Игнатьев Михаил Андреевич
Игнатьев
Михаил
Андреевич
Капитан. / Начальник штаба 118 отд. дальне - разведывательной авиационной эскадрильи, 137 скоростного ближне - бомбардировочного авиационного полка, 1 смешанной авиационной дивизии, Карельского фронта.
7.11.1909 - 28.09.1941

История солдата

Награды.

Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (07.1941).

Звание.

Капитан.

Должность.

Начальник штаба 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи, 137 скоростного ближне - бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка, 1 смешанной авиационной дивизии, ВВС 14 Армии, Карельского фронта (09.1941).

              Капитан ИГНАТЬЕВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ, 7.11.1909 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Владимирская губерния, Вязниковский уезд, уездный город Вязники (по административному делению: 1. СССР: Владимирская область, Вязниковский район, г. Вязники; 2. РОССИИ: Владимирская область, Вязниковский муниципальный район, городское поселение г. Вязники), русский. В РККА призван 05.1931 года. Образование: 1. Гражданское (общее): 7 групп городской школы (в 1925г.); 2. Военное: Московская артиллерийская школа имени Л. Б. Красина (в 1933г.); 9-я военная школа летчиков и летчиков - наблюдателей (в 1934г.; пос. Рогань, Харьковский район, Харьковская область, Украинская ССР). Участник войн: 1. Советско - финской (1939 - 1940гг.); 2. Великой Отечественной, с 24.06.1941 года, в должности (последняя): Начальника штаба 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи, 137 скоростного ближне - бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка, 1 смешанной авиационной дивизии, ВВС 14 Армии, Карельского фронта. Награды: Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (07.1941). С Великой Отечественной войны не вернулся: 28.09.1941 года, не вернулся, с экипажем, с боевого задания из района г. Петсамо, Финляндия. Самолёт сбит истребителями противника. Из показаний, оставшегося в живых, воздушного стрелка - радиста экипажа сержанта Аксельрода Павла Натановича: "После сброса бомб, звено 118-й ораэ, на развороте, отстало от общего строя и на обратном маршруте, над вражеской территорией, было перехвачено и сбито тремя «Мессершмиттами» (Messerschmitt Bf.109)". Захоронен: неизвестно. Родственники: адрес места рождения.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 12 (на 2.07.1941).

- воздушных боёв:

- сбил самолётов:

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА").

Дата рождения 07.11.1909

Место рождения Ивановская обл.

Дата призыва 10.05.1931

Воинское звание капитан

Воинская часть 137 ближне-бомбардировочный авиационный полк
                               311 рап

Награды Орден Красного Знамени

 

Учётно - послужная картотека.

Игнатьев Михаил Андреевич

Дата рождения: 07.11.1909

Место рождения: Ивановская обл.

Дата поступления на службу: 10.05.1931

Воинское звание: капитан

Наименование воинской части: 311 рап

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 25.10.1941

 

Записи из ГУК.

Игнатьев Михаил Андреевич

Дата рождения: 07.11.1909

Место рождения: Ивановская область город Вязники

Дата призыва: 10.05.1931

Воинское звание: капитан

Дата выбытия: 25.10.1941

 

Приказ об исключении из списков.

Игнатьев Михаил Андреевич

Дата рождения: __.__.1909

Воинское звание: капитан

Последнее место службы: 311 рап

Дата выбытия: 25.10.1941

Причина выбытия: убит

 

Картотека награждений.

Игнатьев Михаил Андреевич

Орден Красного Знамени

22.07.1941

Дата рождения: __.__.1909

Воинское звание: капитан

 

Экипаж: 3 человека (1. Пилот - командир; 2. Штурман; 3. Воздушный стрелок-радист).

1. Командир: лейтенант ТАМКИН ИЛЬЯ МАРКОВИЧ (1915 - 28.09.1941), место рождения - Российская Империя, Екатеринославская губерния, Екатерининская железная дорога, Богодуховская ветка, станция Мушкетово, еврей. Родственники: Украинская ССР, Сталинская область, Донецкая железная дорога, станция Мушкетово, отец - Тамкин Марк Евсеевич. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/tamkin-ilya-markovich

2. Воздушный стрелок - радист: старший сержант АКСЕЛЬРОД ПАВЕЛ НАТАНОВИЧ (1918 - 14.02.1945), место рождения - РСФСР, Украинская Народная Республика, Киевская губерния, Киевский уезд, Белогородская волость, поселок Ворзель, еврей. Родственники: РСФСР, Московская область, г. Москва, набережная Максима Горького, дом 40\42, кв. №73, мать - Аксельрод Фрида Хаймовна. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/akselrod-pavel-natanovich

 

Приложение:

1. 118 отдельная дальне - разведывательная авиационная Краснознамённая эскадрилья (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/TvpMr ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/118e.htm ; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/sssr/struct/e/rae118.php ); 137 скоростной ближне - бомбардировочный авиационный Краснознамённый полк ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/QeE2X ); 1 смешанная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/QeE2X ): 

- 118 отдельная дальне - разведывательная авиационная Краснознамённая эскадрилья (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/TvpMr ):

               "История. Сформирована 24 июня 1941 года на Северном фронте путём выделения эскадрильи из состава 311-го разведывательного авиационного полка.

                В составе действующей армии с 24.06.1941 по 01.05.1942 как 118-я отдельная армейская разведывательная авиационная эскадрилья и с 01.05.1942 по 14.11.1944 как 118-я отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья.

                  На 22.06.1941 года базировалась под Ленинградом имея в составе 11 самолётов СБ в разведывательном варианте. Почти сразу по началу войны была переброшена на Крайний Север, где первое время действовала в составе 137-го ближнебомбардировочного полка.

                 Действовала в Заполярье в интересах войск Карельского фронта, с 1941 года по лето 1944 года, до 1942 года в основном в интересах 14-й армии.

                 С начала 1942 года по справочнику боевого состава проходит как корректировочная.

                 01.05.1942 года переформирована в дальнеразведывательную, получила на вооружение самолёты Пе-2.

                  С 1 мая 1943 года по 1 марта 1944 года лётчики эскадрильи выполнили 420 боевых вылетов на разведку и фотографирование обороны противника. Так, в июне 1943 года проводила воздушную разведку завода в посёлке Никель и питающей его энергией гидроэлектростанции на реке Патсойоки.

                 Летом 1944 года эскадрилья проводила разведку укреплений врага на Свирском оборонительном рубеже. Осенью 1944 года эскадрилья принимала участие в Петсамо-Киркенесской наступательной операции и в сентябре-октябре произвела 107 боевых вылетов на фотографирование оборонительных рубежей и сооружений противника. При выполнение боевых заданий отличились командир эскадрильи гвардии майор Я. Е. Николаев, штурман эскадрильи капитан А. С. Западинский, командир звена капитан А. Р. Сливка, летчик капитан А. В. Колесников, лётчик-наблюдатель лейтенант М. Д. Фролов, начальник связи эскадрильи мл. лейтенант М. Г. Миськов, стрелки-радисты мл. лейтенант В. И. Усс, старшина В. А. Рыбкин, сержант Ив. К. Хамула. По окончании операции в боях не участвовала.";

- 118 отдельная дальне - разведывательная авиационная Краснознамённая эскадрилья (“ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/118e.htm ):

                 "История. Сформирована в июне 1941 г. в Ленинградском военном округе путем выделения эскадрильи из состава 311 орап. 
       На 22.06.1941 базировалась под Ленинградом, имея в составе 11 самолетов СБ в разведывательном варианте. 
       24.06.1941 переброшена в заполярье и вошла в состав ВВС 14 армии Северного фронта. 
       С 01.09.1941 вместе с 14 армией эскадрилья действовала на Карельском фронте. 
       01.05.1942 эскадрилья была выведена из состава ВВС 14 армии, подчинена ВВС Карельского фронта и переформирована. Летным и техническим составом эскадрилья укомплектована в основном из личного состава 608 бап. К июню 1942 г. эскадрилья была укомплектована личным составом. Самолеты Пе-2 получали в Казани, откуда на фронт перелетели 27.06.1942. 
       Экипажи эскадрильи производили фотографирование днем и ночью аэродромов, железных и шоссейных дорог, переднего края обороны, артпозиций, городов и населенных пунктов. Устанавливали с каких аэродромов совершаются налеты противника. Контролировали результаты боевой работы бомбардировщиков и штурмовиков. Кроме этого, производили бомбардировки, разбрасывали листовки, лидировали истребителей при перелетах. 
       118 отдельная дальнеразведывательная Краснознаменная авиационная эскадрилья с 01.12.1942 до конца войны входила в состав 7 ВА. 
Находилась в действующей армии
 24.06.1941 - 01.05.1942 (118 оараэ). 
 01.05.1942 - 14.11.1944 (118 одраэ).

Командиры:

капитан Василий Алексеевич Раханский ? - 03.07.1941 Погиб
капитан Степан Алексеевич Неменко 07.1941 - 01.01.1942 
майор Константин Павлович Константинов ? - 01.05.1942 
майор Георгий Петрович Стариков 01.05.1942 - 20.03.1943 
майор Андроник Сергеевич Волынченко 03.1943 - 09.1944 
майор Яков Емельянович Николаев 10.09.1944 - ?";

2. Капитан ИГНАТЬЕВ М. А. в:

- "Списке лётчиков, штурманов, стрелков - бомбардиров, воздушных стрелков - радистов 1 смешанной авиационной дивизии, погибших в Великой Отечественной войне, увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице капитана РАХАНСКОГО В. А. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/rahanskiy-vasiliy-alekseevich ;

3. Фотографии:

- личные капитана ИГНАТЬЕВА М. А. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/32Rig7 );

- “Советский бомбардировщик Пе-2 командира авиаэскадрильи в полете .” ("Военный альбом": https://waralbum.ru/28047/ ; Информаиця о фото: время съемки 1943):

авторское описание: “Советский бомбардировщик Пе-2 командира авиаэскадрильи в полете. О принадлежности данного самолета командиру авиаэскадрильи говорит буква «К» на вертикальном стабилизаторе. Ленинградский фронт.”;

- Пе-2, материальной части 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ": http://http://ava.org.ru/rap/47g.htm):

авторское описание фотографии: “Самолет-разведчик Пе-2Р тактический номер 13 из 47 ограп на взлете.”; 

- Пе-2 "За Родину, за Сталина" 118 отдельной дальнеразведывательной эскадрильи, ВВС Карельского фронта (“ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/rap/118e.htm ); 

- моста через реку Петсамон-йоки, уничтоженного 28.09.1941 года ("Эскадрилья, встряхнувшая землю": https://clck.ru/32QboW );

4. “WS WARSPON” ("Эскадрилья, встряхнувшая землю": https://clck.ru/32QboW ):

                "28 сентября 1941 года налёт группы бомбардировщиков СБ из состава ВВС Карельского фронта на Петсамо (ныне Печенга) эхом отозвался в самых высоких штабах вермахта. Высшему военному руководству Третьего рейха пришлось обратить своё внимание на самый северный участок Восточного фронта у побережья Ледовитого океана. В СССР же обстоятельства этого налёта стали известны лишь спустя десятки лет после окончания войны благодаря воспоминаниям немецких горных егерей. Как развивались события, и кто стал их творцом? 

Над фронтом у Западной Лицы.

              Осеннее наступление 1941 года горных егерей на мурманском направлении, начатое рано утром 8 сентября, при упорном сопротивлении обороняющихся частей 14-й армии Карельского фронта выдохлось к 17 сентября. Обе стороны понесли тяжелейшие потери, а ввод в бой свежих, лишь накануне сформированных стрелковых полков 1-й полярной дивизии заставил немцев повернуть вспять.

             В эти переломные дни заметно была усилена и мурманская авиационная группировка: из-под Архангельска на аэродромы Африканда и Кировск перебазировались две эскадрильи 80-го бомбардировочного авиационного полка (бап) под командованием майора Г.Н. Тарасевича, а из-под Кандалакши на аэродром Кица перелетела 118-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (ораэ) в составе шести СБ во главе с капитаном М.А. Игнатьевым. Экипажи разведчиков также были задействованы на мурманском направлении в качестве фронтовых бомбардировщиков.

          Тем временем, перегруппировавшись, 22 сентября полки 14-й и 186-й стрелковых дивизий перешли в контрнаступление. Так совпало, что именно в этот день горные егеря получили приказ об отходе на западный берег реки Западная Лица, на позиции, с которых начиналось их наступление. В эти дни советская авиация действовала особенно активно, нанося штурмовые и бомбардировочные удары по отступающим горным егерям в районе переправы через Западную Лицу и в ближнем тылу врага.

              28 сентября разведка обнаружила автоколонну численностью до 25 автомашин, проследовавшую по дороге от Петсамо к линии фронта в район Западной Лицы. На её уничтожение во второй половине дня с аэродрома Мурмаши в воздух поднялась 2-я эскадрилья 80-го бап в составе восьми бомбардировщиков СБ во главе со своим командиром старшим лейтенантом П.Ф. Поповым. Под плоскостями были подвешены 250-кг фугасные бомбы. Эскадрилья буквально накануне перелетела с аэродрома Кировск ближе к линии фронта, под Мурманск. Лётчиков 80-го бап лидировало звено 118-й ораэ во главе с капитаном М.А. Игнатьевым, также с бомбами, но меньшего калибра — ФАБ-50 и ФАБ-100. Сопровождала бомбардировщики разномастная группа истребителей — пять И-16, один ЛаГГ-3, два МиГ-3 145-го истребительного авиаполка (иап) и три И-153 147-го иап, вылетевшие с аэродромов Мурмаши, Шонгуй и Кица.

            Далее предоставим слово участникам этого знаменательного вылета. Бывший командир звена 80-го бап К.К. Петров впоследствии вспоминал:

             «Боевой вылет 28 сентября 1941 года в район Печенги мне хорошо запомнился. Со своим звеном я шёл справа от ведущего. Когда наша группа появилась над Печенгским заливом, фашисты открыли сильный огонь из зениток, установленных на высотах… Несмотря на обстрел, мы шли в плотном строю. Командир эскадрильи Павел Попов был храбрым лётчиком, решительным, грамотным. Мы все его уважали, верили в его мастерство.

             Не обнаружив колонн противника на дороге Печенга — Титовка — Западная Лица, мы сбросили бомбы на баржу, разгружавшуюся у пирса в Трифоне, на склады и бараки возле моста через Печенгу. Некоторые экипажи сбросили бомбы на мост. Результаты бомбометания нам не были известны, так как фотографирование не производилось, а разведка из-за нелётной погоды в последующие дни была исключена. Через два дня наша эскадрилья перебазировалась в другое место. По записям в лётной книжке, которая у меня сохранилась, боевой вылет в район Печенги занял 1 час 50 минут».

               Дополняет картину этого налёта бывший воздушный стрелок-радист 80-го бап С.А. Синодов:«28 сентября 1941 года нашему 80-му и 137-му авиаполкам было дано боевое задание бомбить танковую колонну, которая двигалась по дороге с северного портового города Петсамо (теперь Печенга) на юг по направлению города Кемиярви. 137-й бомбардировочный авиаполк взлетел с одного, а наш 80-й бомбардировочный авиаполк с другого аэродрома, но задача была одна — с интервалом в 5 минут лететь на цель, найти эту движущуюся танковую колонну и разбомбить…

        Погода оказалась на редкость ясная. Подлетая к этой шоссейной дороге, которая хорошо просматривалась с севера на юг, танковой колонны с ходу не обнаружили, в воздухе истребителей противника не было, тогда наш полк развернулся вправо и полетел на порт Петсамо, но там также колонну противника мы не обнаружили. Разделившись на две группы, внезапным ударом наш полк обрушил бомбовые удары на левый и правый берег фьорда-порта Петсамо. Мне хорошо было видно, как бомбы разрывались у порта, где находилось много вражеской техники, был нанесён огромный урон противнику.

            Только начали разворачиваться, как по нам был открыт сильный зенитный огонь; на всём обратном пути по нам стреляли со всех сопок трассирующими снарядами. На подлёте к линии фронта нас встретили наши истребители и сопроводили к месту посадки. Один истребитель противника ухитрился пристроиться сзади. Я всё время наблюдал — свой или нет, но он спокойно летел. Подлетая к своему аэродрому, я заметил, как этот истребитель резко приблизился к нашему крайнему бомбардировщику и дал длинную пулемётную очередь. Я, не спуская глаз с него, в это мгновение тоже нажал на гашетку, и истребитель противника с разворота ушёл вниз, после чего наши истребители стали его преследовать. При посадке выяснилось, что истребитель противника почти перебил тягу управления высоты, она держалась на кончике, но всё обошлось благополучно. А у нашего самолёта от зенитного огня было четыре пробоины. И у некоторых остальных самолётов также были повреждения».

              118-я ораэ входила в состав 137-го бап, но именно с этого времени подразделение стало непосредственно подчиняться командующему ВВС Карельского фронта. Удалось найти воспоминания и пилота бомбардировщика, которого коварно атаковал вражеский истребитель. Самолёт получил 25 пулевых пробоин, а пушечными снарядами было разбито хвостовое оперенье. Вот рассказ бывшего лётчика С.Т. Чернявского: 

             «Часть бомб мы сбросили на судно в заливе, другую часть на Печенгский мост и бараки возле него. Всё было сделано под сильным обстрелом зенитных батарей врага. Все лётчики проявили большое мужество. Чтобы удар был точным, наш комэск снизился до высоты 800 метров. Его мужеству мы завидовали. Под стать командиру были Анатолий Аквилянов и Константин Петров. Мы, молодые лётчики, учились у них мастерству, выдержке, мужеству. Они были нашими добрыми наставниками.

               Освободившись от бомб, мы пошли в сторону своего аэродрома. При подходе меня внезапно атаковал фашистский истребитель. «Мессер», видимо, был на свободной охоте и подкарауливал нас. Бомбардировщик был повреждён, плохо слушался рулей и при посадке едва не перевернулся. Полет проходил в очень сложных условиях, но все наши лётчики вернулись на свой аэродром».

                Действительно, все восемь бомбардировщиков СБ 80-го бап вернулись на свой аэродром, однако в полном составе погибло звено разведчиков 118-й ораэ. Из трёх экипажей выжил лишь один человек — воздушный стрелок-радист сержант Аксельрод Павел Натанович из экипажа лейтенанта ТАМКИНА И. М.

               Он чудом остался жив: при ударе о землю вместе с кабиной его отбросило в сторону от разломившегося горящего самолёта. На шестые сутки раненый лётчик, с обожжённым лицом, совершенно обессиленный, вышел в расположение своих наземных войск. Можно сказать, что судьба хранила его до самого конца войны.

               Выживший воздушный стрелок-радист сержант Аксельрод П. Н. поведал, как погибли все три самолёта: после сброса бомб звено 118-й ораэ на развороте отстало от общего строя и на обратном маршруте, над вражеской территорией, было перехвачено и сбито тремя «Мессершмиттами».";

5. Советско - финская война ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/Fui69  ); Указ Президиума ВС СССР от 21.03.1940 года "О награждении орденами и медалями СССР рядового и начальствующего состава Красной Армии", за образцовое выполнение боевых заданий Командования, на фронте борьбе с финской бело-гвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество   ( https://clck.ru/Nipks ).

 

Регион Владимирская область
Воинское звание Капитан.
Населенный пункт: Вязники
Воинская специальность Начальник штаба 118 отд. дальне - разведывательной авиационной эскадрильи, 137 скоростного ближне - бомбардировочного авиационного полка, 1 смешанной авиационной дивизии, Карельского фронта.
Место рождения Российская Империя, Владимирская губерния, Вязниковский уезд, уездный город Вязники.
Годы службы 1931 1941
Дата рождения 7.11.1909
Дата смерти 28.09.1941

Документы

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Фотографии

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Капитан ИГНАТЬЕВ М. А.

Советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, материальная часть 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

Советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, материальная часть 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

Мост через реку Петсамон-йоки, уничтоженный 28 сентября 1941 года.

Мост через реку Петсамон-йоки, уничтоженный 28 сентября 1941 года.

Советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, материальная часть 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

Советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, материальная часть 118 отдельной дальне - разведывательной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

Пе-2 "За Родину, за Сталина" 118 отдельной дальне - разведывательной эскадрильи.

Пе-2 "За Родину, за Сталина" 118 отдельной дальне - разведывательной эскадрильи.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: