Иванов Михаил Иванович
Иванов
Михаил
Иванович
старший лейтенант / учитель, авиационный механик, авиационный техник, военный летчик Дальней Авиации ВВС СА
13.11.1920 - 1981

История солдата

Иванов Михаил Иванович участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. В боевых действиях участие принял с первых часов войны в составе 98-го дальнебомбардировочного авиаполка Дальнебомбардировочной Авиации ГК КА в должности авиамеханика, аэродром "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного фронта. Участник битвы за Москву с 07.10.41 г. по  20.04.42 г. в составе 519-го истребительного авиаполка ВВС Западного фронта в должности авиатехника. В Действующей Армии РККА с 22.06.41 г. по декабрь 1942 г. - более 500 дней. После окончания Новосибирской военной авиашколы летчиков дальнего действия с июля 1944 г. в составе 328-го авиаполка дальнего действия 3-го авиакорпуса ДД в должности правого летчика. В составе этого авиаполка на аэродроме "Белая Церковь" (Киевская обл.) встретил 9 мая 1945 г.

Родился Михаил Иванович 13 ноября 1920 г. в деревне Нижние Кибекси Цивильского уезда Чувашской автономной области РСФСР.

Родители: отец - Прокопьев Иван Прокопьевич, мать -  Евграфова Александра Евграфовна. До и после Октябрьской революции семья Ивана Прокопьевича занималась земледелием и имела небольшое крестьянское хозяйство в котором работали только члены семьи. В конце 1929 г. их хозяйство вошло в состав местного колхоза "Эметь".

У Ивана Прокопьевича и Александры Евграфовны было пятеро детей. Кроме самого Михаила, были еще два старших сына: Виктор, 1912 года рождения и Николай, 1914 года рождения, а также младшие дочь Мария и сын Александр. Все дети получили семилетнее образование и среднее специальное гражданское образование.

Трое старших сыновей: Виктор, Николай и Михаил, в составе Действующей Армии в годы Великой Отечественной войны участвовали в защите своего Отечества. Все трое были офицерами Красной Армии. Старший из них - Виктор, политрук 110-го отдельного лыжного батальона, в начале 1942 г. погиб в ходе общего наступления наших войск под Москвой. Место его гибели и где находятся его останки до  настоящего времени не известны.

После окончания в 1934 г. семилетки поступил в Цивильское педучилище, которое закончил в 1938 г. Год работал заведующим Ново-Сюрбеевской начальной школы Цивильского района. Член ВЛКСМ с 1937 г. по 1939 г. В июле 1939 г. Цивильским райкомом ВКП(б) был принят в кандидаты ВКП(б).

С октября 1939 г. курсант Вольского военного авиатехнического училища, г. Вольск Саратовской обл. После его окончания 13.11.40 г. ему было присвоено первое офицерское звание "младший воентехник". В ноябре этого же года для прохождения службы прибыл в 98-й дальнебомбардировочный авиаполк 3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной Авиации Резерва ГК КА на должность младшего авиатехника, аэродром "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного особого военного округа.

Участие в Великой Отечественной войне принял с первого же ее дня в составе данного авиаполка в должности авиационного механика. В бовых дейстиях на Западном фронте (ЗФ) в составе 98-го дбап участвовал до октября 1941 г. С 07.10.41 г., уже в составе 519-го истребителбного авиаполка ВВС ЗФ, принял участие в битве за Москву в должности авиатехника, аэродром "Тушино" (Московской обл.). В период 1942 г. с 519-м иап участвовал во многих наступательных операциях ЗФ, в том числе в Ржевско-Вяземской наступательной операции.

После окончания Новосибирской военной авиашколы летчиков дальнего действия (ДД) в июле 1944 г. для прохождения службы прибыл в 328-й авиационный полк ДД 3-го авиакорпуса ДД  на должность второго летчика дальнего бомбардировщика Ер-2, аэродромы "Попельня" и "Белая Церковь" (Киевская обл.). Окончание Великой Отечественной войны встретил в составе 328-го бомбардировочного авиаполка 18-й Воздушной Армии ВВС КА.

После войны остался в кадрах и продолжил службу на летных должностях в бомбардировочных авиационных полках в 18-й Воздушной Армии и других воздушных армиях Дальней Авиации ВВС ВС СССР. В последние годы службы летал на первых советских стратегических бомбардировщиках Ту-4. В январе 1956 г., при достижении предельного возраста нахождения на действительной военной службе,  был уволен в запас с правом на пенсию по льготной выслуге лет.

После увольнения из ВС для постоянного места жительства прибыл в родную деревню Нижние Кибекси. Работал на гражданке на разных должностях в народном хозяйстве Цивильского района. На родительской усадьбе построил новый дом, где и проживал со своей семьей. 

Михаил Иванович был женат. Отец пятерих детей: Николая, Таиссии, Владимира, Виктора и Валентины.

Умер в 1981 г. Похоронен в д. Н.Кибекси Цивильского района Чувашской АССР.

 

Регион Республика Чувашия
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Чебоксары
Воинская специальность учитель, авиационный механик, авиационный техник, военный летчик Дальней Авиации ВВС СА
Место рождения д. Нижние Кибекси Цивильского уезда Чувашской АО
Дата рождения 13.11.1920
Дата смерти 1981

Боевой путь

Место призыва РВК Цивильского района Чувашской АССО
Дата призыва 09.1939
Принимал участие Пиграничные сражения, Битва за Москву, Ржевско-Вяземская стратегическая операция, другие наступательные операции Западного фронта

После окончания Вольского военного авиатехнического училища  младший воентехник Иванов В.И. в ноябре 1940 г. прибыл в 98-й дальнебомбардировочный авиационный полк (дбап)  3-го бомбардировочного авиакорпуса Дальнебомбардировочной Авиации  (ДБА) ГК КА, который формировался в 1940 - 1941 гг. на аэродроме "Шаталово" (Смоленская обл.) Западного особого военного округа. Его первая офицерская должность в полку - младший   авиатехник.

Перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ) 98-й дбап 1-го формирования (командир полка - подполковник  А.И. Шелест)  входил в состав 52-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (командир дивизии - полковник Г.Н. Тупиков) 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса. Полк в составе пяти эскадрилий  был укомплектован личным составом и авиатехникой до полного штата. Это позволило 98-му дбап уже с первых часов войны начать боевые действия против агрессора - фашистской Германии.

22 июня 1941 г. 98-й дбап в составе 31 экипажа ДБ-3Ф и Ил-4, возглавляемый командиром полка подполковником А.И. Шелестом, вылетел по маршруту Осиповичи, Пружаны, Янов с задачей бомбардировать скопление танков и моторизированной пехоты гитлеровцев на дорогах Янов, Луков, Седлец, Бяла-Подляски. Бомбардировщики  к первому боевому вылету готовил авиационно-технический состав (АТС) полка, в том числе авиамеханик Иванов Михаил Иванов, уроженец д. Н.Кибекси Чувашской АССР.   Пока АТС занимался подготовкой самолетов к боевому вылету в это время проходил  митинга,  на котором летчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты поклялись отдать все силы, а если потребуется, и жизнь, для защиты Советской Родины.

Обнаружив в заданном районе двигавшихся на восток колнны фашистских танков и моторизированной пехоты, звенья дальних бомбардировщиков бомбардировали скопления гитлеровцев. Над целью и на обратном маршруте экипажи неоднократно атаковывались группами вражеских истребителей.

После полудня  бомбардировщики  из 98-го дбап нанесли еще один удар по скоплению танков около Варшавы - за 600 км. от места их базирования.

С 22 по 29 июня 1941 г. авиационный полк, принимл самое активное участие в приграничных сражениях.

В августа 1941 г. 98-й дбап перврго формирования был расформирован.

После дальнебомбардировочного авиационного полка мл. воентехник М.И. Иванов проходил службу в 519-м истребительном авиационном полку (иап). Полк был сформирован в сентябре 1941 г. при 1-й Рязанской ВШШ ВВС Красной Армии (КА) на аэродроме "Дягилево". Укомплектован  был истребителями МиГ-3, которые оставили яркий след в истории ВОВ и, особенно, в битве за Москву, а  в августе  1942 г. перевооружен на новые истребители ЯК-1.

07.10.41 г. полк приступил к выполнению боевых задач с  аэродрома "Тушино" (Московская обл.) по защите и обороне нашей столицы в составе 47-й смешанной авиадивизии (сад) ВВС Западного фронта (ЗФ). Сама битва за Москву началась 30.09.41 г. и продолжалась до 20.04.42 г. Вместе с 519-м иап авиатехник Иванов М.И. почти с самого начала и до самого конца участвовал в этой грандиозной битве.

С 8 января по 20 апреля авиаполк в составе 47-й сад участвовал в Ржевско-Вязамской стратегической операции в период общего наступления КА под Москвой. В январе 1942 г., при прорыве обороны противника на реке Лама 47-я сад вместе с 519-м иап вошла в состав ВВС 20-й армии ЗФ. В этот период в составе 2-го гв. кавкорпуса 20-й армии в прорыве Ламского рубежа принимал участие 110-й отдельный лыжный батальон, где политическим руководителем стрелковой роты был старший брат Михаила Ивановича - Иванов Виктор Иванович. Истребители 519-го иап, которые обслуживал и готовил к боевым  вылетам авиатехник Иванов М.И., с воздуха прикрывали подразделения  20-й армии, в том числе 110-й олб, в котором воевал политрук Иваном В.И.

В мае 1942 г. 519-й иап вошел в состав 201-й истребительной авиадивизии (иад) 1-й Воздушной Армии ЗФ, которая прикрывала боевые порядки  20-й армии и ее ударные группировки. Почти до самого конца 1942 г. полк участвовал во многих наступательных операциях ЗФ. В декабре 1942 г. 519-й иап убыл на доукомплектование и переучивание в ВВС Сибирского военного округа (СибВО).

С января  по апрель 1943 г. проходил обучение в группе переучивания на должность техника звена в 20-м  запасном истребительном авиаполку (зиап) СибВО, а затем, уже в должности техника звена, службу проходил в 45-м зиап СибВО.

Для получения навыков пилотирования летательных аппаратов в июне 1943 г. был направлен в Купинскую авиашколу ГВФ, г. Купино Новосибирской обл. С февраля по июль 1944 г. слушатель Новосибирской военной авиашколы летчиков авиации дальненго действия.

После ее окончания,  уже в новой должности летчика,  лейтенант Иванов Михаил Иванович  был направлен во вновь формируемый на дальних бомбардировщиках Ер-2 328-й авиационный полк дальнего действия (ДД), который формировался с апреля 1944 г. на аэродроме "Попельня"  (Киевская обл.) в составе  7-й гв. авиадивизии ДД 3-го авиакорпуса ДД. В августе 1944 г. полк перебазировался на аэродром "Белая Церковь"  (Киевская обл.). В последующем, с реорганизацией в декабре 1944 г. авиции ДД в 18-ю Воздешную Армию 328-й апдд был переименован в 328-й бомбардировочный авиаполк (бап) и передан в состав 18-й гв. Орловско-Будапештской бомбардировочной авиадивизии как резервный. В боевых действиях 328-й бап участия не принимал, так как  до конца войны не был полностью укомплектован авиатехникой и не достиг необходимой боеготовности.

В составе 328-го бап лейтенент Иванов Михаил Иванович 9 мая 1945 г. встретил окончание войны. За боевые заслуги на фронтах Отечественной войны в 1945 г. был награжден правительственной наградой - медалью "За боевые заслуги" и, в том же году, второй наградой - медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945 гг."     

 

Письма

Снимок сделан накануне Великой Отечественной войны а апреле 1941 г. на аэродроме "Шаталово" (Смоленская обл.)
Фотография прислана старшему брату Николаю Ивановичу, который в это время служил авиатехником самолета 44-го скоростного
бомбардировочного авиаполка 2-й смешанной авиадивизии Ленинградского военного округа, г. Старая Русса.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны лейтенант Иванов М.И., которому было всего 24 года, остался служить в кадрах на летных должностях в бомбардировочных авиационных полках 18-й Воздушной Армии ВВС ВС СССР,  2-й, 3-й, 43-й и 50-й воздушных армиях Дальней Авиации (ВА ДА) ВВС ВС СССР.  

В мае 1946 г. 328-й бап вошел в состав 326-й Тарнопольской ордена Кутузова бад 3-й ВА ДА с перебазированием на аэродромв  Южного Сахалина. В августе 1946 г. л-т Иванов М.И. был переведен в 132-й Берлинский орденов Кутузова и Александра Невского бап этой же авиадивизии. В 132-м бап Михаил Иванович летал правым летчиком на Б-25 - двухмоторном  бомбардировщике  North American B-25 Mitchell (США). Полк базировался на аэродроме "Китон" (Южный Сахалин).

После службы в отдаленной местности на острове Сахалин М.И. Иванов в сентябре 1947 г. был направлен в 229-й гв. Рославский Краснознаменный бап     14-й гв. Брянско-Белинской  бад 2-й ВА ДА.   В этом прославленном авиаполку Михаил Иванович прослужил почти 3 года. В этот период ему 16.07.49 г. было присвоено очередное воинское звание "старший лейтенант". 

С 08.07.50 г. по 02.03.51 проходил службу (обучение) в спецгруппе Дальней Авиации и после нее был направлен в 208-й гв. бап 11-й гв.  Орловской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА. Полк был оснащен первыми советскими стратегическими дальними четырехмоторными бомбардировщиками Ту-4 и дислоцировался на аэродроме "Сеща" (Брянская обл.). На Ту-4 в 208-й гв. бап ст. л-т Иванов М.И. попал как опытный летчик, отлетавший около 4-х лет на В-25, который в послевоенный период использовался как переходная машина при освоении нового стратегического бомбардировщика Ту-4. 

Послдние 3 года службы в кадрах ст. л-т Иванов М.И. проходил уже в новой должности - адъютанта эскадрильи: с февраля 1953 г. по март 1955 г. в 240-м гв. Севастопольско-Берлинском Краснрзнаменном бап 57-й Смоленской Краснознаменной бад 50-й ВА ДА на аэродроме "Быхов" (Могилевская обл.), а с марта 1955 г. по январь 1956 г. в 1224-м бап 106-й бад 50-й ВА ДА на аэродроме "Моздок" (Северная Осетия).

Из 240-го гв. бап Михаил Иванович был переведен в 1224-й бап на равнозначную должность в связи с тем, что 240-й гв. бап ДА в 1955 г. был преобразован в 240-й гв. минно-торпедный авиаполк и передан в состав ВВС Балтийского флота.

106-я бад была первой в ВС СССР стратегической авиационной дивизией, которая с 1956 г. оснащалась новыми  межконтинентальными турбовинтовыми стратегическими бомбардировщиками Ту-95. В ходе реорганизаци и перевооружения авиаполков дивизии многие офицеры, достигшие предельного возраста нахождения на действительной военной службе и  уже имеющие право на пенсию,  подлежали увольнению. Таким образом, по достижению предельного возраста ст. л-т Иванов М.И. приказои ГК ВВС от 31.12.55 г. был уволен в запас и с 21.01.56 г. исключен из списковчасти. Календарная выслуга лет на момент увольнения у него составила 16 лет и 1 месяц, а в льготном исчислении - 25 лет и 11 месяцев.