Владимир
Дионисович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Владимир Дионисович Каленский родился 28 января 1920 года в городе Иркутске в большой многодетной семье. В 1925 году отец Владимира Дионисовича был приглашён для работы на ВСНХ СССР, и семья переехала в Москву.
В 1940 году В. Д. Каленский был призван на действительную воинскую службу в ВМФ СССР. Война застала Владимира Дионисовича во время прохождения службы в Учебном Отряде Северного Флота на о.Соловки.
В годы Великой Отечественной войны краснофлотец В. Д. Каленский проходил службу в Разведуправлении Северного флота радиоразведчиком. Совершил несколько боевых походов на подводной лодке «С–56» (командир – в последующем вице-адмирал, Герой Советского Союза Г. И. Щедрин). Принимал участие в спецоперациях по боевому обеспечению отряда дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова.
С конца марта 1942 г. разведка Северного флота начала практиковать использование радиоразведчиков БРО СФ на некоторых подводных лодках в боевых походах. В период нахождения лодки в надводном положении радиоразведчик открывал вахту, далее прослушивал радиосети разведывательной авиации и кораблей противника, определяя по содержанию радиообмена и силе сигнала ориентировочное местонахождение сил противника и характер их действий.
Командиры подводных лодок получали от радиоразведчика сведения об обстановке в районе нахождения подлодок и принимали необходимые меры.
Испытал он и ощущение, когда слышишь над головой шум винтов вражеских кораблей, а взрывы глубинных бомб всё ближе и ближе. И весь корпус как живой содрогается под этими взрывами, и лопаются плафоны, и наступает полумрак аварийного освещения, а то и полный мрак, и только мерзко свистит, как режет бритвой, аж звенит, поступающая забортная вода. И сколько ее уже поступило и сколько еще поступит, одному Богу известно. Когда лодка отлёживалась на грунте либо уклонялась от преследования немецких эсминцев, когда не было возможности всплыть, ему приходилось испытывать на себе и недостаток кислорода, и избыток углекислого газа, когда задыхаешься и потеешь, вдыхаешь и не можешь вдохнуть, дышишь как загнанный пес и не можешь надышаться. И прорывался на подводной лодке «С–56» через минные поля, когда по борту скрежещут ржавые минрепы.
Владимир Дионисович - кавалер орденов "Красной звезды" и "Отечественной войны", награждён медалью "Адмирал Нахимов", медалью "За оборону Советского Заполярья", медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", медалью Жукова", и многими другими медалями и памятными знаками.
Боевой путь
Воспоминания
«Вот так зимой 1944 года, – рассказывал Владимир Дионисович, – высадили леоновских парней. Ночь. Шторм. Укрылись в тени норвежского фьорда, ждём наших. Уже часов пять. Вроде и сигнал получили. Всё в порядке, возвращаются. И вдруг, вроде где-то совсем рядом, как рванёт. Раз. Другой. Третий. И зарево во все небо. Фьорд как на ладони. Потом узнали. Ребята наши как раз нефтебазу подорвали. Немецкие и норвежские сторожевики шныряют, прожектора шарят по заливу. Жуть. Лодка в позиционном положении. Это когда не всплыла, не погрузилась, только рубка ходовая наполовину из воды торчит. Да так низко, что ее волною перекатывает. И вдруг у борта всплывает рогатая мина. Уклониться нельзя, погрузиться нельзя. Мы же наших ждём. Расстрелять мину тоже невозможно, засекут сразу. И боцман-мальчишка руками её отжимает и держит сантиметрах в пятидесяти от борта. Коснись она запалом, рогом, этим рогом поганым – конец. Взрыв. Командир держит боцманёнка за шиворот, ведь тот от напряжения сознание начал терять».
Потом уже после войны Владимир Дионисович напишет картину «В огороде у немцев»,
и по ее мотивам, да и по живым рассказам художника, будет создан памятник подводникам в городе Твери.
После войны
После войны получил высшее художественное образование в МХПУ (б. Строгановское). Живописец, монументалист, плакатист. Член Союза художников СССР и России, Заслуженный художник РСФСР, Почетный член Российской академии художеств, член Союза моряков-подводников, Народный художник России. Ученик А. Куприна, П. Кузнецова, С. Герасимова, он состоялся как художник, творчество которого носило исключительно ярко выраженную жизнеутверждающую религиозно-патриотическую направленность, продолжал традиции русской реалистической школы, долгое время воспевал родную землю и защитников Отечества.