Владимир
Антонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
После окончания военного авиационного учебного заведения направлен в 9 запасной авиаполк 8 запасной авиационной бригады.
С февраля 1943г. в составе 130 бомбардировочного авиаполка (командир полка майор Гаврилов Семен Никитович).
17 апреля 1943г. 9 самолетов Пе-2 полка, взлетев с аэродрома Адуево, в 07-10 бомбардировали аэродром противника Сеща. В группе был экипаж 1-й авиаэскадрильи: младший лейтенант Хиль Владимир Антонович, штурман младший лейтенант Валитов Саберьян Юламанович, стрелок-радист сержант Сатин Василий Поликарпович.
06 мая 1943г. 9 самолетов полка в 05-45 бомбардировали аэродром противника Сеща. Второй вылет на бомбардировку аэродрома Сеща в составе девятки совершили с 18-30 по 20-18.
13 мая 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.
08 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
10 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали аэродром противника Сеща. Над целью девятка была атакована звеном истребителей ФВ-190 и парой Ме-109. Истребители произвели три атаки. В воздушном бою самолет экипажа Хиль, Валитов, Сатин получил первую пушечную пробоину руля глубины и стабилизатора, вторую пробоину- в плоскости.
12 июля 1943г. в составе 13 самолетов бомбардировали артиллерию противникав раойне д.Речица.
17 июля 1943г. в составе девятки бомбили железнодорожную станцию Белые Берега.
07 августа 1943г. в составе девятки, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали железнодорожную станцию Спас-Деменск.
08 августа 1943г.- скопление войск в районе д.Гнездилово.
09 августа 1943г.- живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное.
10 августа 1943г. экипажа Хиль, Валитов, Сатин в составе восьми Пе-2 бомбардировали живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное. Вторым вылетом в составе девятки- в район Гнездилово.
13 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня. На выходе от цели атакованы шестью истребителями Ме-109, которые после первой атаки были атакованы нашими истребителями прикрытия. У самолета мл.лейтенанта Хиль при подлете к своему аэродрому отказал правый мотор. Летчик благополучно произвел вынужденную посадку с убранными шасси.
19 августа 1943г. экипаж: Хиль, штурман мл.лейтенант Куркалов Михаил Михайлович, Сатин, в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
28 августа 1943г. экипаж Хиль, Куркалов, Сатин в составе пятнадцати самолетов бомбардировали узлы сопротивления противника в районе Обухово и Черничник. Вторым вылетом- узел сопротивления в Флясово. Третьим вылетом- живую силу и артиллерию в районе Уварово.
30 августа 1943г. в составе девятки- железнодорожную станцию Клоково.
31 августа 1943г. три боевых вылета в составе девятки- железнодорожный мост у станции Приднепровская, колонну войск на дороге мутище- Шатьково, станцию приднепровская. После третьего вылета экипаж произвел посадку на аэродроме Дубки.
01 сентября 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Приднепровская.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
05 сентября 1943г. два боевых вылета- в район д.Быки и д.Плотки.
14 сентября 1943г. с аэродрома Павлово в составе 14 экипажей бомбардировали аэродром Боровское.
15 сентября 1943г. экипаж Хиль, штурман мл.лейтенант Проклов Александр Филиппович, Сатин, в составе 15 экипажей бомбардировали позиции противника в районе Быки- Новые Быки.
16 сентября 1943г. экипаж Хиль, Проклов, Сатин, в составе 14 экипажей босмбардировали узел сопротивления в районе Быки- Берники.
17 сентября 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе 14 экипажей босмбардировали позиции противника в районе Хатеево- Ханино.
21 сентября 1943г. в составе 11 экипажей бомбардировали узел сопротивления в районе Трухоново.
22 сентября 1943г. в составе 9 экипажей возвратилиь, не выполнив боевого задания, из-за плохих метеоусловий.
26 сентября 1943г. в составе 8 экипажей бомбардировали войска и технику в д.Красное.
12 октября 1943г. в составе 9 экипажей бомбардировали оборонительные сооружения у д.Цибульская.
13 октября 1943г. в составе 13 экипажей бомбардировали позиции противника у д.Цибульская.
К концу февраля 1944г. гвардии младший лейтенант Хиль совершил 32 успешных боевых вылета, представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 14 апреля 1944г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
23 июня 1944г. при взлете с размокшего аэродрома на большой скорости зарулил в воронку. Самолет потерпел аварию, экипаж невридим.
02 июля 1944г. в составе 27 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию Молодечно. В районе цели обстреляны огнем зенитной артиллерии. Экипаж гвардии лейтенанта Хиль с задания не вернулся- подбитый зенитным огнем, ушел со снижением. Летчик произвел вынужденную посадку с убранными шасси на территории, занятой противником в районе Хорунженце, в 30км. севернее г.Минск. Экипаж находился в партизанском отряде. 05 июля территория была освобождена нашими войсками. Оставив стрелка-радиста для охраны самолета, летчик и штурман гв.лейтенант Валитов возвратились в полк.
09 июля 1944г. в составе 8 самолетов бомбардировали мост через р.Меречанка у г.Вильнюс. Результаты сфотографированы на фотоаппарат, установленный на борту эуипажа Хиль-Валитов.
15 декабря 1944г. в составе 17 самолетов полка бомбардировали северный порт Либава. При подходе к цели встречены огнем зенитной артиллерии. У экипажа Хиль, штурман гв.мл.лейтенант Цибульник Степан Яковлевич, Сатин, ведущего левого звена, был поврежден левый мотор. Экипаж сбросил бомбы на береговые сооружения и с резким разворотом вышел из строя и со снижением пошел в сторону линии фронта, но был атакован истребителями противника. На второй атаке у самолета был поврежден стабилизатор и кабина стрелка-радиста. После второй атаки Василий Поликарпович прекратил вести огонь (переговорное устройство вышло из строя), летчик не мог узнать о состоянии стрелка-радиста. После нескольких атак загорелась левая плоскость, консольный бензобак взорвался. Штурман Цибульник ответным огнем сбил один ФВ-190. Истребители прекратили преследовать горящий самолет. Летчик и штурман покинули падающий самолет и приземлились на территории, занятой противником в районе станции Гавиэни. Командир звена гвардии старший лейтенант Хиль был взят в плен солдатами, охранявшими станцию. Штурман перешел линию фронта и 18 декабря прибыл в полк.
Владимир Антонович содержался в лагерях городов Хев, Вайден, Карлсбад. В качестве чернорабочего работал на заводе «Садау».
Освобожден в мае 1945г.
Следуя по направлению в 12 запасную стрелковую дивизию из Брестского горвоенкомата до станции Алкино в команде из 5 человек. 29 мая 1945г. в г.Москва отстал от команды. Пошел в Ростокинский райвоенкомат, но в выходной день тот был закрыт. Пошел в кино, где был задержан СМЕРШем. Доставлен на Московский военно-пересыльный пункт.
08 июня 1945г. направлен в 32 запасной стрелковый полк 12 запасной стрелковой дивизии, станция Алкино (Куйбышевская железная дорога).
Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уволен в запас: 27 ноября 1948г.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
Боевой путь
Воспоминания
Статья капитан П. Павленко. Газета "Сталинский сокол" от 23 апреля 1943г.
18 апреля Совинформбюро сообщило о налёте лётчиков Западного фронта на немецкий аэродром. Передаём некоторые подробности этого налёта. На крупном аэродроме, расположенной в ближнем тылу немецко-фашистских войск, враг сосредоточил большое количество бомбардировщиков и истребителей. Гитлеровцы рассчитывали наносить отсюда удары по вашим важнейшим коммуникациям и авиационным базам. Аэродром был сильно защищён зенитными средствами, с утра и до вечера его прикрывали истребители. Узнав о сосредоточении вражеской авиации, наше командование решило нанести по этому аэродрому массированный удар бомбардировщиков и штурмовиков во взаимодействии с истребителями. Заранее был детально продуман и разработан весь план этого сложного воздушного налёта, где требовалось чёткое взаимодействие всех родов авиации. На (17 апреля) рассвете девятка бомбардировщиков поднялась в воздух. Вёл группу трижды орденоносец капитан Лоханов – опытный и умелый командир. Это был его 170-й вылет. Вместе с Лохановым летели молодые лётчики, совершившие по 2–3 вылета, – Фалин, Матвеев, Хиль и другие. Одновременно с соседних аэродромов поднялись в воздух другие группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На подступах к цели немцы встретили наши самолёты ураганным огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов. Капитан Лоханов первым прорвался сквозь огненную завету. За ним устремились и другие экипажи. Внизу были отчетливо видны ряды вражеских самолётов. Оторвались бомбы, и сразу же на земле один за другим вспыхнули пожары, раздались оглушительные взрывы. Советские лётчики зафиксировали прямые попадания на взлётной полосе, на стоянках самолётов и в районе складских сооружений. Массированный налёт бомбардировщиков закончился сокрушительной штурмовкой, которую осуществило несколько подразделений «ИЛ’ов». По предварительным данным, в результате налёта наши лётчики уничтожили больше 30 немецких бомбардировщиков и истребителей, взорвали склад горючего, подавили огонь двух зенитно-артиллерийских батарей и 5 зенитно-пулемётных точек. Наши самолёты потерь не имели.