![Иванов Михаил Иванович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2015/04/25/d8954fc5cdeb1393926c1c57a3baf9c8.jpg)
Михаил
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Иванов Михаил Иванович участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. В боевых действиях участие принял с первых часов войны в составе 98-го дальнебомбардировочного авиаполка Дальнебомбардировочной Авиации ГК КА в должности авиамеханика, аэродром "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного фронта. Участник битвы за Москву с 07.10.41 г. по 20.04.42 г. в составе 519-го истребительного авиаполка ВВС Западного фронта в должности авиатехника. В Действующей Армии РККА с 22.06.41 г. по декабрь 1942 г. - более 500 дней. После окончания Новосибирской военной авиашколы летчиков дальнего действия с июля 1944 г. в составе 328-го авиаполка дальнего действия 3-го авиакорпуса ДД в должности правого летчика. В составе этого авиаполка на аэродроме "Белая Церковь" (Киевская обл.) встретил 9 мая 1945 г.
Родился Михаил Иванович 13 ноября 1920 г. в деревне Нижние Кибекси Цивильского уезда Чувашской автономной области РСФСР.
Родители: отец - Прокопьев Иван Прокопьевич, мать - Евграфова Александра Евграфовна. До и после Октябрьской революции семья Ивана Прокопьевича занималась земледелием и имела небольшое крестьянское хозяйство в котором работали только члены семьи. В конце 1929 г. их хозяйство вошло в состав местного колхоза "Эметь".
У Ивана Прокопьевича и Александры Евграфовны было пятеро детей. Кроме самого Михаила, были еще два старших сына: Виктор, 1912 года рождения и Николай, 1914 года рождения, а также младшие дочь Мария и сын Александр. Все дети получили семилетнее образование и среднее специальное гражданское образование.
Трое старших сыновей: Виктор, Николай и Михаил, в составе Действующей Армии в годы Великой Отечественной войны участвовали в защите своего Отечества. Все трое были офицерами Красной Армии. Старший из них - Виктор, политрук 110-го отдельного лыжного батальона, в начале 1942 г. погиб в ходе общего наступления наших войск под Москвой. Место его гибели и где находятся его останки до настоящего времени не известны.
После окончания в 1934 г. семилетки поступил в Цивильское педучилище, которое закончил в 1938 г. Год работал заведующим Ново-Сюрбеевской начальной школы Цивильского района. Член ВЛКСМ с 1937 г. по 1939 г. В июле 1939 г. Цивильским райкомом ВКП(б) был принят в кандидаты ВКП(б).
С октября 1939 г. курсант Вольского военного авиатехнического училища, г. Вольск Саратовской обл. После его окончания 13.11.40 г. ему было присвоено первое офицерское звание "младший воентехник". В ноябре этого же года для прохождения службы прибыл в 98-й дальнебомбардировочный авиаполк 3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной Авиации Резерва ГК КА на должность младшего авиатехника, аэродром "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного особого военного округа.
Участие в Великой Отечественной войне принял с первого же ее дня в составе данного авиаполка в должности авиационного механика. В бовых дейстиях на Западном фронте (ЗФ) в составе 98-го дбап участвовал до октября 1941 г. С 07.10.41 г., уже в составе 519-го истребителбного авиаполка ВВС ЗФ, принял участие в битве за Москву в должности авиатехника, аэродром "Тушино" (Московской обл.). В период 1942 г. с 519-м иап участвовал во многих наступательных операциях ЗФ, в том числе в Ржевско-Вяземской наступательной операции.
После окончания Новосибирской военной авиашколы летчиков дальнего действия (ДД) в июле 1944 г. для прохождения службы прибыл в 328-й авиационный полк ДД 3-го авиакорпуса ДД на должность второго летчика дальнего бомбардировщика Ер-2, аэродромы "Попельня" и "Белая Церковь" (Киевская обл.). Окончание Великой Отечественной войны встретил в составе 328-го бомбардировочного авиаполка 18-й Воздушной Армии ВВС КА.
После войны остался в кадрах и продолжил службу на летных должностях в бомбардировочных авиационных полках в 18-й Воздушной Армии и других воздушных армиях Дальней Авиации ВВС ВС СССР. В последние годы службы летал на первых советских стратегических бомбардировщиках Ту-4. В январе 1956 г., при достижении предельного возраста нахождения на действительной военной службе, был уволен в запас с правом на пенсию по льготной выслуге лет.
После увольнения из ВС для постоянного места жительства прибыл в родную деревню Нижние Кибекси. Работал на гражданке на разных должностях в народном хозяйстве Цивильского района. На родительской усадьбе построил новый дом, где и проживал со своей семьей.
Михаил Иванович был женат. Отец пятерих детей: Николая, Таиссии, Владимира, Виктора и Валентины.
Умер в 1981 г. Похоронен в д. Н.Кибекси Цивильского района Чувашской АССР.
Боевой путь
После окончания Вольского военного авиатехнического училища младший воентехник Иванов В.И. в ноябре 1940 г. прибыл в 98-й дальнебомбардировочный авиационный полк (дбап) 3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной Авиации (ДБА) ГК КА, который формировался в 1940 - 1941 гг. на аэродроме "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного особого военного округа. Его первая офицерская должность в полку - младший авиатехник.
Перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ) 98-й дбап 1-го формирования (командир полка - подполковник А.И. Шелест) входил в состав 52-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (командир дивизии - полковник Г.Н. Тупиков) 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса. Полк в составе пяти эскадрилий был укомплектован личным составом и авиатехникой до полного штата. Это позволило 98-му дбап уже с первых часов войны начать боевые действия против агрессора - фашистской Германии.
22 июня 1941 г. 98-й дбап в составе 31 экипажа ДБ-3Ф и Ил-4, возглавляемый командиром полка подполковником А.И. Шелестом, вылетел по маршруту Осиповичи, Пружаны, Янов с задачей бомбардировать скопление танков и моторизированной пехоты гитлеровцев на дорогах Янов, Луков, Седлец, Бяла-Подляски. Бомбардировщики к первому боевому вылету готовил авиационно-технический состав (АТС) полка, в том числе авиамеханик Иванов Михаил Иванов, уроженец д. Н.Кибекси Чувашской АССР. Пока АТС занимался подготовкой самолетов к боевому вылету в это время проходил митинга, на котором летчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты поклялись отдать все силы, а если потребуется, и жизнь, для защиты Советской Родины.
Обнаружив в заданном районе двигавшихся на восток колнны фашистских танков и моторизированной пехоты, звенья дальних бомбардировщиков бомбардировали скопления гитлеровцев. Над целью и на обратном маршруте экипажи неоднократно атаковывались группами вражеских истребителей.
После полудня бомбардировщики из 98-го дбап нанесли еще один удар по скоплению танков около Варшавы - за 600 км. от места их базирования.
С 22 по 29 июня 1941 г. авиационный полк, принимл самое активное участие в приграничных сражениях.
В августа 1941 г. 98-й дбап перврго формирования был расформирован.
После дальнебомбардировочного авиационного полка мл. воентехник М.И. Иванов проходил службу в 519-м истребительном авиационном полку (иап). Полк был сформирован в сентябре 1941 г. при 1-й Рязанской ВШШ ВВС Красной Армии (КА) на аэродроме "Дягилево". Укомплектован был истребителями МиГ-3, которые оставили яркий след в истории ВОВ и, особенно, в битве за Москву, а в августе 1942 г. перевооружен на новые истребители ЯК-1.
07.10.41 г. полк приступил к выполнению боевых задач с аэродрома "Тушино" (Московская обл.) по защите и обороне нашей столицы в составе 47-й смешанной авиадивизии (сад) ВВС Западного фронта (ЗФ). Сама битва за Москву началась 30.09.41 г. и продолжалась до 20.04.42 г. Вместе с 519-м иап авиатехник Иванов М.И. почти с самого начала и до самого конца участвовал в этой грандиозной битве.
С 8 января по 20 апреля авиаполк в составе 47-й сад участвовал в Ржевско-Вязамской стратегической операции в период общего наступления КА под Москвой. В январе 1942 г., при прорыве обороны противника на реке Лама 47-я сад вместе с 519-м иап вошла в состав ВВС 20-й армии ЗФ. В этот период в составе 2-го гв. кавкорпуса 20-й армии в прорыве Ламского рубежа принимал участие 110-й отдельный лыжный батальон, где политическим руководителем стрелковой роты был старший брат Михаила Ивановича - Иванов Виктор Иванович. Истребители 519-го иап, которые обслуживал и готовил к боевым вылетам авиатехник Иванов М.И., с воздуха прикрывали подразделения 20-й армии, в том числе 110-й олб, в котором воевал политрук Иваном В.И.
В мае 1942 г. 519-й иап вошел в состав 201-й истребительной авиадивизии (иад) 1-й Воздушной Армии ЗФ, которая прикрывала боевые порядки 20-й армии и ее ударные группировки. Почти до самого конца 1942 г. полк участвовал во многих наступательных операциях ЗФ. В декабре 1942 г. 519-й иап убыл на доукомплектование и переучивание в ВВС Сибирского военного округа (СибВО).
С января по апрель 1943 г. проходил обучение в группе переучивания на должность техника звена в 20-м запасном истребительном авиаполку (зиап) СибВО, а затем, уже в должности техника звена, службу проходил в 45-м зиап СибВО.
Для получения навыков пилотирования летательных аппаратов в июне 1943 г. был направлен в Купинскую авиашколу ГВФ, г. Купино Новосибирской обл. С февраля по июль 1944 г. слушатель Новосибирской военной авиашколы летчиков авиации дальненго действия.
После ее окончания, уже в новой должности летчика, лейтенант Иванов Михаил Иванович был направлен во вновь формируемый на дальних бомбардировщиках Ер-2 328-й авиационный полк дальнего действия (ДД), который формировался с апреля 1944 г. на аэродроме "Попельня" (Киевская обл.) в составе 7-й гв. авиадивизии ДД 3-го авиакорпуса ДД. В августе 1944 г. полк перебазировался на аэродром "Белая Церковь" (Киевская обл.). В последующем, с реорганизацией в декабре 1944 г. авиции ДД в 18-ю Воздешную Армию 328-й апдд был переименован в 328-й бомбардировочный авиаполк (бап) и передан в состав 18-й гв. Орловско-Будапештской бомбардировочной авиадивизии как резервный. В боевых действиях 328-й бап участия не принимал, так как до конца войны не был полностью укомплектован авиатехникой и не достиг необходимой боеготовности.
В составе 328-го бап лейтенент Иванов Михаил Иванович 9 мая 1945 г. встретил окончание войны. За боевые заслуги на фронтах Отечественной войны в 1945 г. был награжден правительственной наградой - медалью "За боевые заслуги" и, в том же году, второй наградой - медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945 гг."
После войны
После окончания Великой Отечественной войны лейтенант Иванов М.И., которому было всего 24 года, остался служить в кадрах на летных должностях в бомбардировочных авиационных полках 18-й Воздушной Армии ВВС ВС СССР, 2-й, 3-й, 43-й и 50-й воздушных армиях Дальней Авиации (ВА ДА) ВВС ВС СССР.
В мае 1946 г. 328-й бап вошел в состав 326-й Тарнопольской ордена Кутузова бад 3-й ВА ДА с перебазированием на аэродромв Южного Сахалина. В августе 1946 г. л-т Иванов М.И. был переведен в 132-й Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского бап этой же авиадивизии. В 132-м бап Михаил Иванович летал правым летчиком на Б-25 - двухмоторном бомбардировщике North American B-25 Mitchell (США). Полк базировался на аэродроме "Китон" (Южный Сахалин).
После службы в отдаленной местности на острове Сахалин М.И. Иванов в сентябре 1947 г. был направлен в 229-й гв. Рославский Краснознаменный бап 14-й гв. Брянско-Белинской бад 2-й ВА ДА. В этом прославленном авиаполку Михаил Иванович прослужил почти 3 года. В этот период ему 16.07.49 г. было присвоено очередное воинское звание "старший лейтенант".
С 08.07.50 г. по 02.03.51 проходил службу (обучение) в спецгруппе Дальней Авиации и после нее был направлен в 208-й гв. бап 11-й гв. Орловской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА. Полк был оснащен первыми советскими стратегическими дальними четырехмоторными бомбардировщиками Ту-4 и дислоцировался на аэродроме "Сеща" (Брянская обл.). На Ту-4 в 208-й гв. бап ст. л-т Иванов М.И. попал как опытный летчик, отлетавший около 4-х лет на В-25, который в послевоенный период использовался как переходная машина при освоении нового стратегического бомбардировщика Ту-4.
Послдние 3 года службы в кадрах ст. л-т Иванов М.И. проходил уже в новой должности - адъютанта эскадрильи: с февраля 1953 г. по март 1955 г. в 240-м гв. Севастопольско-Берлинском Краснрзнаменном бап 57-й Смоленской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА на аэродроме "Быхов" (Могилевская обл.), а с марта 1955 г. по январь 1956 г. в 1224-м бап 106-й бад 50-й ВА ДА на аэродроме "Моздок" (Северная Осетия).
Из 240-го гв. бап Михаил Иванович был переведен в 1224-й бап на равнозначную должность в связи с тем, что 240-й гв. бап ДА в 1955 г. был преобразован в 240-й гв. минно-торпедный авиаполк и передан в состав ВВС Балтийского флота.
106-я бад была первой в ВС СССР стратегической авиационной дивизией, которая с 1956 г. оснащалась новыми межконтинентальными турбовинтовыми стратегическими бомбардировщиками Ту-95. В ходе реорганизаци и перевооружения авиаполков дивизии многие офицеры, достигшие предельного возраста нахождения на действительной военной службе и уже имеющие право на пенсию, подлежали увольнению. Таким образом, по достижению предельного возраста ст. л-т Иванов М.И. приказои ГК ВВС от 31.12.55 г. был уволен в запас и с 21.01.56 г. исключен из списковчасти. Календарная выслуга лет на момент увольнения у него составила 16 лет и 1 месяц, а в льготном исчислении - 25 лет и 11 месяцев.