Фёдор
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Гусаров Фёдор Николаевич, родился в феврале 1925 года в селе Есаулово Красноярского края. Образование общее: 9 классов. Как и многие советские юноши и девушки активно участвовал в программе ГТО, занимался на стрелковых курсах "Ворошиловский стрелок". Как и многие, рано стал взрослым: работал с юности, помогая семье - Матушке и двум сестрам; затем учеба в Красноярском техникуме железнодорожного транспорта и служба в военно-воздушных силах - ВВС РККА, затем - в ВВС СССР. В декабре 1942 был призван в армию Кагановичским РВК г. Красноярска.
Январь 1943 - январь 1944 - курсант Харьковской авиашколы стрелков-бомбардиров (штурманов), которая во время войны была эвакуирована из станицы Рогань Харьковской области Украинской ССР в г. Красноярск (Сибирский военный округ).
Февраль - июнь 1944 - слушатель Челябинской авиашколы штурманов и стрелков-бомбардиров Авиации дальнего действия (Уральский военный округ). В 1944 году присвоена летная специальность штурман. Первое воинское звание: младший лейтенант (1944). Окончил службу в звании майора ВВС СССР. В вооруженных силах - 32 года.
При получении воинского звания курсанты училища, 19-летние офицеры, давали торжественное обещание (присягу) воина рабочей и крестьянской армии: "Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии. Перед лицом трудящихся классов России и всего Мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, тогда будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона".
Военную присягу принимали после прохождения одиночного обучения и усвоения Устава внутренней службы, Устава о воинской дисциплине и значения военной присяги, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в войсковую часть.
В училище, Гусаров Федор Николаевич, проходил службу на следующих типах самолетов: По-2 (У-2) (многоцелевой биплан, созданный ОКБ Н.Н. Поликарповым; выпускался с 1928 по 1954 гг.), Р-5 (биплан, созданный ОКБ Поликарповым; выпускался с 1930 по 1941 гг.), Ли-2 (военно-транспортный самолет на базе американского С-47 "Дуглас"; выпускался с 1939 по 1953 гг.), Ил-4 (ДБ-3Ф) (дальний бомбардировщик, разработан ОКБ-240 С.В. Илюшина; выпускался с 1939 по 1945 гг.), В-25 «Митчелл» (американский бомбардировщик среднего радиуса действия, поставлявшийся с 1942 в СССР по программе Ленд-Лиза; выпускался с 1940 по 1959 гг.), Ту-4 (стратегический бомбардировщик, разработанный ОКБ А.Н. Туполева, копия американского бомбардировщика В-29; выпускался с 1947 по 1952 гг.). Общее количество полетов за время летной работы с 1943 по 1954 гг.: 1854 (1614 часов 55 мин.). Основная машина: с 1944 по 1949 - Ил-4 и Ли-2. По мнению летчиков, Ил-4 имел массу недостатков и постоянно дорабатывался. В 1949 г. Ил-4 списывается из воздушных сил. С 1950 проходил службу на В-25.
На самолетах По-2 (У-2) и Р-5 в авиашколе осуществлялось обучение курсантов ведению визуальной ориентации и осмотрительности, самолётовождению по компасу, стрельбе по наземным и воздушным целям, бомбометанию, плановой маршрутной и площадной аэрофотосъёмке, радиосвязи в телеграфном режиме, ведению разведки погоды. Обучение бомбометанию велось с высот 1000-3000 м. и с бреющего полёта с высоты 25 метров. По профилю штурманов изучались воздушная навигация, радио- и астронавигация, бомбометание днём в сложных метеоусловиях и ночью по неосвещённым целям, воздушная стрельба из бортового оружия, как в дневных, так и в ночных условиях.
Фёдор Николаевич, как молодой специалист, принимал участие в освоении и изучении американских самолетов во время их перегона по воздушной трассе Алсиб (Аляска -Сибирь, Красноярск - Уэлькаль), поставляемых в СССР в порядке союзнической помощи по программе Ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске, где самолеты принимали советские представители. Далее самолеты брали курс на Красноярск. В Красноярск американские самолеты перегонял 5-ый перегоночный авиаполк (трасса Киренск - Красноярск). Через Красноярск на фронт по трассе Алсиб с октября 1942 года по октябрь 1945 года прошли 7908 самолетов, таких как: Спитфайр, Аэрокобра, Кингкобра, В-25, Дуглас А-20 Хэвок/ДБ-7 Бостон.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота для обеспечения боевых действий против Японской империи. В связи с приближением окончания Второй Мировой войны, в августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.
Июль 1944 - октябрь 1946 - штурман-инструктор 34 учебного авиационного полка (УАП; состав полка - 4 авиаэскадрильи), который базировался в г. Кирсанове Тамбовской области. 34 УАП - один из трех полков Мичуринской Военной Офицерской школы ночных пилотов авиации дальнего действия (АДД). Два других (35 и 36 полки) находились в самом Мичуринске и на станции Никифоровка. Школа занималась подготовкой будущих командиров Ил-4. В июне 1946 г. вся Мичуринская школа была перебазирована на Украину. Штаб обосновался в г. Конотопе. Там же разместился один учебный полк, другой – в Нежине, а 34-й УАП под командованием подполковника Андрея Максимовича Семенова посадили в г. Лебедин Сумской области (с 1949 года командир 34 УАП - полковник Давид Самуилович Найдус). До 34 УАП на аэродроме размещались скоростные истребители Ла. В это время Ф.Н. Гусаров допущен к инструкторской работе по обучению постоянного и переменного состава. С 1939 года в Лебедине размещалась Школа младших авиационных специалистов (ШМАС), 1-ая Высшая офицерская школа ночных экипажей АДД (штаб в г. Конотоп). Подчинение: 18 Воздушная армия (сформирована 06.12.1944).
Октябрь 1946 – сентябрь 1954 – штурман отряда 598 учебного бомбардировочного авиаполка, г. Лебедин (ст. лейтенант, капитан, Киевский Военный округ). В это же время преподаватель по самолетовождению и бомбометанию класса боевого применения и тактики ВВС. В 1947 г. штаб Мичуринской школы ночных пилотов АДД был переведен из Конотопа в Нежин, и называться она стала Нежинской. В 1948 г. 34 учебный полк перешел на самолеты В-25 «Митчелл» (средний бомбардировщик). Американские самолеты являлись, как бы, переходной машиной на новые Ту-4 (копия американского бомбардировщика В-29, первый советский стратегический бомбардировщик). С 1949 г. Ил-4 стали снимать с вооружения. Первый Ту-4 полк получил осенью 1949 г. Это был торжественный момент. Самолет встречали с духовым оркестром при полном сборе всего личного состава. Гигантская машина произвела глубокое впечатление на летный состав и техников.
Член ВКП(б)-КПСС с сентября 1948 года.
В 1952-53 гг. в связи с образованием в августе 1949 блока НАТО, для защиты и обеспечения воздушной безопасности неба Восточной Германии, участвовал в работе по перегонке самолетов в Германскую Демократическую Республику.
Приказом Главнокомандующего ВВС Советской армии №0018 от 13.01.1954 присвоено звание: Военный штурман второго класса.
В декабре 1954 для дальнейшего прохождения службы направлен в Саратовскую область, пос. Разбойщина (совр. пос. Соколовый), Приволжский Военный округ, где проходил службу в должности преподавателя самолетовождения 1202 утап; капитан, майор.
Ноябрь 1956 – октябрь 1957 – слушатель Центральных курсов усовершенствования офицеров химвойск, Приволжский Военный округ (майор). Обучение проходил в Саратовском училище химических войск.
Октябрь 1957 – июль 1958 – начальник химслужбы – преподаватель 1202 утап, пос. Разбойщина (пос. Соколовый), Приволжский военный округ, майор.
Июль 1958 – февраль 1961- заместитель начальника штаба 1202 утап, пос. Разбойщина (пос. Соколовый), Приволжский военный округ, майор.
Март 1961 – ноябрь 1962 – сменный руководитель посадки самолетов, 762 иап (в/ч 31531) 25 Отдельный корпус ПВО СССР, пос. Разбойщина (пос. Соколовый), Приволжский военный округ (Саратовская область), майор.
Ориентировочно в 1961 году 762 иап передали в Армавирское Высшее военное авиационное училище летчиков ПВО и полк стал учебным - 762 уап. В полку было 6 эскадрилий, летали на аэродромах Сокол, Синицино и Горный, обучали курсантов Армавирского Высшего военного авиационного училища летчиков ПВО (самолёты Л-29, МиГ-17).
В 1962 для дальнейшего прохождения службы направлен в Волгоград.
Ноябрь 1962 – апрель 1973 – старший помощник начальника оперативного отделения по боевой подготовке штаба 10 дивизии ПВО 25 Отдельного корпуса ПВО СССР (в/ч 51896, г. Волгоград, подчинение: Бакинский военный округ, Баку), майор.
В 1973 Фёдор Николаевич увольняется из рядов вооруженных сил Советской Армии.
СЛАВА СОВЕТСКИМ ЛЕТЧИКАМ!
СЛАВА ВОЗДУШНЫМ РАБОТНИКАМ, ВСЕМ, КТО ЗАЩИЩАЛ НЕБО СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ!