Гвоздев Иван Иванович
Гвоздев
Иван
Иванович
Капитан. / Заместитель командира - штурман 215 штурмового авиационного полка, 47 смешанной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта.
22.10.1908 - 5.08.1941

История солдата

Награды.

Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (11.1941).

Звание.

Капитан.

Должность.

Заместитель командира - штурман 215 штурмового авиационного полка, 47 смешанной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта (06.1941 - 09.1941).

                Капитан ГВОЗДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ, 22.10.1908 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, деревня Воскресенское (по административному делению: 1. СССР: РСФСР,  Московская область, Рузский район, Старорузский сельский совет, деревня Воскресенское; 2. РОССИИ: Московская область, Рузский муниципальный район, Старорузское сельское поселение, деревня Воскресенское), русский. В РККА призван 05.1931 года. Образование: 1. Гражданское (общее): 7 классов школы 7-милетки (в 1922г.; г. Руза, Московская область, РСФСР); Школа фабрично - заводского ученичества (ФЗУ; в 1926г.; при заводе №1, г. Москва); 2. Военное: Военно - теоретическая школа лётчиков (в 1932г.; г. Ленинград); 14-я военная авиационная школа (в 1933г.; г. Энгельс, Саратовская область, РСФСР). В Великой Отечественной войне, с 22.06.1941 года, в должности (последняя): Заместителя командира - штурмана 215 штурмового авиационного полка, 47 смешанной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта. С Великой Отечественной войны не вернулся: 5.08.1941 года, не вернулся, с экипажем, с боевого задания из района деревни Бабино, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. “Утром, 5 сентября капитан Гвоздев И. И. повел пятерку Ил-2 в район Воротыщино. Возвратившиеся летчики доложили о том, что группе удалось уничтожить более десятка танков и столько же орудий. Но этот успех был омрачен гибелью ведущего. Зенитный снаряд разорвался в его кабине. Смертельно раненный, капитан Гвоздев И. И. еще несколько минут удерживал ручку управления, тянул на восток, ближе к своим. Из последних сил, смог посадить самолет на небольшой полянке в расположении войск Красной армии. Прибежавшие пехотинцы обнаружили в кабине мертвого летчика.”. Награды: Орден “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (11.1941). Захоронен: 1. Первично: РСФСР, Смоленская область, Духовщинский район, Бабинский сельский совет, деревня Бабино (южнее; лично военным инженером 2 ранга Кореником (по данным НАГРАДНОГО ЛИСТА"); 2. В настоящее время: уточнение. Родственники: адрес неизвестен.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 20 (на 09.1941).

- провел воздушных боёв:

- сбил самолётов: 1 (лично) Junkers Ju 87

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения 22.10.1908

Место рождения Московская обл., Рузский р-н, Воскресенки

Дата призыва 01.05.1931

Воинское звание капитан

Воинская часть 215 штурмовой авиационный полк

Награды Орден Красного Знамени

 

Учётно - послужная картотека.

Гвоздев Иван Иванович

Дата рождения: 22.10.1908

Место рождения: Московская обл., Рузский р-н, д. Воскресенки

Дата поступления на службу: 01.05.1931

Воинское звание: капитан

Наименование воинской части: 215 шап , 215 шап ЗапФ

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 05.09.1941

 

Записи из ГУК.

Гвоздев Иван Иванович

Дата рождения: 1908

Место рождения:  Московская обл., Рузский р-н, д. Воскресенки.

Дата призыва: 1931

Воинское звание: капитан

Дата выбытия: 05.09.1941

 

Приказ об исключении из списков.

Гвоздев Иван Иванович

Дата рождения: __.__.1908

Место рождения: Московская обл., Рузский р-н, д. Воскресенки

Воинское звание: капитан

Последнее место службы: 215 шап

Дата выбытия: 05.09.1941

Причина выбытия: убит

 

Картотека награждений.

Гвоздев Иван Иванович

Наградной документ

Дата рождения: __.__.1908

Дата поступления на службу: __.__.1931

Воинское звание: капитан

Воинская часть: 215 шап ЗапФ

Даты подвига: 05.09.1941

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Дата документа: 03.11.1941

Приказ подразделения

№: 258 от: 03.11.1941 
Издан: ВС Западного фронта

 

Приложение:

1. 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ("Один из первых штурмовых гвардейских": http://surl.li/lthsd ; автор Дайтер Борис ; “ВИКИПЕДИЯ”: https://goo.su/HjVtmr ); 215 штурмовой авиационный полк ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/35yZRG ); 6 гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознамённый ордена Суворова полк ("Проза.ру", автор Савончик Владимир: https://proza.ru/2015/10/14/1358 ; “ВИКИПЕДИЯ”: http://surl.li/lwvbg ); 12 бомбардировочная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": http://surl.li/ltcmp ); 47 смешанная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/356hqT ):

- 12 бомбардировочная авиационная дивизия:

                 "История. Дивизия сформирована 8 августа 1940 года. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Витебске, полки базировались на аэродромах Витебск, Лепель, Бецкое, Травники, Крулевщина. В дивизии насчитывалось 146 самолётов типов СБ, Су-2 и И-15 бис, из них 6 неисправных. Перед войной 215-й бомбардировочный полк получил самолёты Ил-2, и к началу войны продолжал переучивание личного состава.

В Действующей Армии: с 22.061941 года по 23.07.1941 года.

                Полки из состава дивизии приступили к вылетам во второй половине дня 22 июня 1941 года, наносили бомбовые удары по войскам противника, наступающих из Сувалкийского выступа. Поскольку бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия, уже в первый день войны дивизия понесла большие потери. Затем полки, входящие в дивизию действовали в районе Гродно, Лиды, Молодечно, шоссе Вильнюс — Минск, на подступах к Орше и Витебску. Позднее полки дивизии действовали по Западной Двине.

               К концу первой декады июля 1941 года полки, входящие в дивизию, фактически утратили боеспособность. За период с 22 июня по 4 июля дивизия выполнила 761 боевой вылет, из них 188 - на разведку.

23 июля 1941 года дивизия переименована в 12-ю смешанную авиационную дивизию.";

Состав:

Управление.

6-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Витебск

43-й ближнебомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Витебск

128-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: местечко Улла, Бешенковичский район, Витебская область.

209-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: г. Полоцк

215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (в стадии переформирования в штурмовой) — г. Лепель, Лепельский район, Витебская область: аэродром Травники, Лепельский район, Витебская область.

Командование.

Командир:

АЛАДИНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (27.07.1901, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спассий уезд, Рамадановская волость, волостной центр село Ромадан - 20.05.1975, РСФСР, Московская область, г. Москва), полковник (генерал - лейтенант авиации). Период командования: 8.08.1940 — 23.07.1941. Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: http://surl.li/lthof ;

- 47 смешанная авиационная дивизия:

                "История. Дивизия сформирована в сентябре 1940 года в Орловском военном округе. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось на аэродроме Сеща.

В Действующей Армии: с 23.06.1941 года по 27.01.1942 года.

С 23 июня 1941 года дивизия была передана на усиление ВВС Западного фронта и полки дивизии приступили к боями на западном направлении, в Белоруссии, затем в Смоленской области. С 28 июля 1941 самолёты дивизии совершают вылеты с передовых площадок Мартынишино, Кулешовка, Богдановщина. Так, 30 июля 1941 года два звена Ил-2 и два звена Су-2 под прикрытием МиГ-3 (все из состава дивизии), нанесли комбинированный бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Ельня. К 31 июля 1941 года по отчётам дивизии было потеряно 19 самолётов Су-2.

В течение августа-сентября 1941 года действует в районе Смоленска, наносит удары по мотомеханизированным колоннам противника в районах в районах Картуз-Береза, Духовщина, Бобруйск, Слуцк, Могилёв, Смолевичи, Починок, Смоленск, Ярцево, Вязьма, Ельня, Дорогобуж, Демидов, по переправам на реках Днепр, Березина, Вязьма, Западная Двина, по Соловьёвской переправе, по железнодорожным станциям Смоленск, Ярцево, Дорогобуж и по аэродромам противника Смоленск, Боровское, Шайковка.

К 28 августа 1941 года только 140-й бомбардировочный авиационный полк потерял 52 самолета (СБ и Пе-2) и убыл на переформирование в тыл.

С началом операции «Тайфун» действует по колоннам противника в районе Вязьмы. Так, 3 октября 1941 года тремя Ил-2 наносит удар по колонне в районе Карпово, 12 октября 1941 года в районе Новое Село, Дугино, 20 октября 1941 года западнее Можайска, 22 октября 1941 года в районе Соколово.

К концу ноября 1941 года базировалась на аэродроме Тушино. По состоянию на 30 ноября 1941 года в дивизии имелось 13 истребителей и 8 штурмовиков. Полки дивизии в это время первыми начали применять реактивные снаряды РБС-82, РБС-132 и РОФС-132.

На 14 января 1942 года в дивизии был 51 самолёт, из них 40 боеспособных.

28 января 1942 года управление дивизии было обращено на формирование 1-й и 2-й резервных авиабригад Ставки ВГК.";

Состав:

Управление.

8-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (1940 — 25.07.1941).

140-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, базировался в Сеще, имел на вооружении СБи с 1941 года Пе-2 (1940 — 31.08.1941).

217-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (1940 — 26.06.1941).

218-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (1940 — 22.06.1941).

170-й истребительный авиационный полк (1940 — 04.07.1941).

61-й штурмовой авиационный полк (09.08.1941 — 25.11.1941).

129-й истребительный авиационный полк (08.08.1941 — 18.10.1941).

163-й истребительный авиационный полк (31.07.1941 — 15.08.1941).

215-й штурмовой авиационный полк (20.08.1941  — 10.10.1941).

243-й штурмовой авиационный полк (10.10.1941 - 29.10.1941).

312-й штурмовой авиационный полк (23.10.1941 — ?).

236-й истребительный авиационный полк (с 06.01.1942).

519-й истребительный авиационный полк (07.10.1941 — 1942).

687-й лёгкий бомбардировочный авиационный полк (?).

Командование.

Командир:

ТОЛСТИКОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ (27.12.1905, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Тульская губерния, Белёвский уезд, уездный город Белёв - 23.09.1971, РСФСР, Московская область, г. Москва), полковник (генерал - полковник авиации). Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/35yRHb 

- 215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк:

              "История. В июле-августе 1940 г. в Западном Особом военном округе (ЗапОВО) начинают создавать авиационные дивизии. На территории Витебской и Смоленской обл. запланировано создание 12 бомбардировочной авиадивизии (БАД) в составе пяти бомбардировочных авиаполков, вооружённых скоростными бомбардировщиками (СБ).

                 Согласно директивы Народного Комиссариата Обороны (НКО) №0/4/104733 от 25.07.1940 г., директивы штаба ВВС ЗапОВО № 0065917 от 08.08.1940 г., ставилась задача приступить к формированию в составе 12 БАД 209-го и 215-го скоростных бомбардировочных авиаполков (СБАП). Согласно доступной информации, начальные этапы формирования этих полков лежали в зоне г. Смоленска (вполне возможно, что начало формирования 128 СБАП 12 БАД происходило здесь же – мнение автора). Одной из причин (по мнению автора статьи) было расположение в тот период в г. Смоленске ближайшего к ЗапОВО авиаремонтного завода № 35 Народного Комиссариата Авиационной Промышленности (НКАП) СССР. Зимой 1937-1938 годов на заводе № 35 изготовили несколько экземпляров облегчённого варианта серийного самолёта Р-5, в 1938—1939 годах – освоили ремонт самолётов СБ, И-15, И-16, моторов М-100, М-25, а в 1939—1941 годах здесь велась подготовка к серийному производству новейших для того времени самолётов Ил-2. Близость подобной технической базы позволяло собирать, осваивать полученные авиачастями самолеты, производить их ремонт и начальное обслуживание. Война нарушила эти планы.

                Первоначальной работой по формированию 215 бомбардировочного авиационного полка (БАП) обязали заниматься полкового комиссара Павла Алексеевича Силантьева, временно исполняющего должность (ВрИД) командира авиационного полка (АП), совместно с замполитом, батальонным комиссаром Александром Андреевичем Трубачевым и нальником штаба (НШ) майором Бурдаевым Николаем Петровичем.

                 Лётный состав, прибывающий в формируемый полк, главным образом, составляли младшие лейтенанты, только что закончившие авиационные училища. В строй нового полка рядом с опытными офицерами Иваном Орленко, Василием Пахниным, Александром Новиковым, Афанасием Тарасовым, инженерами Петром Куракуловым и Борисом Левочкиным, связистом Николем Клюкиным, работниками штаба Николаем Бурдаевым и Алексеем Силиным становилась энергичная молодежь— двадцатилетние: Иван Волошин, Шалико Сараули, Павел Грачев, Петр Марков, Максим Деркульский, Павел Панов, Михаил Чурбанов, Федор Абрамов, Михаил Легеев, Иван Сорокин.

                Самолетами же СБ новый 5-и  эскадрильный полк пока не был обеспечен, только к декабрю 1940г. укомплектование позволило частично приступить к боевой подготовке, используя 5 СБ и 1 УСБ (учебный скоростной бомбардировщик), а также У-2, по одному на каждую АЭ.

                  А в конце января 1941 года стало известно, что полк попал в план перевооружения на новую технику и согласно этому документу должен был получить самолеты Ил-2 - то есть стать штурмовым полком. Но это было делом будущего, поскольку серийное производство штурмовиков только разворачивалось, на скорое получение их рассчитывать тоже не приходилось, поскольку <…> «…только в ноябре 1940 г. после тщательной проверки результатов испытаний экспериментального Ил-2 было принято решение немедленно приступить к его серийному производству, а в марте 1941г два серийных Ил-2 были собраны».

                 В конце марта 1941 представляется отчёт об окончании полугодового освоения самолёта СБ личным составом 215 СБАП. В эти дни появляется приказ командования 12 БАД начать подготовку к переходу на освоение самолёта-штурмовика. Переходными самолётами должны были стать У-2 и И-15бис. При этом учеба личного состава проводилась в основном на самолетах И-15бис, которых в полку стало, по одним сведениям, 26 самолётов, по другим, - 15. Самолёты СБ к этому времени были переданы в другие авиачасти. Из-за существующего авиапарка полк в документах называют 215 ближнебомбардировочным (ББАП). Командиром полка с 04 апреля 1941г. назначается майор Рейно Леонид Давыдович.

               В мае 1941 полк был направлен в лагерь на аэродром Травники, близ города Лепель (Витебская обл., в Белоруссии) - «…неприметное местечко из трех-четырех хат. К нему и был, что называется, «привязан» аэродром». Здесь в течение 1,5 месяцев полк тренировался, осваивал авиатехнику, учился политическим и теоретическим знаниям, осваивал боевые навыки. 5 июня руководство 215 полка рапортует о допуске лётного состава к самостоятельным полётам на И-15 бис. Среди наиболее успешных пилотов называли Гвоздева, Пахнина, Денискина, Златковского, Мамошина и других. На воскресенье 22 июня 1941 было назначено торжественное открытие лагеря. Однако поздно вечером 21 июня завыла сирена – полк был поднят по тревоге. Технический состав побежал к самолётам, туда стали доставлять боезапас. Самолёты были срочно снаряжены бомбами и патронными лентами для пушек и пулемётов, заправлены топливом. По истечению контрольного времени стали усиленно ждать команды (как обычно!) – «Отбой боевой тревоги!». Однако в эту ночь её не услышали.

 В 05.50, 22 июня, после доклада о боевой готовности полка, был получен боевой приказ командира дивизии № 01. Он извещал подчинённые ему части о нарушении фашистской Германией мирного договора с СССР, полкам дивизии ставилась задача на первые дни войны. Указывалось, что «<…>215 АП [должен] быть готовым к перебазированию к 18.00 [час] 22.6.41. на аэродром господский двор Лесище» (однако, позже, окончательной команды на перебазирование так и не поступило). Несколько позже, утром личный состав полка был собран в летнем клубе, где командир полка, майор Л.Д. Рейно, объявил, что Германия перешла наши границы и бомбит советские города – началась война. Стихийно начался митинг, на котором гневно и пламенно выступали активные представители из числа личного состава. Так закончилась мирная жизнь и учеба полка – в будущем всех ждала боевая работа. Авиаполк приступил к выполнению боевых заданий лишь спустя двое суток. Был получен приказ о вылете на разведку и штурмовку моторизованных колонн противника в районе Молодечно. Выполнять эту задачу вылетело звено И-15 бис, где ведущим был капитан Пахнин, ведомыми – ст. лейтенант Федотов и мл. лейтенант Панов. По возвращению, участники первого боевого вылета полка, после доклада командованию, осаждались однополчанами с различными вопросами.

                С этого дня в жизненном распорядке полка всё было подчинено боевой работе. 215 ББАП приступил к боевым действиям в составе 12 БАД в районах Березно, Воложина, Городок, Смиловичи, Борисов. Участвовал в разгроме 39-го танкового германского корпуса в районе Молодечно. За десять дней, на 04.07.41, полк произвел (согласно сводки боевых действ. частей 12 БАД в период 22.06 – 04.07.1941- прим. автора) 85 боевых вылетов, из них 51 на разведку.

                 Боевая работа первых дней войны принесла и очень серьёзные потери. Особенно «чёрным» оказался день 26 июня, когда с боевых вылетов не вернулись экипажи капитана Денискина, лейтенанта Иванова, ст. лейтенанта Абрамова, мл. лейтенанта Кузьмина, лейтенанта Дроздова, мл. лейтенанта Фролова, лейтенанта Курапова и ст. лейтенанта Куценко, 29 июня  были сбиты еще 2 самолёта - ст. лейтенанта Баландина и капитана Оржеховского. Всего 10 дней продолжалась первая боевая деятельность 215 ББАП на Западном фронте в составе 12 БАД. 02 июля 1941 г. полк был выведен для переформирования и обучения на одноместный штурмовик Ил-2. Первые из которых личный состав увидел и познакомился 13 августа на аэродроме вблизи г. Лебедин, УССР.

                Службы полка приступили к теоретическому и практическому изучению нового самолёта Ил-2.

31.07.1941 приказом командующего ВВС Харьковского ВО из 215 полка создаются две авиачасти. Командиром одной из образованных, получивших название 215 штурмовой авиационный полк (ШАП), назначается майор Рейно.

                 Летный состав, во главе с командиром, командирован получать свои Ил-2 на заводе-изготовителе. После получения которых, полк перебазировался на аэр. Плясово, вблизи г. Воронежа. Здесь лётный состав стал усиленно практически осваивать новую боевую технику. При освоении тренируемые лётчики-штурмовики выполняли полёты «в зону», летали «звеньями», «девяткой», производили бомбометание и воздушные стрельбы. Среди лучших в освоении Ил-2 на партийном собрании полка были названы: к-н Гвоздев, к-н Пахнин, мл. л-ты Коробкин, Грачёв, Карабулин, Марков, Панов, Волошин, Дубенсков. «Переучивание закончено без единого лётного происшествия» - отмечалось в протоколе этого собрания.

                20 августа в состав 47-й сад ВВС Западного фронта был спешно переброшен из-под Воронежа 215-й штурмовой авиаполк (ШАП). Полк сразу приступил к боевым действиям в сражении на севере Смоленской области: в районах Смоленска, Ярцево и Ельни, по боевым порядкам противника в районе р. Вопь и Великие Луки.

                Следует отметить, что за короткий период личный состав не успел полностью пройти программу переучивания и боевого слаживания Для ускорения ввода полка в строй одна эскадрилья полка с самолётами была передана 61 ШАП (также входившему в состав 47 смешаной авиадивизии), имевшему боевой опыт, а взамен в 215 полк пришла группа опытных «безлошадных» командиров звеньев во главе с комэском П. Филатовым, который в сентябре 1941 был назначен зам. командира 215 полка. 

                 В задачу полку, в этот период, ставилось нанесение штурмовых ударов по танкам и артиллерии противника в районе северо-восточнее Духовщины. Полк начал боевую работу в первый же день прибытия на фронт, 21.08.41. Первая девятка ведомая капитаном Филатовым штурмовала танковую колонну, позиции артиллерии и живой силы противника в районе Духовщины и Ярцево. Вскоре с аэродрома поднялась восьмерка «илов», ведомая майором Рейно. Восьмерке капитана Мамошина, вылетевшей позднее, удалось уничтожить в этом же районе около десяти немецких танков и поджечь несколько цистерн. Несмотря на огонь зенитных батарей, все самолеты возвратились на свой аэродром. Группе капитана Гвоздева заместитель командующего ВВС фронта объявил благодарность за успешную работу. В этот день составом полка был совершен 21 боевой вылет. «Так, в районе Ярцево состоялось первое боевое крещение на «илах» летчиков-штурмовиков и технического состава, принимавшего участие в подготовке боевых вылетов».

                 В эти последние дни сентября 1941 г. летчики-штурмовики получали приказ за приказом. Рейно, Гвоздев, Пахнин, Новиков, Мамошин водили группы по нескольку раз в день. Их целями были колонны противника. Летчики искали вражеские танки, находили их и выводили из строя. Большую удачу принесли группе Гвоздева последние дни августа, когда во время вылета на штурмовку в район Торопец — Лукьяново, группа обнаружила вражескую танковую часть, которая в тот момент заправлялась горючим. По сигналу ведомого пятерка ударила по центру лагеря, а потом еще дважды пронеслась над ним. Впервые летчикам довелось видеть такое количество горящих немецких танков.

                 Знаменательным для истории полка оказался день 30.08 — группа штурмовиков под предводительством майора Рейно неожиданно обнаружила скопление мотомехвойск противника у вновь сооруженных переправ через реку Жижица в районе Спицыно, Кочегарово, оз. Жижица. Было принято решение уничтожить замеченные части противника. При нанесении сокрушительного удара было уничтожено 15 танков, 70 автомашин, 6 орудий, до 580 человек живой силы. Вторым заходом группа уничтожила две переправы через реку Жижица. Оказалось, что была обнаружена новая группировка войск противника и новое его направление движения, до этого неизвестное командованию Западного фронта, своевременно разрушена переправа противника через реку Жижица. Продвижение немецких войск было задержано. В этот день еще две группы самолетов, ведомые капитанами Пахниным и Гвоздевым, вылетели в район Жижицких озер и штурмовали врага. В полете капитан Гвоздев и лейтенант Волошин сбили пикирующий бомбардировщик Ю-87.

«Летчики 215-го ШАП и их командир стремительно набирались боевого опыта. И уже вскоре командир 47-й САД полковник Толстиков подписал боевую характеристику для представления майора Рейно к званию Героя Советского Союза».      

                На редкость изменчивой была сентябрьская погода 1941 года. Но и такая погода не могла остановить полеты штурмовиков. В особенно ненастные дни ведущими назначались самые опытные. Когда же выдавался ясный день, многим из тех, кто вчера был ведомым, уже поручали вести небольшие группы штурмовиков. В графе журнала боевых действий (ЖБК), куда вписывались имена ведущих, появились фамилии лейтенантов Орленко, Коробкина, Дубенскова.

                В дождливый день 5 сентября полк испытал горечь трагических утрат. Погиб один из лучших летчиков - заместитель командира полка капитан Гвоздев Иван Иванович (уточнение поисковика Чернакова Геннадия: ГВОЗДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (22.10.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, село Воскресенское - 5.09.1941), капитан, заместитель командира - штурман 215 шап). После прибытия полка на фронт 22.08. капитан Гвоздев успел сделать более 20 боевых вылетов. За короткий срок офицер удостоился нескольких благодарностей от командующего ВВС фронта и от командующего фронтом Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Утром 5 сентября капитан Гвоздев повел пятерку Ил-2 в район Воротыщино. Возвратившиеся летчики доложили о том, что группе удалось уничтожить более десятка танков и столько же орудий. Но этот успех был омрачен гибелью ведущего. Зенитный снаряд разорвался в его кабине. Смертельно раненный, Гвоздев еще несколько минут удерживал ручку управления, тянул на восток, ближе к своим. Из последних сил смог посадить самолет на небольшой полянке в расположении войск Красной армии. Прибежавшие пехотинцы обнаружили в кабине мертвого летчика. С почестями он был похоронен на опушке леса у дороги.

                 В сентябре, особое место занимали штурмовые удары по вражеским аэродромам в районе Смоленска. Первая штурмовка Смоленского аэродрома состоялась 15 сентября. Эта первая внезапная штурмовка вражеского аэродрома оказалась весьма эффективна. На следующий день, только в другой час и иным маршрутом, такое же задание выполняет девятка, ведомая капитаном Новиковым.

                 В результате налета уничтожено и повреждено более 20 самолетов на земле и подожжен самолётный ангар. Вражеской зенитной артиллерии удалось подбить три самолета. Лейтенанты Грачев и Карабулин, несмотря на ранения, довели самолёты до своей территории.

                 Эти два боевых вылета многое значили: ведь три с половиной десятка вражеских бомбардировщиков больше не взлетят с аэродрома, не обрушат свой смертоносный груз на Москву. 27 сентября летчики полка снова штурмовали Смоленский аэродром.

                 Заканчивался сентябрь. Боевое напряжение не снижалось. В полку стало меньше исправных самолетов, часть из них была выведена из строя.

                 23 сентября оказался днём, когда был потерян ещё один мастер-штурмовик – лейтенант  Коробкин Василий Ильич (уточнение поисковика Чернакова Геннадия: КОРОБКИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ (12.04.1917, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Область Войска Донского, Таганрогский округ, Мариновская волость, село Ольховчик - 21.03.1995, РСФСР, Московская область, Щёлковский район, г. Щёлково, микрорайон “Чкаловский”), старший лейтенант (генерал - майор авиации). Личная страница на портале ВИКИПЕДИЯ": http://surl.li/ltimf ).

                Перед самым заходом солнца он получил задание вылететь с четверкой «илов» и подавить в районе Ярцево огонь вражеских батарей. Это был его 30 боевой вылет. При выходе на цель, на развороте зенитный снаряд угодил в самолет Коробкина, пробил фонарь и разорвался в кабине. Осколки тяжело ранили пилота. Зажав ногами ручку управления, действуя одной правой рукой, он продолжал вести самолет и вместе с ведомыми атаковал цель. Лишь, когда бомбы были сброшены и задача выполнена, группа по команде ведущего легла на обратный курс. Обессиленный, истекающий кровью, летчик не смог даже выпустить шасси и посадил самолет на фюзеляж. Подбежавшие офицеры вынесли его из кабины. Потребовалось длительное лечение, чтобы поставить летчика на ноги. За совершенный подвиг лейтенанту Василию Ильичу Коробкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Подобное происшествие случилось и с лётчиком Карабулиным, который, начиная с 21 августа, участвовал в боевых вылетах почти ежедневно. Он летал на штурмовку танков в район Ярцево, Духовщины и Великих Лук, уничтожал самолеты на Смоленском аэродроме, заставлял умолкать вражеские орудия на переднем крае. Зенитный снаряд разорвался вблизи его самолета. Осколки снаряда повредили машину, летчик был тяжело ранен. И все же он продолжал выполнять задание. Николай Михайлович Карабулин также был удостоен звания Героя.

                Незаметным тружеником вошел в полковую семью 27-летний Иван Павлович Орленко. Очередное задание он выполнял в составе группы штурмовиков, возглавляемой ст. лейтенантом Новиковым, над аэродромом противника в районе н.п. Мошна. После окончания штурмовики цели Ил-2 стали уходить от цели, за исключением одного. Самолет Ивана Орленко горел. Он принял решение и его штурмовик обрушился на стоянку вражеских самолетов. 

                С начала октября началось сражение за Москву. Сосредоточив на центральном участке фронта почти 80 дивизий, при поддержке двух воздушных флотов немецко-фашистское командование решило прорвать фронт. Для страны создалось самое опасное за все время войны положение.

                Под натиском превосходящих сил противника советские войска, ведя тяжелые бои, отходили на восток. Штурмовики действовали на участке фронта, где прорывались вражеские моторизованные колонны. Полк в эти дни не знал отдыха, люди работали до изнеможения - ведь приказы из дивизии следовали один за другим. Фамилия Новикова неизменно значилась в приказах на боевые вылеты. Возвращаясь на аэродром, он докладывал о вражеских войсках, двигавшихся по дорогам в северо-восточном направлении и, получив задание, снова поднимался со своей группой в воздух. 3 октября звено Ил-2 было направлено на штурмовку расположенных в районе дер. Карпово автомашин, пехоты и артиллерии. Ведущий ст. лейтенант Новиков. Было уничтожено автомашин с грузом порядка 12, пехоты до 150 чел., артиллерии до 2–3 батарей. Звено было обстреляно сильным огнем ЗА. Во время штурмовки в его самолет попал зенитный снаряд. Машина загорелась. Сбить пламя не удалось. Тогда летчик круто пошел вверх и оттуда обрушил свой горящий самолет на немецкие танки, которые ползли по шоссейной дороге.

                Павла Грачева постигла неудача уже после того, как он успел израсходовать почти весь боекомплект по фашистским самолетам, находившимся на аэродроме. Штурмовик шел на значительной высоте. Вдруг машину резко бросило в сторону, она загорелась. Осколками зенитного снаряда Грачев был ранен. Резким скольжением ему удалось сбить пламя и ликвидировать пожар. Когда летчик произвел посадку, окружившие его товарищи могли только удивляться, каким чудом он держался в воздухе. Снаряд попал в мотор, повредил картер и бензобак <…>.

                10.10.1941 г. полк опять был направлен вглубь страны, в распоряжение учебной бригады на переформирование, получение новых самолетов и переучивание. Подполковник Рейно Л.Д попрощался с личным составом полка – он получил новое назначение в 289 авиадивизию. Эстафету по командованию полком в этот период принял капитан П. Филатов – с 06.12.1941 г. он был назначен очередным ВрИД командира 6 гв. ШАП.

«Согласно официальным советским данным, за два месяца боев, с 21 августа по октябрь 1941г., летчики полка в общей сложности уничтожили и вывели из строя 183 немецких танка, 474 грузовика и 120 артиллерийских орудий, а также 68 самолетов.»;

Командование (поисковик Геннадий Чернаков: уточнение дат рождения и смерти, воинских званий, ссылок на личные страницы).

Командиры:

СИЛАНТЬЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (15.08.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Оренбургская губерния, Челябинский уезд, Куртамышская волость, село Куртамыш - 14.08.1947, уволен, в отставку), батальонный комиссар (полковник). Период командования: 1940 - 1941. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/silantev-pavel-alekseevich 

РЕЙНО ЛЕОНИД ДАВЫДОВИЧ (11.04.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спасский уезд, Ромодановская волость, волостной центр село Ромодан - 17.08.1985, РСФСР,  Московская область, г. Москва, Ваганьковское кладбище), подполковник. Период командования: 03.1941 - 10.10.1941. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

Начальник штаба:

БУРДАЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (2.02.1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Вологодская губерния, Великоустюжский уезд, деревня Чесноково - 27.03.1964), майор (генерал - майор авиации). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

Заместители:

ГВОЗДЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (22.10.1908, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, село Воскресенское - 5.09.1941), капитан. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/gvozdev-ivan-ivanovich-2 

по политической части:

ТРУБАЧЁВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (5.09.1910, Тульская губерния, Каширский уезд, уездный город Кашира - 18.12.1963), старший батальонный комиссар (полковник). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

- 215 штурмовой авиационный полк:

                 "История. На 22 июня 1941 года полк находился на переформировании в штурмовой, не закончив его, с 26 июня 1941 года вступил в боевые действия на самолётах И-15бис в составе 12-й бомбардировочной авиадивизии Западного фронта. Полк наносил удары по немецким мотомеханизированным и танковым частям в районе Ошмяны, Молодечно и Городок. Выполнив 85 боевых вылетов, из них 51 — на разведку, полк потерял все самолёты. 7 июля полк убыл в Воронеж в состав 1-й запасной авиационной бригады, где переформировывался и переучивался на Ил-2.

В начале августа полк вновь вернулся на Западный фронт в состав 47-й смешанной авиадивизии, где сразу приступил к боевым действиям в Смоленском сражении. Летчики полка наносили удары по мотомеханизированным колоннам, аэродромам и переправам противника в районах Смоленска, Ярцево и Ельни, по боевым порядкам противника в районе р. Вопь и Великие Луки с 20 августа 1941 года . Полк имел в своем составе 30 самолётов Ил-2, но не успел полностью пройти программу переучивания и боевое слаживание. Для ускорения ввода полка в строй одна эскадрилья полка в составе 10 самолётов была придана 61-му штурмовому полку, имевшему боевой опыт, а взамен полк группу опытных командиров звеньев во главе с командиром эскадрильи П.Филатовым. 21 и 22 августа полк принял участие в отражении танкового удара противника в районе Духовщины.

За успешные боевые действия при выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой приказом Народного комиссара обороны СССР № 352 от 06.12.1941 г. полк преобразован в 6-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Полк стал первым из штурмовых полков, получивших звание гвардейского.";

Командование (поисковик Геннадий Чернаков: уточнение дат рождения и смерти, воинских званий, ссылок на личные страницы).

Командиры:

СИЛАНТЬЕВ ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (15.08.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Оренбургская губерния, Челябинский уезд, Куртамышская волость, село Куртамыш - 14.08.1947, уволен, в отставку), батальонный комиссар (полковник). Период командования: 1940 - 1941. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/silantev-pavel-alekseevich 

РЕЙНО ЛЕОНИД ДАВЫДОВИЧ (11.04.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спасский уезд, Ромодановская волость, волостной центр село Ромодан - 17.08.1985, РСФСР, Московская область, г. Москва, Ваганьковское кладбище), подполковник. Период командования: 03.1941 - 10.10.1941. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

ФИЛАТОВ ПЁТР СЕРГЕЕВИЧ (22.06.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Пермская губерния, Красноуфимский уезд, уездный город Красноуфимск - 24.07.1946, уволен, в запас), гвардии капитан (гвардии майор). Период командования: 06.12.1941 — 1942). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

2. Фотографии:

- личные и семейная капитана ГВОЗДЕВА И. И. (“ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://clck.ru/35ySis ; "Один из первых штурмовых гвардейских": http://surl.li/lthsd ; автор Дайтер Борис ; портал “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/gvozdev-ivan-ivanovich );

- 215 шап ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ": http://ava.org.ru/shap/6g.htm ): 

авторское описание:

"215 шап (6 гшап). Надпись на борту самолета Ил-2: "Земляку Герою Советского Союза т. Павлову от трудящихся г. Кустанай". На киле изображен орел с венком в клюве, на венке - цифра 200."; Ил-2, советский штурмовик, материальная часть 215 штурмового авиационного полка;

“215 шап (6 гшап). 10.09.1941. Самолёт Ил-2 № 1 командира авиационной эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Новикова Александра Евгеньевича (27.01.1910 - 3.10.1941, погиб, повторил подвиг капитана Гастелло Н. Ф.), получивший прямое попадание ЗА.”;

"215 шап (6 гшап). Самолёт Ил-2 № 4 гвардии младшего лейтенанта (гвардии генерал - майора авиации) Коробкина Василия Ильича (12.04.1917 - 21.03.1995), получивший прямое попадание ЗА.”;

“215 шап (6 гшап). 1.09.1941. Самолёт Ил-2 № 4 гвардии младшего лейтенанта Сараули Шалико Иосифовича (3.12.1919 - 21.01.1942), получивший прямое попадание ЗА.”;

“215 шап (6 гшап). 1941. Командир авиационной эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан (гвардии генерал - майор авиации) Мусиенко Иван Александрович (23.09.1915 - 22.08.1989).”; 

“215 шап (6 гшап). 1942. Технический состав 3 авиационной эскадрильи. Авиаторы полка у штурмовика Ил-2.”;.

“215 шап (6 гшап). Командир 1 авиационной эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан (гвардии полковник) Янковский Степан Григорьевич (8.08.1922 - 17.09.1994), с личным составом.”;

“215 шап (6 гшап). Воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи гвардии старший сержант Фоминых Валерий Алексеевич (1923 - 13.08.1943), рядом с Ил-2 № 30."; 

- захоронения (предположительного): РОССИЯ: Смоленская область, Духовщинский муниципальный район, Бабинское сельское поселение, деревня Бабино, индивидуальная могила ("ПОИСКОВО - ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРУМ": https://clck.ru/35yTco );

3. 14-я военная школа лётчиков ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/XHk6h ; “Авиаторы Второй мировой”: http://allaces.ru/sssr/struct/scool/vashengels.php );

4. Штатно - должностной список 6 гвардейского штурмового авиационного Московского ордена Ленина Краснознамённого ордена Суворова полка ("Выкидалка.Ру": https://vikidalka.ru/1-185309.html ; поисковик Чернаков Геннадий: уточнение по правильному наименованию: 1. Полного наименования воинской части; 2. “Штатно - должностного списка”);

5. Потери 215 штурмового авиационного полка; 6 гвардейского штурмового авиационного полка ("Проза.ру", автор Савончик Владимир: https://proza.ru/2015/10/14/1358 ):

21 января 1942 года. Абрашкин Яков Семёнович. Гвардии лейтенант. Командир звена авиационной эскадрильи. Погиб при катастрофе самолета Ил-2: при вылете на фронт обрезал мотор. Похоронен на кладбище города Москва.

21 января 1942 года. Сараули Шалико Иосифович. Гвардии лейтенант. Летчик экипажа авиационной эскадрильи. Не вернулся на самолёте Ил-2 после выполнения боевого задания в районе города Ржев. Боевых вылетов: 20. Награды: орден “Красного Знамени”.

2 февраля 1942 года. Кузя Василий Миронович. Гвардии лейтенант. Командир звена авиационной эскадрильи. Погиб при катастрофе самолета Ил-2 при вылете на боевое задание. Похоронен на крестьянском кладбище села Пречисто - Каменка, Кувшиновского района, Калининской области.

10 февраля 1942 года. Шмалев Николай Александрович. Гвардии младший лейтенант. Лётчик экипажа авиационной эскадрильи. Не вернулся на самолёте Ил-2 после выполнения боевого задания в районе города Ржев.

2 марта 1942 года. Васильев Михаил Васильевич. Гвардии лейтенант. Командир звена авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в селе Плоское, Молодотрудского района, Калининской области.

3 марта 1942 года. Коробков Прокофий Константинович. Гвардии лейтенант. Командир звена авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 сбит при выполнении боевого задания. Похоронен в братской могиле деревни Орехово, Ржевского района, Калининской области.

23 марта 1942 года. Грачёв Павел Павлович. Гвардии лейтенант. Лётчик экипажа авиационной эскадрильи. При выполнении боевого задания погиб при катастрофе самолета Ил-2 на аэродроме Пречистая Каменка. Похоронен на кладбище села Пречисто - Каменка, Кувшиновского района, Калининской области. Боевых вылетов: 10. Награды: орден “Ленина”.

4 мая 1942 года. Иванов Михаил Васильевич. Гвардии старший лейтенант. Заместитель командира авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника в районе Западная Двина. Позже было установлено, что летчик погиб и похоронен на северной стороне кладбища деревни Пустошка, Ленинского района, Калининской области.

Дополнение (поисковик Чернаков Геннадий).

13.03.1943. СМИРНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, гвардии младший лейтенант, лётчик экипажа авиационной эскадрильи. На самолёте Ил-2, не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника в районе деревень Леоново - Буянцево, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Самолёт сбит истребителями противника и упал на передовой. Захоронен: не известно.

13.03.1943. БЕССОНОВ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, гвардии сержант, воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи. На самолёте Ил-2, не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника в районе деревень Леоново - Буянцево, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Самолёт сбит истребителями противника и упал на передовой. Захоронен: не известно.

13.08.1943 года. МАКАРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, гвардии младший лейтенант, лётчик экипажа авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника из района деревни Руплино, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Самолёт сбит истребителями противника. Умер, от ран, 15.08.1943 года, в Управлении головного полевого эвакопункта с эвакоприёмником №42. Захоронен: РОССИЯ: Смоленская область, муниципальное образование «Ярцевский район», городское поселение город Ярцево, деревня Ульхово, улица Степная, братская могила "Поле Памяти". Боевых вылетов: 6. Награды: орден “Красной Звезды”. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/makarov-mihail-ivanovich-24  

13.08.1943 года. ФОМИНЫХ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, гвардии старший сержант, воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника из района деревни Руплино, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Самолёт сбит истребителями противника. Захоронен: РОССИЯ: Смоленская область, Духовщинский муниципальный район, муниципальное образование «Пречистенское сельское поселение», деревня Немощеное (юго-западная окраина), братская могила № 4. Боевых вылетов: 22. Награды: орден “Красной Звезды”; медаль “За Отвагу”. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/fominyh-valeriy-alekseevich 

14.08.1943 года. СЕЛЯГИН ИВАН НИКОЛАЕВИЧ, гвардии младший лейтенант (гвардии полковник), лётчик экипажа авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника, были атакованы истребителями противника, в районе деревень Антонино - Высокое - Буянцево, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Судьба неизвестна. Вернулся в часть. Боевых вылетов: 167. Награды: 1. Звание “ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА” (18.08.1945); 2. Ордена: “Ленина” (2), “Красного Знамени” (2), “Александра Невского”, “Отечественной войны” 1 и 2 степеней, “Красной Звезды”. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”:

14.08.1943 года. ОСИПОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, гвардии старший сержант, воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи. На самолете Ил-2 не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника, были атакованы истребителями противника, в районе деревень Антонино - Высокое - Буянцево, Духовщинского района, Смоленской области, РСФСР. Судьба не известна. Захоронен: неизвестно.

15.08.1943 года. УСКОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ, гвардии лейтенант, лётчик экипажа авиационной эскадрильи. На самолёте Ил-2, при выполнении боевого задания на разведку войск противника, в районе г. Духовщина, Смоленской области РСФСР, был атакован 2 истребителями противника Messerschmitt Bf.109. С задания не возвратился. Судьба не известна. Захоронен: не известно.

15.08.1943 года. БАБУШЕНКО НИКОЛАЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (ПРОКОПЬЕВИЧ), гвардии старший сержант, воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи. На самолёте Ил-2, при выполнении боевого задания на разведку войск противника, в районе г. Духовщина, Смоленской области РСФСР, был атакован 2 истребителями противника Messerschmitt Bf.109. С задания не возвратился. Судьба не известна. Захоронен: РОССИЯ: Смоленская область, Духовщинский муниципальный район, городское поселение Духовщинское, город Духовщина, братское воинское захоронение. Боевых вылетов: 17. Награды: медаль “За Отвагу”.

Регион Московская область
Воинское звание Капитан.
Населенный пункт: Рузский городской округ
Воинская специальность Заместитель командира - штурман 215 штурмового авиационного полка, 47 смешанной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта.
Место рождения Российская империя, Московская губерния, Московский уезд, Черноголовская волость, село Воскресенское.
Годы службы 1931 1941
Дата рождения 22.10.1908
Дата смерти 5.08.1941

Документы

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Документ, кточняющий потери.

Документ, кточняющий потери.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Место захоронения: РСФСР, Смоленская область, Духовщинский район, деревня Бабино, одиночная могила.

Место захоронения: РСФСР, Смоленская область, Духовщинский район, деревня Бабино, одиночная могила.

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Фотографии

Капитан ГВОЗДЕВ И. И.

Капитан ГВОЗДЕВ И. И.

Капитан ГВОЗДЕВ И. И. с семьёй.

Капитан ГВОЗДЕВ И. И. с семьёй.

Захоронение (предположительное): РОССИЯ: Смоленская область, Духовщинский муниципальный район, Бабинское сельское поселение, деревня Бабино, индивидуальная могила.

Захоронение (предположительное): РОССИЯ: Смоленская область, Духовщинский муниципальный район, Бабинское сельское поселение, деревня Бабино, индивидуальная могила.

215 шап (6 гшап). Ил-2, советский штурмовик, материальная часть полка.

215 шап (6 гшап). Ил-2, советский штурмовик, материальная часть полка.

215 шап (6 гшап). 10.09.1941. Самолёт Ил-2 № 1 и.о. к-ра эск.  ст. л-та Новикова А. Е. (27.01.1910 - 3.10.1941, погиб, повторил подвиг к-на Гастелло Н. Ф.), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). 10.09.1941. Самолёт Ил-2 № 1 и.о. к-ра эск. ст. л-та Новикова А. Е. (27.01.1910 - 3.10.1941, погиб, повторил подвиг к-на Гастелло Н. Ф.), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). Самолёт Ил-2 № 4 младшего лейтенанта (генерал - майора авиации) Коробкина В. И. (12.04.1917 - 21.03.1995), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). Самолёт Ил-2 № 4 младшего лейтенанта (генерал - майора авиации) Коробкина В. И. (12.04.1917 - 21.03.1995), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). 1.09.1941. Самолёт Ил-2 № 4 младшего лейтенанта Сараули Шалико Иосифовича (3.12.1919 - 21.01.1942), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). 1.09.1941. Самолёт Ил-2 № 4 младшего лейтенанта Сараули Шалико Иосифовича (3.12.1919 - 21.01.1942), получивший прямое попадание ЗА.

215 шап (6 гшап). 1941. Командир авиационной эскадрильи Герой Советского Союза капитан (генерал - майор авиации) Мусиенко Иван Александрович (23.09.1915 - 22.08.1989).

215 шап (6 гшап). 1941. Командир авиационной эскадрильи Герой Советского Союза капитан (генерал - майор авиации) Мусиенко Иван Александрович (23.09.1915 - 22.08.1989).

215 шап (6 гшап). 1942. Технический состав 3 авиационной эскадрильи. Авиаторы полка у штурмовика Ил-2.

215 шап (6 гшап). 1942. Технический состав 3 авиационной эскадрильи. Авиаторы полка у штурмовика Ил-2.

215 шап (6 гшап). Командир 1 авиационной эскадрильи Герой Советского Союза капитан (полковник) Янковский Степан Григорьевич (8.08.1922 - 17.09.1994), с личным составом.

215 шап (6 гшап). Командир 1 авиационной эскадрильи Герой Советского Союза капитан (полковник) Янковский Степан Григорьевич (8.08.1922 - 17.09.1994), с личным составом.

215 шап (6 гшап). Воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи старший сержант Фоминых Валерий Алексеевич (1923 - 13.08.1943), рядом с Ил-2 № 30.

215 шап (6 гшап). Воздушный стрелок экипажа авиационной эскадрильи старший сержант Фоминых Валерий Алексеевич (1923 - 13.08.1943), рядом с Ил-2 № 30.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: