Ингильдиев Шавхат Алиевич
Ингильдиев
Шавхат
Алиевич
гвардии старшина

История солдата

_Мой дедушка, Шахват Алиевич Ингельдиев, служил бортмехаником в 250-м ТБАП, 325-м ТБАП, 292-м БАКП и 214-м ГТАКП.

Участвовал в боях за освобождение Ленинграда, Москвы, Минска, Бреста, воевал в Финляндии, Румынии, Польше, Германии, Японии.

За годы войны совершил 46 боевых вылетов и более 200 оперативных полётов, имеет общий налет 1470 часов.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание гвардии старшина
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

Призвавшись в Астрахани в 1939 году, Шавхат Алиевич был направлен в Забайкальский военный округ (ЗабВО), в город Читу. Окончив в апреле месяце 1940 года Читинскую авиашколу в звании младшего комвзвода был направлен для прохождения дальнейшей службы в 250-й тяжелобомбардировочный авиаполк, на станции Сохондо, Забайкальской железной дороги. 24 июня 1941 года начался путь их полка на войну, долгий перелёт с востока на запад. Первая посадка была совершена в г. Красноярск. А затем в Новосибирске, Омске, Челябинске, Чкалове и Ворошиловграде. В Ворошиловград полк прибыл 14 июля 1941 года.

В начале сентября 1941 года Шавхата перевели в 325-й Т.Б.А.П., который находился в городе Краматорске. В новом полку, новый экипаж оказался очень дружным и сплочённым, уже имеющим опыт. С таким экипажем деда командировали в город Ярославль для оказания помощи блокадному городу Ленинграду. В город они доставляли продукты питания, а обратно эвакуировали людей и часто ослабленных детей, из которых многие еле держались на ногах. 

После завершения командировки, по оказанию помощи Ленинграду, деда вернули в часть в город Мичуринск, Тамбовской области, для участия в обороне Москвы. В это же время им часто приходилось выполнять задания по оказанию практической помощи партизанам Брянских лесов, отрядам Ковпака и Федорова (Медведь).

Июль 1943 года, начало Орловско-Курской битвы. Самолеты полка, в котором служил Шавхат, начали выполнять боевые задания каждую ночь, совершая бомбовые удары по противнику. Особенно часто бомбили Курск, Орел, Корачев, Белгород и другие цели, где были сосредоточены войска немцев.

После успешных военных операций на Орловско-Курских сражениях, части стали успешно двигаться на запад, освобождая каждый раз территории, бывшие в оккупации, и вслед за войсками, полк деда тоже стали перебазировать на более западные территории. Так с аэродрома с. Хоботова Тамбовской области их перебросили в город Конотон УССР. Занимались обычно бомбосбрасыванием а также десантированием.

Затем полк перебросили в город Андриаполь Калининской области, где была сосредоточена авиация нескольких дивизий с разными типами самолетов для сбрасывания большого десанта. 

По выполнении этого задания в середине декабря 1943 года полк деда тайком был переброшен в блокадный Ленинград на аэродром Углово. 

15 января 1944 года начались боевые действия наших частей по всему Ленинградскому фронту по снятию блокады города. Самолеты авиаполка начали интенсивно бомбить сильно укрепленные районы городов Красное Село и Ропша. В ночь делали по 2-3 боевых вылета с бомбовой нагрузкой. За 10 дней упорных боев наши боевые части успешно разгромили немецкие укрепленные позиции, и враг был изгнан с большой территории вплоть до Пскова и Нарвы, и, таким путем, была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней и ночей.

За успешные боевые действия по снятию блокады города-героя Ленинграда, 325-й авиаполк далекого действия, в котором служил дед, был переименован в 29 гвардейский Красносельский авиаполк дальнего действия.

Через несколько дней начались массированные воздушные налеты по городам Финляндии, в том числе по г.Хельсинки. В круглосуточных налетах участвовали самолеты всех авиационных частей Ленинградского фронта, и к весне 1944 года Финляндия прервала военное сотрудничество с Фашистской Германией.

Но с началом белых ночей был дан приказ перебазироваться на Украину в район города Шепитовка. Полк прибыл туда 16 мая 1944 года, сначала в местечко ст. Судилково, а потом под город Полонное, село Варваровка, недалеко от которого было село Котельниково, где в свое время был штаб маршала Г.К.Жукова. Здесь полк находился по 3 сентября 2944 года и участвовал в освобождении территорий республик Беларусь и Украина.

5 сентября 1944 года 29 ГКАПДД перебазировался на ст. Куровице, недалеко от г. Львова. В конце сентября 1944 года 10 самолетов ЛИ-2 этого полка с экипажами командировали в Румынию.

Сначала они прилетели в Бухарест, через два дня перебазировались в г. Текучи, а потом в местечко Албешта (недалеко от Плоешти) для оказания помощи войскам Броз Тито (Югославия), попавшим в окружение немецких войск. Они сбрасывали на парашютах грузы с вооружением, боеприпасами, продовольствием и медикаментами. Были случаи выполнения заданий с посадкой и вывозом раненых. 6 октября 1944 года экипажи благополучно и без потерь вернулись в свой аэродром Курвице.

24 января 1945 года полк был перебазирован с Львовской области в г. Радом (Польша) по спецкомандировке, а потом экипажи вернулись в Котовицы, а оттуда 26 марта были переброшены в г. Кросно (Польша). Отсюда уже боевые операции проводили по территории Германии.

С успешным продвижением советских войск на запад, 14 апреля 1945 года полк деда уже были на территории Германии, в районе Лоисберга. 

После окончательной капитуляции Германии экипажи 15 мая 1945 года вернулись обратно для базирования в город Красно (Польша), где пробыли до начала июля 1945 года. Подготовив в Красно самолеты с необходимыми ресурсами, после принятия госкомиссий, начался дальнейший перелет на восток с посадками в Орле, Казани, Свердловске, Новосибирске, Красноярске, и вот 24 июля, через 4 года и 1 месяц дед прибыл на аэродром Сохондо, т.е. туда, откуда полетел на войну в 1941 году.

В аэродроме ст. Сохондо их полк пробыл до 7 августа 1945 года. Тогда, после предъявления ультиматума Японии о безоговорочной капитуляции, которую она не приняла, дивизия деда в тот же день прибыла в район реки Халкин-Гол, на аэродром Ленинград, город Томсак-Булак, Монгольской Н.Д.Р. 9 августа 1945 года, как было предусмотрено Ялтинской конференцией трех держав, были начаты военные действия против Японии.

В этой войне наши самолеты бомбежкой противника не занимались, а работали в основном высадкой десанта, а также по доставке раненых, питьевой воды танковым колоннам, движущимся по бездорожью и безводным степям Монголии.

В 13:00 часов 19 августа 1945 года группа самолетов с десантом, в сопровождении истребителей, произвела посадку на аэродром Мукден. Как оказалось, повезло нашим десантникам, тут же на аэродроме они взяли в плен императора Маньчжо-Го Пу-и. Он ждал на аэродроме японский самолет, чтобы улететь, но вместо него прилетел советский, и на одном из наших самолетов ЛИ-2 император Маньчжо-Го Пу-и был доставлен в город Читу.

Итак, 3 сентября 1945 года были завершены Великая Отечественная война и вторая империалистическая война, начавшиеся 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу.

После завершения войны с Японией, полк деда через города Цицикар, Харбин и  Ванимяу в начале октября 1945 года прибыл на остров Сахалин (Карафуто по-японски), на аэродром Долинск (по-японски Атияй). Потом перебазировались в Угледорск.

На острове Сахалин занимались транспортировкой грузов, перевозкой пассажиров (в основном военных) по маршруту: г. Хабаровск, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Совгавань, Курильские острова, Анадырь, Чукотка.

Демобилизовался Шавхат Алиевич в 1947 году

Воспоминания

Шавхат Алиевич

"Мне, прошедшему 4 года войны и оставшемуся в живых, еще долго не верилось, что война закончилась. Ведь все эти 4 года мы жили одним днем и радовались этому, а тут впереди ожидала свободная от войны жизнь. И никто не знал, как же она сложится". (из воспоминаний Ингильдиева Ш.А.)



Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: