Георгий
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Я расскажу о Георгии Николаевиче Хнкояне, отце моей жены, Аллы Георгиевны Хнкоян-Мирзоян. Он был одним из 308 фронтовых операторов Великой Отечественной войны.
В 1941 году он окончил операторский факультет Государственного института кинематографии. На фронт он был направлен сразу после начала войны в июне 1941г.
В семье бережно хранится все документы, связанные с Георгием Николаевичем, все свято хранят память о нем.
По его военному билету известно, что за время войны он побывал в составе многих фронтов: Кавказского, Северо-Кавказского, Закавказского, Южного, 4-го Украинского, 1-го Прибалтийского,1-го и 3-го Белорусских фронтов. Кадры, снятые папой, вошли в военную кинохронику тех лет, такие как "Кинолетопись" 1942 года, "Сборник киносюжетов" 1943 года, "Союзкиножурнал" №23 -24 ,"Битва за Севастополь", "На Крымской земле" и "Победа на юге" 1944 года, "Сыны Армении в Отечественной войне" 1944 года, "Генерал Армии Баграмян" 1946 года.
Бережно хранится и переписанная верной рукой его жены, Веры Аветисовны Хнкоян, книга Зинаиды Львовны Гинзбург «Кинооператор Хнкоян в дни Отечественной Войны». Георгий Николаевич мало рассказывал о военном времени, и только благодаря книге Гинзбург мы узнали о его лишениях и каждодневных подвигах.
Из этой книги мы узнали, что Георгий Николаевич, начав войну в качестве кинооператора в 1941 году, со штабом Кавказского фронта был послан в Крым. 29 декабря 1941 года он снимал высадку нашего первого десанта с крейсера «Красный Кавказ» в Феодосии. Потом были съемки разрушенной Феодосии и переднего края фронта в Керчи.
Также папа снимал в районе Перекопа и Турецкого вала. Чтобы заснять важные кадры Георгий Николаевич добровольно преодолел заминированные поля в городе Армянске.
1 ноября 1942 года папа попадает на озеро Сиваш и начинает снимать его форсирование. Сиваш – соленое озеро, вода в нем не замерзает, она делается зимой густой и вязкой, глубина его всего 70 см и даже лодки в нем часто садятся на мель. Немцы не оставили здесь серьезной обороны, они надеялись на то, что людям, особенно в это время года, озеро не пройти. Форсировать в ноябре Сиваш – это значило идти по пояс голыми в полузамерзшем месиве, соленом, разъедающем тело.
Есть кадры, заснятые Георгием Николаевичем: люди идут через Сиваш в ватниках, в ушанках и голые по пояс в воде, а кругом у берега виден снег. Кажется, что все это было страшнее атаки. Прошел километр, отснял свои 30 метров, кончилась пленка, возвращаешься на берег для перезарядки.
Без отдыха он шел обратно с бойцами через Сиваш и снова, и снова шел по воде. Всю предыдущую жизнь Георгий Николаевич страдал от ангины. «Жора, мальчик мой,- говорила ему в детстве его мама,- не становись голыми ногами на пол, опять горло будет болеть». В тот день он пробыл в холодной соленой воде Сиваша с 9-ти утра до 4-х часов вечера и навсегда вылечился от ангины. В последствии Георгий Николаевич, улыбаясь широко рекомендовал всем страдающим ангиной переход через Сиваш, средство сильное, и несомненно действенное.
Наутро наши войска въезжали в Севастополь. Город весь горел и наши части шли через горящие здания.
Сразу после войны он стал оператором сначала Ростовской киностудии, а в 1946-1950 гг. – оператором Тбилисской студии кинохроники. В 1950 г. он был направлен в Литву и стал одним из основателей Литовской киностудии. Здесь он снял свои лучшие документальные и научно-популярные фильмы «В Атлантике», «На побережье Канады», «На поиски рыбных богатств», «В тропиках Атлантики», «Они побеждают топи», «Наступление на океан», «Не просто сельдь» и многие другие. С 1970г. он переехал в Москву, где возглавил кинофотоотдел Министерства рыбного хозяйства СССР. Ушел из жизни 24 октября 1972 года в возрасте 54 лет.
В заключении приведу стихи Веры Аветисовны о Георгии Николаевиче, которые стали эпиграфом книги З.Л. Гинзбург:
Я хочу, чтоб поскорее
Залп последний отгремел,
Луч счастливой мирной встречи,
Нас с тобою бы согрел.
Я хочу в один волшебный,
Бесподобный слить поток,
Истомленные тревогой
Нашей жизни розни сток.
Буду стойка я в разлуке,
Хоть она мне не легка,
Потому что знаю твердо,
Что любовь твоя крепка.
Верю я, о пуле вражьей
Не дойдет плохая весть,
Потому что крепко любим,
А любовь сильней, чем смерть.
Потому что ждем уж долго,
Как никто б не смог другой,
Потому что мы достойны
Оба счастья, дорогой.
Боевой путь
После войны
Сразу после войны он стал оператором сначала Ростовской киностудии, а в 1946-1950 гг. – оператором Тбилисской студии кинохроники. В 1950 г. он был направлен в Литву и стал одним из основателей Литовской киностудии. Здесь он снял свои лучшие документальные и научно-популярные фильмы «В Атлантике», «На побережье Канады», «На поиски рыбных богатств», «В тропиках Атлантики», «Они побеждают топи», «Наступление на океан», «Не просто сельдь» и многие другие. С 1970г. он переехал в Москву, где возглавил кинофотоотдел Министерства рыбного хозяйства СССР. Ушел из жизни 24 октября 1972 года в возрасте 54 лет.