Либа
Борухович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Звание.
Младший сержант.
Должность.
Стрелок - радист экипажа 81 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 50 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 4 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации, Авиации дальнего действия, Главного Командования Красной Армии (08.1941).
Младший сержант КАЦМАН ЛИБА БОРУХОВИЧ, 1922 года рождения, место рождения - СССР, Волынская губерния, Житомирский уезд, Словечанская волость, местечко Коростень (по административному делению: 1. СССР: Украинская ССР, Житомирская область, Коростенский район, г. Коростень; 2. УКРАИНЫ: Житомирская область, Коростенский район, Коростенская городская община), еврей. Год призыва в РККА неизвестен. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 года в должности (последняя): Стрелка - радиста экипажа 81 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 50 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, 4 авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации, Авиации дальнего действия, Главного Командования Красной Армии. С Великой Отечественной войны не вернулся: 30.08.1941, не вернулся с боевого задания, погиб в воздушном бою. Захоронен: Днепр (так в документе). Родственники: Украинская ССР, Житомирская область, Коростенский район, г. Коростень, ул. Сквозная, дом 14, кв.№30, отец - Кацман Борух Шлёмович.
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
- провел успешных боевых самолёто - вылетов:
- провел воздушных боёв:
- сбил самолётов:
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА").
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Украинская ССР, Житомирская обл., г. Коростень
Воинское звание мл. сержант
Воинская часть 50 ад
81 авп
Место захоронения Украинская ССР
Донесение о безвозвратных потерях.
Кацман Либа Борухович
Дата рождения: __.__.1922
Место рождения: Житомирская обл., г. Коростень, ул. Сквозная, д. 14/30
Дата призыва: Коростенский РВК, Украинская ССР, Житомирская обл., Коростенский р-н
Воинское звание: мл. сержант
Последнее место службы: 50 ад
Дата выбытия: 30.08.1941
Причина выбытия: убит
Первичное место захоронения: Украинская ССР, р. Днепр
Документ, уточняющий потери.
Кацман Либа Барухович
Место рождения: Титомирская олбл., г. Хоростель
Воинское звание: мл. сержант
Последнее место службы: 81 авп
Дата выбытия: 30.08.1941
Причина выбытия: убит
Приложение:
1. 81 дальне - бомбардировочный авиационный полк ("Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd81.php ); 50 дальне - бомбардировочная авиационная дивизия ("Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/d/bad50.php ):
- 81 дальне - бомбардировочный авиационный полк.
"История. Формирование полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска) по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.40 г. Основой формирования явились кадры летно-технического и руководящего состава 12 дбап и 1 тбап. Позже полк был пополнен выпускниками Краснодарского и Чкаловского авиационных училищ, Ленинградского и Вольского авиационно-технических училищ. Формирование было завершено 27.06.40 г. Полк получил наименование 81 дбап.
Входил в состав 50 дбад.
Полк формировался на самолетах ТБ-3, но на вооружение получил бомбардировщики ДБ-3ф. На конец июня 1940 г. полк имел 61 самолет ДБ-3ф (из них исправных - 31). Накануне войны в полку был 61 самолет и 62 боеготовых экипажа.
Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.41 г.
В июне-сентябре 1941 г. экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника.
В августе 1941 г. основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью.
В сентябре 1941 г., не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. Ночники начали выполнять налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот.
В октябре 1941 г. принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. Напряжение боевой работы было высоким, иногда в сутки каждый самолет выполнял по пять боевых вылетов. Полеты осуществлялись как днем, так и ночью. Большое количество боевых вылетов в сутки объясняется нетипичными для дальней авиации задачами, которые приходилось выполнять полку, и близостью аэродрома базирования к линии фронта - 35-50 км.
С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. Одиночные экипажи днем выполняли задания по разведке оборонительных рубежей, аэродромов противника, ж.д. узлов, путей сообщения.
В апреле-июле 1942 г. боевая работа велась, главным образом, ночью; дневные боевые вылеты почти не выполнялись. Полк по-прежнему наносил удары по ж.д. узлам (Полтава, Днепропетровск, Новомосковск, Херсон, Николаев, Джанкой, Сталино), к списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Несколько ночных налетов было выполнено по аэродромам Полтава, Чугуев и Славянск.
Приказом Наркома обороны СССР No. 250 от 18.08.42 г. преобразован в 5-й гв. ап ДД.
Летом 1942 г. положение на фронте обострилось, и полк вновь стал действовать днем по объектам, расположенным в непосредственной близости к фронту. Вторую половину 1942 г. полк попрежнему действовал на южном участке советско-германского фронта, принимал участие в обороне Кавказа. Экипажи наносили удары по переправам через Терек, по местам скопления живой силы и техники. В составе полка был произведен налет на скопление войск противника в Моздоке. Постоянными объектами налетов оставались аэродромы противника.
С декабря 1942 г. по март 1943 г. экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир.
Весной 1943 г. приоритетными были удары по аэродромам противника. За время проведения Кубанской операции с 27.02. по 12.06.43 г. полк выполнил по аэродрому Керчь-2 103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово - 62, по аэродрому Саки - 21, по аэродрому Тамань - 25 самолето-вылетов. На земле было уничтожено несколько десятков самолетов противника, собственные боевые потери составили три Ил-4, сбитых над Керчью и Багерово. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске, ж.д. станцию Керчь, узлы обороны противника на "Голубой линии". Наносил удары по войскам противника в районе Русская (район станицы Крымской), металлургическим заводам в Мариуполе.
В июле 1943 г. полк действовал в интересах наземного командования, принимая участие в Орловско-Курско-Белгородской операции. Экипажи наносили удары по переправам через Северский Донец, бомбили войска противника в районе Тамаровки, Чаплинки, Белгорода, Сухой, Каменки. Ударам гвардейцев подверглись аэродромы Сталино и Кутейниково, ж.д. узлы Барвенково, Дебальцево. В этот период полк действовал исключительно напряженно. Экипажи производили по 2-3 вылета каждую ночь.
В августе и первой половине сентября 1943 г. полк поддерживал действия наземных войск, наступавших на Мариуполь, Барвенково, Волноваху, Чаплино.
Во второй половине сентября, октябре, ноябре 1943 г. полк участвовал в срыве эвакуации противника из Крыма, бомбардируя ж.д. узел Джанкой, прилегающие ж.д. перегоны и станции, наносил удары по ж.д. мостам в Днепропетровске и Запорожье, переправам через Днепр у Никополя, Херсона и Борислава.
В январе и марте 1944 г. оперативная группа полка с аэродрома Хотилово (район Бологого) принимала участие в стратегической операции Верховного Главнокомандования - налетам на столицу Финляндии. Самолеты оперативной группы выполнили 46 вылетов на бомбардирование Хельсинки. Из Хотилрва также наносились удары по ж.д. узлам Идрица, Псков и по скоплениям войск противника в районе Идрицы и Нарвы, а также на Таллин.
В апреле экипажи полка летали на Румынию. Объектами ударов стали порты и ж.д. станции Констанца, Галац. Кроме того, совершались удары по Львову, Вельску, Кишеневу, Севастополю. По позициям артиллерии и оборонительным линиям под Севастополем полк выполнил 125 самолето-вылетов. За отличные боевые действия при освобождении Севастополя приказом от 24.05.44 г. полку присвоено почетное наименование Севастопольский.
Летом 1944 г. полк поддерживал наземные войска, принимавшие участие в операции "Багратион". Наибольшее число боевых вылетов было совершено с целью разрушения опорных пунктов обороны противника на Бобруйском направлении. Другой важнейшей задачей, которую личный состав полка выполнял летом 1944 г., стали налеты на столицу Венгрии Будапешт. В июле-августе экипажи совершили 86 боевых вылетов на Будапешт, в ночь на 20 сентября Будапешт бомбили 22 самолета полка.
В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18-ю воздушную армию, полк переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 5 гбап.
28.12.44 г. вошел в состав 11 гбад.
Войну полк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945 г. бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.45 г.: объект удара - порт Свинемюнде.
За период Великой Отечественной войны экипажи полка произвели 7 624 боевых вылета (928 днем и 6696 ночью), суммарный налет при этом составил 24 111 ч. На цели сброшено 73 168 бомб общей массой 8 017 т. Согласно документам полка в результате боевой работы уничтожено: танков и бронемашин - 123, автомашин - 351, емкостей с горючим - 170, складов с горючим - 74, штабов - 2, разрушено мостов - 6, переправ - 39, ангаров - 6, ж.д. депо - 4, эшелонов - 129, пакгаузов - 15, ДЗОТов - 12, самолетов на земле - 195, самолетов в воздухе - 44, потоплено морских транспортов - 2, потоплено барж с войсками - 7.
18.08.45 г. за боевую работу в годы войны полк был награжден орденом Красного Знамени.";
2. Младший сержант КАЦМАН Л. Б. в :
- "Списке евреев - военнослужащих лётного состава ВВС СССР, в годы Великой Отечественной войны.". Полная версия, с дополнениями, на личной странице гвардии старшего лейтенанта ФАЙБИСОВИЧА Г. Е. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/faybisovich-grigoriy-efimovich ;
3. Фотографии:
- аватар "ДБ-3, советский дальний бомбардировщик, материальная часть 81 дальне - бомбардировочного авиационного полка ("ВОЕННЫЙ АЛЬБОМ": https://waralbum.ru/29393/ ); Информация о фото: информации о месте и дате съемки нет:
авторское описание:
“Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе)”;
4. Информация: Фамилия, Имя, Отчество - поисковик Сергей Пширков (РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, Минская область, г. Минск).