отсутствие в течение трех суток авиаразведки и то, что не были извещены о десанте партизаны и войсковая разведка, привели к скрытной переброске немецким командованием в район Букринского плацдарма 3 пехотных, моторизованной, 1 танковой дивизий. Они оказались именно в тех районах, в которые планировалась высадка. В результате советские десантники прыгали на головы немецких солдат и в люки немецких танков. Естественно, их ожидал очень «теплый», а самое главное совершенно неожиданный для десантников прием.

При подлете к району высадки советские самолеты попали под очень сильный заградительный огонь зениток и вынуждены были набрать высоту, и с высоты 2 тыс. м осуществлять выброску десанта. И разброс десантирования составил 30–100 км, т. е. от Ржищева до Черкасс. Так, например, командир 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады подполковник П. М. Сидорчук приземлился в районе Каневского леса, через час встретил солдата 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады, к утру собрал пять человек и в течение восьми дней разыскивал и объединял вокруг себя мелкие группы десантников. Офицеров и солдат, которые прыгали вместе с ним из одного самолета, он встретил только на девятый день после приземления. Надо честно признать, что это произошло в результате отсутствия опыта десантирования у пилотов транспортной авиации. О низком уровне подготовки летчиков свидетельствуют следующие факты: в результате потери ориентировки 13 самолетов не нашли свои районы высадки и вернулись на аэродромы с десантниками, экипаж одного самолета высадил бойцов прямо в Днепр, где все утонули, а 230 десантников во главе с заместителем командира 5-й вдбр подполковником М. Б. Ратнером — в собственном тылу на левом берегу Днепра. Места же высадки бойцов из нескольких самолетов вообще установить не удалось.

Регион Кировская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Киров
Место рождения Кировская обл Молотовский район д. Ваганово
Дата рождения 1925
Дата смерти 25.09.1943

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: