Петр
Тимофеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Шагов не слышно на дороге,
Ни разговоров, ни команд…
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК в молчанье строгом
Идет сквозь вековой туман….
Из года в год в строю мы с ними,
И будет ПОЛК идти, пока
Мы помним КАЖДОГО ПО ИМЕНИ,
Держа портреты их в руках….
Н. Ильенко
ПЕТР ТИМОФЕЕВИЧ ХАРИТОНОВ
Петр Тимофеевич Харитонов родился 16 декабря 1916 года в с.Княжево Шацкого уезда, Тамбовской области.
В юности уехал в далёкую Бурятию, где работал плотником на одной из новостроек, затем окончил педагогические курсы и был учителем в школе города Улан-Уде.
В 1938 году Петра призвали в армию и по его просьбе направили на учёбу в военную школу лётчиков в город Батайск, а в 1940 году после окончания учебы в авиационную часть 158-го истребительного авиаполка (39-я истребительная авиадивизия, Северный фронт), где и застала его война.
На шестой день войны Пётр Харитонов оказался в составе дежурных пилотов на аэродроме города Остров на берегу реки Великой и получил приказ перехватить и уничтожить фашистский пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88», который пытался прорваться к Ленинграду. В самый разгар боя Харитонов отсёк от группы один бомбардировщик и решил его уничтожить. Вскоре у него кончились боеприпасы. В это время стрелок "юнкерса" открыл огонь и повредил маслосистему И-16. Но истребитель ещё управлялся, и Харитонов решил не выходить из боя. Он зашёл в хвост бомбардировщику и оказался в мёртвой зоне. Чтобы расстрелять врага в упор достаточно было одной очереди, но пулемёты молчали. Тогда он прибавил скорость и винтом своего истребителя нанёс удар по рулю глубины. "Юнкерс" неуклюже перевалился на нос и стал падать. Харитонов следил за ним до тех пор, пока тот не взорвался. Только одному члену "юнкерса" удалось выпрыгнуть с парашютом, и он был взят в плен. Из-за погнутого винта истребитель охватила тряска, но он продолжал слушаться рулей. Тогда Харитонов решил не покидать повреждённой машины и произвёл посадку на своей территории. После смены винта самолёт вновь был готов к вылету.
8 июля 1941 года Петру Тимофеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза, как и двум его сослуживцам летчикам С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову также совершившим в те дни воздушные тараны, открыв тем самым список Героев Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, а воздушный таран занял прочное место в ряду методов ведения воздушного боя советскими лётчиками.
В августе 1941 года в воздушном бою Пётр Харитонов был дважды ранен и попал в госпиталь. За этот бой был награжден Орденом Ленина А потом были схватки в небе над Ладогой по прикрытию «Дороги жизни» в осаждённый Ленинград. Новое тяжёлое ранение, снова госпиталь и снова фронт.
Триста восемьдесят боевых вылетов, четырнадцать сбитых вражеских самолётов, из них два тараном – таков итог боевой работы на фронте в годы войны Петра Тимофеевича Харитонова.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1953 г. окончил Военно-воздушную академию, командовал полком, учил лётному делу молодых пилотов.
В 1955 году полковник Харитонов оставил службу в армии и приехал в город Донецк, работал в штабе гражданской обороны города, активно участвовал в военно-патриотической работе, был всегда желанным гостем на заводах, в школах, клубах. Его знали в городе как интересного лектора. Не забывал Пётр Тимофеевич и родной Тамбовский край, он не раз приезжал в родное село Княжево, встречался с земляками. В 1987 году Пётр Тимофеевич умер. Но навсегда в историю войны он вошёл как человек, совершивший один из первых воздушных таранов и один из первых Героев Советского Союза, получивший это звание в годы Великой Отечественной войны. В честь Харитонова П.Т. названа улица в Калининском районе Донецка.
вhttps://pobeda75.tambovodb.ru/харитонов-пётр-тимофеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Харитонов,_Пётр_Тимофеевич
Награды
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
08.07.1941
03.12.1941
Медаль «За оборону Ленинграда»
22.12.1942
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.05.1945
20.06.1949
30.04.1954
Картина "Таран Харитонова".
Художники Вячеслав Пакулин и Николай Пильщиков.
Подвиг Харитонова вдохновил художников на создание этой картины. Один из авторов - Николай Пильщиков - тоже был участником боев. Будучи старшим лейтенантом авиации, он совершил десятки боевых вылетов, сражался на Ленинградском фронте. В годы войны художник писал портреты сослуживцев, героев войны и защитников Ленинграда. Многие из этих портретов впоследствии были выпущены издательством "Искусство" на открытках.
Соавтор Пильщикова – Вячеслав Пакулин –в блокаду жил и работал в Ленинграде.В конце июня 1941 года вместе с группой художников, руководимой В.А.Серовым, выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно. Он писал картины о подвигах летчиков, а в первую блокадную зиму рисовал городские пейзажи. Пакулин создавал пейзажи с натуры. С этюдником художника можно было встретить в любой точке города. В марте 1943 г. выезжал в составе группы художников на передовые линии фронта, рисовал портреты бойцов