Гурин Геннадий Алексеевич
Гурин
Геннадий
Алексеевич
Старший сержант тех. сл. / Механик авиационный
7.09.1922 - 27.02.1944

История солдата

Гурин Геннадий  Алексеевич  родился в  крестьянской семье, 07. 09.1922г, в с. Решма, Нагорновского с/ совета, Кинешемского р-на, Ивановской обл. У него были  ещё два  младших брата: Владимир, Николай,  и сестра Антонина. Родители, Алексей Николаевич  и  Евдокия Ивановна  работали  в колхозе ,имели  своё хозяйство и занимались  воспитанием детей. Дети  росли смышлёными, хорошо  учились, помогали  родителям  по хозяйству. У них была крепкая и дружная семья.

Геннадий хорошо учился. Окончил Решемскую  среднюю  школу. В 1940 году  его призвали на  срочную  воинскую службу. Он проходил  обучение  в  ШМАС( Школе  младших авиационных специалистов). В это время ,началась Великая Отечественная война. Геннадий Алексеевич окончил обучение, где  получил  звание сержанта тех. службы и, 17.07.1941г, был направлен в 1 забр(1-ю запасную авиационную бригаду),которая с началом войны перебазировалась из г. Воронежа на аэродромы Куйбышевской обл. Штаб находился в г. Куйбышев.

22.10.1941г, в г. Чкалове, из лётно-технического состава 2-й Чкаловской Военной Авиационной  Школы , начал формирование 611 нлбап (611-й ночной легкий бомбардировочный авиаполк). Сюда был направлен  Гурин Геннадий Алексеевич.

Регион Ивановская область
Воинское звание Старший сержант тех. сл.
Населенный пункт: Кинешма
Воинская специальность Механик авиационный
Место рождения Россия. Ивановская обл, Кинешемский р-н, Нагорновский с/с, село Решма.
Годы службы 1940 1944
Дата рождения 7.09.1922
Дата смерти 27.02.1944

Боевой путь

Место призыва Кинешемский РВК, Кинешемский р-н, Ивановская обл
Дата призыва 1940
Боевое подразделение 611 шап, 8 гв.Полтавская шад, 5 ВА , 2 Укр.Ф./ 611 шап,266 шад/ 611 нлбап,146 ад.
Завершение боевого пути юго-западная окраина центр. аэродрома г. Кировоград, Кировоградская обл, Украинская ССР.
Принимал участие Битва за Москву;Людиново-Болоховская операция;Зубцово-Ржевская и Козельская операции; Ржевско-Сычёвская операция;Погорело-Городищенская операция; Корсунь-Шевченковская операция

5 ноября 1941г полк составом 20 самолётов Р-5 вылетел из г.Чкалова на Западный фронт. 11 ноября 1941г,полк составом 20 самолётов Р-5,полностью приземлился на полевом аэродроме Хрущёво ( 50 км южнее г. Рязань). Основной задачей  авиации, в то время была борьба с прорывавшимися южнее г. Тула и двигающимися немецкими мотомех .колоннами  на г. Рязань, на г. Загайск и на Каширу. В этой битве за Москву активное участие принимали лёгкие ночные бомбардировщики 611-го нлбап. Их главной задачей было  бомбардировка занятых немцами пунктов ,с целью не дать им располагаться в тёплых помещениях, гнать их на мороз, под пули и снаряды нашей пехоты и артиллерии.

12.03.1942г 611 нлбап перебазировался для переучивания на самолёты ИЛ-2, на аэродром Люберцы( Москва). Переучивание происходило с 12.03.1942г по  05. 05.1942г.

С 26.03.1942г, 611 нлбап стал называться 611 шап ( 611-й штурмовой авиационный полк). 

10.05.1942г, закончили  переучивание и , 611 авиаполк  вошёл в состав 204 сад. 16.05.1942г 20-ю самолётами ИЛ-2 полк перебазировался на аэродром  Инютино, Зап. Фронта. А 23.05.1942г, 611 авиаполк  перешел в подчинение  215 сад. С 25.05.1942г полк начал боевую работу. Обстановка требовала немедленных мощных ударов,с воздуха, по войскам противника, по путям подвоза, по складам и базам снабжения в р-не Знаменка, Желанье,  Преображенск  и ст. Милятино. 

С 21.06.1942г , 611 шап  перешел в состав 224 шад. В июле 1942г, полк успешно ведёт работу в Людиново- Болоховской  операции. В августе 1942г, участвует в Зубцово- Ржевской и  Козельской  операциях.

28.11.1942г полк передислоцировался в  1-ю ЗАБр, в 43 зап,в г. Куйбышев, для пополнения  и  переучивания . К формированию приступил 15.02.1943г. В июле –августе 1943г,обстановка на фронтах характеризовалась наступлением наших войск на Орловско-Курском и Белгородском направлениях. Фронту нужна была мат.часть. Лётный состав полка  перегнал 194 самолёта. 25.09.1943г , 611 шап  убыл  в распоряжение 3 АБ. РГК в Москву, где  при 34 зап. полк переучился на самолёты ИЛ-2  с пушками ОКБ-16. 2.11.1943г  полк  вылетел на фронт, в состав 5-й Воздушной Армии.

15.12.1943г полк 6-ю  самолётами  произвёл боевой вылет на 2-м Укр.Фронте . Свою боевую работу на 2-м Укр. Фронте ,611 шап.начал в январе 1944 г, с аэродрома Раничевка. Наши части наступали на Кировоградском  направлении, при  поддержке штурмовой  авиации.

15.01.1944г полк в полном составе перебазировался на аэродром Бережинка, что в 4 км восточнее Кировограда.

В начале февраля началась оттепель: аэродром, расположенный на пахоте «раскис»,тяжёлые самолёты начали оседать в землю. Слив до минимума горючее, благодаря умению и самоотверженности лётного и технического состава ,удалось вырвать самолёты из грязи и 04.02.1944 года, полк перелетел на аэродром Канатово. В феврале 1944 года, наши части наступали и окружили войска противника в районе Корсунь-Шевченковский  и ликвидировали  окруженную группировку. 611 шап. ,в котором воевал Гурин Геннадий Алексеевич, принимал  в этом, особенно, активные действия. 611-й штурмовой авиаполк вёл работу в районах: Городище, Стеблево, Шандеровка, Капустино, Толмач, Липянка. 

21.02.1944г, авиаполк перелетел на свой основной аэродром Бережинка, а ,27.02.1944г, передислоцировался  на аэродром в г. Кировоград. В этот « чёрный» день, на аэродром совершались частые налёты вражеской авиации. При одном из этих налётов, погиб ст. сержант, механик тех. службы Гурин Геннадий Алексеевич. Он не успел добежать до бомбоубежища, погиб, и был похоронен на юго-западной окраине Центрального аэродрома, г. Кировограда.

В Великую Отечественную войну, техническому составу авиации Красной Армии  выпало  немало невзгод и трагедий, связанных с чудовищной потерей самолётов, лётного и технического состава, на земле, в первые дни, отступлением в глубь страны, частой сменой аэродромов, постоянными бомбёжками вражеской авиации. Но, своё дело они делали исправно ,часто, героически. И лётчики снова и снова поднимали в воздух самолёты, сражаясь с воздушным противником и нанося удары по наземным войскам. Наиболее сложной частью работы авиатехников было восстановление самолётов с боевыми и эксплуатационными повреждениями. Они выявляли и устраняли неисправности двигателей, приборного оборудования, радиооборудования, электрооборудования и др. При необходимости, тех. состав штурмовых полков  принимал участие  в боевых вылетах, в качестве воздушных стрелков. Спать авиатехникам приходилось по 2-3 часа в сутки. Вот как писал в своей книге «В небе над Молдавией», лётчик- истребитель Григорий  Рекчалов, впоследствии, Дважды Герой Советского Союза: «Было видно, с каким нетерпением ждали нашего возвращения, технари- наши бесценные боевые друзья. Они напряжённо всматривались в каждый  садящийся  самолёт и опознав  «своего», с радостным криком- « Мой сел!», мчались навстречу. Мы называли их ангелами-хранителями!  Машина из боя  приходила, если  приходила  вообще, как решето, а утром она  должна  быть  снова  готова к полёту. Прилетит, бывало, самолёт с боевого задания- масло течёт, фонарь кабины разбит, приборная доска изуродована, тяги рулей держатся на честном слове, а в плоскостях, элеронах, хвостовом оперении зияют дыры…Посмотришь- и на заводе-то, такую машину восстановить непросто. Но, проходит ночь ,а утром  самолёт готов к вылету. Казалось что, механики и авиатехники делали невозможное: они  могли разобрать весь самолёт при помощи отвёртки, плоскогубцев и молотка, и собрать обратно. Даже двигатель разбирали и крыльчатки меняли.»

Самое трудное в работе механика - это нести полную личную ответственность за самолёт. А тогда, механик головой отвечал за его исправность. Ответственность  ложилась таким невыносимым грузом, что лучше бы самому стрелком полететь, чем оставаться на земле и ждать возвращения экипажа. Механики совершали настоящие подвиги. Они совершали  перелёты  с одного фронтового (полевого)  аэродрома на другой, в бомболюках и на подкосах шасси самолёта ИЛ-2. Это делалось с целью быстрого обслуживания самолётов на месте. Труд авиатехников в ходе Великой Отечественной войны был направлен на обеспечение постоянной боевой готовности самолётов, моторов, вооружения и спец. оборудования.

Лётчики, техники и весь личный состав, беззаветно и самоотверженно,  сражались с врагом, не щадя живота своего!

Вечная Слава и светлая память, всем авиатехникам, механикам, лётчикам,  и всем защитникам нашей Родины , не дожившим до Победы, и до наших дней! Низкий поклон ветеранам! Подвиг их бессмертен!

Воспоминания

А помните,каким он парнем был?

По воспоминаниям моей бабушки Гуриной Евдокии Ивановны, её сын, и мой дядя, Гурин Геннадий Алексеевич, был очень хорошим,добрым,отзывчивым человеком. Он очень любил и уважал своих родителей, братьев и сестрёнку Тоню, любил свою землю ,свою Родину! Он был очень старательным, трудолюбивым человеком. Имел очень много друзей, и пользовался у них авторитетом. Он был инициатором всех хороших и полезных дел, в школе и дома.

Документы

Копия с сайта " Память народа"-Именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 8-й  Гвардейской Полтавской штурмовой авиадивизии с 01.03 по 10.03.1944г.

Копия с сайта " Память народа"-Именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 8-й Гвардейской Полтавской штурмовой авиадивизии с 01.03 по 10.03.1944г.

Копия страницы из Книги Памяти Ивановской обл.  т.3 ( в списке- Гурин Геннадий Алексеевич), с сайта " Память народа"

Копия страницы из Книги Памяти Ивановской обл. т.3 ( в списке- Гурин Геннадий Алексеевич), с сайта " Память народа"

Фотографии

Фото Гурина Геннадия Алексеевича,1922 г.р.

Фото Гурина Геннадия Алексеевича,1922 г.р.

Фото работы фронтовых авиамехаников ( фото  из открытых источников в интернете)

Фото работы фронтовых авиамехаников ( фото из открытых источников в интернете)

После войны

Во время Великой Отечественной войны, семья Гуриных проводила на фронт троих своих сыновей: Геннадия, Николая и Владимира . Ушёл воевать и глава семьи, Гурин Алексей Николаевич,1902 г.р. Вернулись, с войны, с Победой, только двое сыновей: Владимир и Николай. Мой дядя ст. сержант, авиамеханик ,Гурин Геннадий Алексеевич, погиб  при бомбардировке аэродрома в г. Кировограде, и  был захоронен на юго-западной окраине центрального аэродрома в г. Кировограде,Украинской ССР. При налёте вражеской авиации ,27.02.1944г, на аэродром ,он не успел добежать до бомбоубежища и погиб.  Их отец ( мой дед) ,Алексей Николаевич ,более 80-ти лет считался пропавшим без вести,в 1942 году, под Тихвином. Семья ничего не знала о его судьбе. И только сейчас нашлись документы о том, что он погиб в бою, 15 января 1944г, при освобождении Белоруссии ,и  был похоронен  в д. Кочуры, Мозырского р-на, Полесской обл. В 1954 году захоронение перенесли в д. Беседки, Петриковского р-на, Гомельской обл, Республики Беларусь. Мои дедушка и дядя, как и многие защитники нашей Родины, погибли за свободу и независимость нашей Родины. Вечная Слава и светлая Память, моему дедушке-  Гурину Алексею Николаевичу, моему  дяде- Гурину Геннадию Алексеевичу ,и  всем советским воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны! Память, о них, будет жить вечно! 

В память о моём дяде, Гурине Геннадии Алексеевиче-ст. сержанте, авиационном механике 611 шап, и всех авиамеханиках, авиатехниках и лётчиках, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, и тех, кто смог дожить до Великой  Победы, но не дожил до наших дней, посвящаются эти стихи:

Ангелы-хранители

О лётчиках снимают часто фильмы,
Стихи  и  песни посвящают им
А  техники, механики и мотористы
Они , всегда стоят, как бы, в тени.

А ведь они, ни сна, ни отдыха  не зная,
На  лётном поле, в зной, пургу и в дождь
Трудились, рук  не  покладая,
Чтоб самолёты все взлетели, вновь.

Два-три  часа на отдых, и опять тревога,
Опять «стервятники»  фашистские летят
Взлетает  ввысь  сигнальная  ракета
И наши «соколы», на перехват, спешат.

А в небе бой уже идёт. Там очень жарко!
Эфир кричит: « Я атакую! Прикрывай!
Горишь, четвёртый! Я приказываю, прыгай!»
Но, видно поздно, тут одна  дорога - в  рай.

А техники стоят и смотрят  в  небо.
Как  ангелы-хранители,  их ждут!
Пусть будут живы, лётчики - ребята
Вернутся  пусть, обнимутся  все, тут!

И вот летят: один , второй  и третий. 
И  каждый смотрит: « Мой,  или другой?
Живой, или  погиб  в воздушной схватке?
Мальчишка  же  совсем, но он - Герой!»

Вернулись, но  не  все, война - ребята!
Терзает  сердце  горе, от  потерь!
Но, техникам  работать  снова  надо
Латать, чинить, сверлить - всю ночь, теперь.

А сколько  их  погибло  при  бомбёжках,
Обстрелах, перелётах  и  в  боях...?
Мы  их  геройский  подвиг  будем  помнить
И  память,  эта,  будет  жить  в  веках!

(Автор, Наталья Иванищева)

03.03.2025г.

                                                                                  

 Вечная Слава и светлая память,всем погибшим в боях за нашу Родину!

Низкий поклон ветеранам!

Мы помним! Мы гордимся! Мы чтим!                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                               

 

                                                                                                                                                                                                      

 

 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: