Сергей
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Гусев Сергей Яковлевич родился 24 сентября 1923 года в Ивановской области. В 17 лет окончил аэроклуб и в декабре 1940 года был направлен в школу пилотов в г. Чкалов. Он первый из учащихся в аэроклубе совершил самостоятельный вылет. Он во всем старался быть лучшим и первым.
В феврале 1941 года добровольно поступил в ряды Советской армии и досрочно, как лучший учащийся, был отправлен в Ивановскую высшую школу штурманов.В апреле 1942 года окончив высшую школу, был направлен в действующую армию в 840 Бомбардировочный Авиационный полк (БАП), где и получил своё боевое крещение на Брянском фронте.
Придя на фронт старшим лётчиком, он стал командиром звена, затем командиром эскадрильи 840 Бомбардировочного полка.Как один из самых опытных и отважных лётчиков в полку, Сергей Яковлевич всегда брал на себя и свой экипаж самые сложные боевые задачи, требующие от летчиков не только высокого профессионального мастерства, но и больших душевных затрат, физических сил, выносливости. Взлёт в тяжелых погодных условиях, боевые вылеты днём под прикрытием истребителей, ночные разведывательные вылеты. «Дерзкий» - так называли Сергея Яковлевича и командование и сослуживцы в полку, за особое рвение к полётам на сложные боевые задания, за то, что он не считался ни с какими трудностями для достижения поставленной цели, что всегда указывалось даже в партийно-политических характеристиках и наградных листах .
В 1943 году самолёту, на котором летал Гусев С.Я., было присвоено собственное имя «Дерзкий» после удачной операции у села Старо Петрищево Тульской области. На своем «Дерзком» он совершил более 2000 часов полётов, из них более 450 часов ночью.
По данным ЦАМО РФ последние боевые вылеты на бомбардировку города Берлин экипаж «Дерзкого» выполнил 2 мая 1945 г., где осуществил бомбардировку объектов обороны.
22 июня 1945 г. был получен приказ о перебазировании на Дальний Восток. С 9 августа экипаж «Дерзкого» включился в боевую работу по разгрому Армии императорской Японии. За всё время боевых действий экипаж «Дерзкого» много раз был подбит истребителями, сильным заградительным огнем и фашистской артиллерией, но экипаж «Дерзкого» всегда возвращался на свой аэродром, как будто сам самолёт оберегал свой экипаж.
В послевоенные годы прадедушка служил на Северном полюсе полярным лётчиком-испытателем в должности заместителя командира по летной подготовке.
По данным из личного дела из архива Военного комиссариата Тульской области за время своей службы мой героический прадед освоил следующие виды самолётов:
- ПО-2, Р-5, СБ, ИЛ -4, ТУ- 2 , ТУ- 4, ТУ- 16.
Погиб 26 сентября 1957 года в возрасте 34 лет . При испытании нового военного самолёта произошёл взрыв и прадедушка погиб.
Ордена и медали :
- Два ордена Красной Звезды;
- Два ордена Красного Знамени;
- Орден Ленина;
- Орден Отечественной войны 2 степени;
- Медаль за боевые заслуги;
- Медаль за оборону Сталинграда;
- Медаль за взятие Кенигсберга;
- Медаль за взятие Будапешта;
- Медаль за взятие Берлина;
- Медаль за победу над Германией;
- Медаль за победу над Японией.
Благодарности :
- за участие в прорыве на Орловском направление - 05.08.1943;
- за участие в овладение г. Хайлигенбайль - 25.03.1945;
- за участие в ликвидации окруженных войск немцев юго-западнее г. Кенигсберга - 29.03.1945;
- за участие в штурме г. Кенигсберга - 09.04.1945;
- за участие в прорыве у г. Берлина- 23.04.1945;
- за отличные боевые действия лично от товарища Сталина.
Боевой путь
1942 – Брянский фронт;
1943 –Западный фронт;
1944-1945 – 2-ой Белорусский фронт и 1-й Прибалтийский фронт;
1945 – Берлинская операция.
Мы проанализировали старые военные карты, которые назывались «миллионки» (большие, склеенные карты, десять километров в одном сантиметре), сохранившиеся в семейном архиве и данные, полученные из ЦАМО РФ, и установили, что маршруты вылетов и боевых заданий экипажа «Дерзкий» под командованием моего прадедушки проходили не только над территорией нашей страны, но и над территорией других государств (Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Польша, Восточная Пруссия, Германия и др.) захваченных фашистами, вплоть до Берлина
Воспоминания
Слётов Артемий - правнук
Моей семьёй бережно сохранены документы и личные вещи моего героического прадеда Сергея Яковлевича. В их числе наградные документы, благодарности, медали и ордена моего прадеда, его лётный шлем, лётный планшет, дневники и даже несколько лётных карт военного времени. В ходе моего исследования я понял, насколько совместная работа еще больше сближает родных людей. Исследуя историю нашей семьи, через призму истории нашей страны, ближе и понятнее становятся события далеких военных лет. Мне кажется, что история страны складывается из малых крупиц и судеб простых людей. Мы должны всегда помнить, какой ценой досталась Победа нашей стране.
Я благодарен своей прабабушке за то, что она через всю свою жизнь пронесла память, любовь и верность к своему родному Серёже, и сохранила для потомков важные архивные документы и личные вещи военных лет, ставшие нашей семейной реликвией.
Теперь память о своей семье и наши семейные реликвии буду хранить я.