
Геннадий
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Гурин Геннадий Алексеевич родился в крестьянской семье, 07. 09.1922г, в с. Решма, Нагорновского с/ совета, Кинешемского р-на, Ивановской обл. У него были ещё два младших брата: Владимир, Николай, и сестра Антонина. Родители, Алексей Николаевич и Евдокия Ивановна работали в колхозе ,имели своё хозяйство и занимались воспитанием детей. Дети росли смышлёными, хорошо учились, помогали родителям по хозяйству. У них была крепкая и дружная семья.
Геннадий хорошо учился. Окончил Решемскую среднюю школу. В 1940 году его призвали на срочную воинскую службу. Он проходил обучение в ШМАС( Школе младших авиационных специалистов). В это время ,началась Великая Отечественная война. Геннадий Алексеевич окончил обучение, где получил звание сержанта тех. службы и, 17.07.1941г, был направлен в 1 забр(1-ю запасную авиационную бригаду),которая с началом войны перебазировалась из г. Воронежа на аэродромы Куйбышевской обл. Штаб находился в г. Куйбышев.
22.10.1941г, в г. Чкалове, из лётно-технического состава 2-й Чкаловской Военной Авиационной Школы , начал формирование 611 нлбап (611-й ночной легкий бомбардировочный авиаполк). Сюда был направлен Гурин Геннадий Алексеевич.
Боевой путь
5 ноября 1941г полк составом 20 самолётов Р-5 вылетел из г.Чкалова на Западный фронт. 11 ноября 1941г,полк составом 20 самолётов Р-5,полностью приземлился на полевом аэродроме Хрущёво ( 50 км южнее г. Рязань). Основной задачей авиации, в то время была борьба с прорывавшимися южнее г. Тула и двигающимися немецкими мотомех .колоннами на г. Рязань, на г. Загайск и на Каширу. В этой битве за Москву активное участие принимали лёгкие ночные бомбардировщики 611-го нлбап. Их главной задачей было бомбардировка занятых немцами пунктов ,с целью не дать им располагаться в тёплых помещениях, гнать их на мороз, под пули и снаряды нашей пехоты и артиллерии.
12.03.1942г 611 нлбап перебазировался для переучивания на самолёты ИЛ-2, на аэродром Люберцы( Москва). Переучивание происходило с 12.03.1942г по 05. 05.1942г.
С 26.03.1942г, 611 нлбап стал называться 611 шап ( 611-й штурмовой авиационный полк).
10.05.1942г, закончили переучивание и , 611 авиаполк вошёл в состав 204 сад. 16.05.1942г 20-ю самолётами ИЛ-2 полк перебазировался на аэродром Инютино, Зап. Фронта. А 23.05.1942г, 611 авиаполк перешел в подчинение 215 сад. С 25.05.1942г полк начал боевую работу. Обстановка требовала немедленных мощных ударов,с воздуха, по войскам противника, по путям подвоза, по складам и базам снабжения в р-не Знаменка, Желанье, Преображенск и ст. Милятино.
С 21.06.1942г , 611 шап перешел в состав 224 шад. В июле 1942г, полк успешно ведёт работу в Людиново- Болоховской операции. В августе 1942г, участвует в Зубцово- Ржевской и Козельской операциях.
28.11.1942г полк передислоцировался в 1-ю ЗАБр, в 43 зап,в г. Куйбышев, для пополнения и переучивания . К формированию приступил 15.02.1943г. В июле –августе 1943г,обстановка на фронтах характеризовалась наступлением наших войск на Орловско-Курском и Белгородском направлениях. Фронту нужна была мат.часть. Лётный состав полка перегнал 194 самолёта. 25.09.1943г , 611 шап убыл в распоряжение 3 АБ. РГК в Москву, где при 34 зап. полк переучился на самолёты ИЛ-2 с пушками ОКБ-16. 2.11.1943г полк вылетел на фронт, в состав 5-й Воздушной Армии.
15.12.1943г полк 6-ю самолётами произвёл боевой вылет на 2-м Укр.Фронте . Свою боевую работу на 2-м Укр. Фронте ,611 шап.начал в январе 1944 г, с аэродрома Раничевка. Наши части наступали на Кировоградском направлении, при поддержке штурмовой авиации.
15.01.1944г полк в полном составе перебазировался на аэродром Бережинка, что в 4 км восточнее Кировограда.
В начале февраля началась оттепель: аэродром, расположенный на пахоте «раскис»,тяжёлые самолёты начали оседать в землю. Слив до минимума горючее, благодаря умению и самоотверженности лётного и технического состава ,удалось вырвать самолёты из грязи и 04.02.1944 года, полк перелетел на аэродром Канатово. В феврале 1944 года, наши части наступали и окружили войска противника в районе Корсунь-Шевченковский и ликвидировали окруженную группировку. 611 шап. ,в котором воевал Гурин Геннадий Алексеевич, принимал в этом, особенно, активные действия. 611-й штурмовой авиаполк вёл работу в районах: Городище, Стеблево, Шандеровка, Капустино, Толмач, Липянка.
21.02.1944г, авиаполк перелетел на свой основной аэродром Бережинка, а ,27.02.1944г, передислоцировался на аэродром в г. Кировоград. В этот « чёрный» день, на аэродром совершались частые налёты вражеской авиации. При одном из этих налётов, погиб ст. сержант, механик тех. службы Гурин Геннадий Алексеевич. Он не успел добежать до бомбоубежища, погиб, и был похоронен на юго-западной окраине Центрального аэродрома, г. Кировограда.
В Великую Отечественную войну, техническому составу авиации Красной Армии выпало немало невзгод и трагедий, связанных с чудовищной потерей самолётов, лётного и технического состава, на земле, в первые дни, отступлением в глубь страны, частой сменой аэродромов, постоянными бомбёжками вражеской авиации. Но, своё дело они делали исправно ,часто, героически. И лётчики снова и снова поднимали в воздух самолёты, сражаясь с воздушным противником и нанося удары по наземным войскам. Наиболее сложной частью работы авиатехников было восстановление самолётов с боевыми и эксплуатационными повреждениями. Они выявляли и устраняли неисправности двигателей, приборного оборудования, радиооборудования, электрооборудования и др. При необходимости, тех. состав штурмовых полков принимал участие в боевых вылетах, в качестве воздушных стрелков. Спать авиатехникам приходилось по 2-3 часа в сутки. Вот как писал в своей книге «В небе над Молдавией», лётчик- истребитель Григорий Рекчалов, впоследствии, Дважды Герой Советского Союза: «Было видно, с каким нетерпением ждали нашего возвращения, технари- наши бесценные боевые друзья. Они напряжённо всматривались в каждый садящийся самолёт и опознав «своего», с радостным криком- « Мой сел!», мчались навстречу. Мы называли их ангелами-хранителями! Машина из боя приходила, если приходила вообще, как решето, а утром она должна быть снова готова к полёту. Прилетит, бывало, самолёт с боевого задания- масло течёт, фонарь кабины разбит, приборная доска изуродована, тяги рулей держатся на честном слове, а в плоскостях, элеронах, хвостовом оперении зияют дыры…Посмотришь- и на заводе-то, такую машину восстановить непросто. Но, проходит ночь ,а утром самолёт готов к вылету. Казалось что, механики и авиатехники делали невозможное: они могли разобрать весь самолёт при помощи отвёртки, плоскогубцев и молотка, и собрать обратно. Даже двигатель разбирали и крыльчатки меняли.»
Самое трудное в работе механика - это нести полную личную ответственность за самолёт. А тогда, механик головой отвечал за его исправность. Ответственность ложилась таким невыносимым грузом, что лучше бы самому стрелком полететь, чем оставаться на земле и ждать возвращения экипажа. Механики совершали настоящие подвиги. Они совершали перелёты с одного фронтового (полевого) аэродрома на другой, в бомболюках и на подкосах шасси самолёта ИЛ-2. Это делалось с целью быстрого обслуживания самолётов на месте. Труд авиатехников в ходе Великой Отечественной войны был направлен на обеспечение постоянной боевой готовности самолётов, моторов, вооружения и спец. оборудования.
Лётчики, техники и весь личный состав, беззаветно и самоотверженно, сражались с врагом, не щадя живота своего!
Вечная Слава и светлая память, всем авиатехникам, механикам, лётчикам, и всем защитникам нашей Родины , не дожившим до Победы, и до наших дней! Низкий поклон ветеранам! Подвиг их бессмертен!
Воспоминания
А помните,каким он парнем был?
По воспоминаниям моей бабушки Гуриной Евдокии Ивановны, её сын, и мой дядя, Гурин Геннадий Алексеевич, был очень хорошим,добрым,отзывчивым человеком. Он очень любил и уважал своих родителей, братьев и сестрёнку Тоню, любил свою землю ,свою Родину! Он был очень старательным, трудолюбивым человеком. Имел очень много друзей, и пользовался у них авторитетом. Он был инициатором всех хороших и полезных дел, в школе и дома.
После войны
Во время Великой Отечественной войны, семья Гуриных проводила на фронт троих своих сыновей: Геннадия, Николая и Владимира . Ушёл воевать и глава семьи, Гурин Алексей Николаевич,1902 г.р. Вернулись, с войны, с Победой, только двое сыновей: Владимир и Николай. Мой дядя ст. сержант, авиамеханик ,Гурин Геннадий Алексеевич, погиб при бомбардировке аэродрома в г. Кировограде, и был захоронен на юго-западной окраине центрального аэродрома в г. Кировограде,Украинской ССР. При налёте вражеской авиации ,27.02.1944г, на аэродром ,он не успел добежать до бомбоубежища и погиб. Их отец ( мой дед) ,Алексей Николаевич ,более 80-ти лет считался пропавшим без вести,в 1942 году, под Тихвином. Семья ничего не знала о его судьбе. И только сейчас нашлись документы о том, что он погиб в бою, 15 января 1944г, при освобождении Белоруссии ,и был похоронен в д. Кочуры, Мозырского р-на, Полесской обл. В 1954 году захоронение перенесли в д. Беседки, Петриковского р-на, Гомельской обл, Республики Беларусь. Мои дедушка и дядя, как и многие защитники нашей Родины, погибли за свободу и независимость нашей Родины. Вечная Слава и светлая Память, моему дедушке- Гурину Алексею Николаевичу, моему дяде- Гурину Геннадию Алексеевичу ,и всем советским воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны! Память, о них, будет жить вечно!
В память о моём дяде, Гурине Геннадии Алексеевиче-ст. сержанте, авиационном механике 611 шап, и всех авиамеханиках, авиатехниках и лётчиках, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, и тех, кто смог дожить до Великой Победы, но не дожил до наших дней, посвящаются эти стихи:
Ангелы-хранители
О лётчиках снимают часто фильмы,
Стихи и песни посвящают им
А техники, механики и мотористы
Они , всегда стоят, как бы, в тени.
А ведь они, ни сна, ни отдыха не зная,
На лётном поле, в зной, пургу и в дождь
Трудились, рук не покладая,
Чтоб самолёты все взлетели, вновь.
Два-три часа на отдых, и опять тревога,
Опять «стервятники» фашистские летят
Взлетает ввысь сигнальная ракета
И наши «соколы», на перехват, спешат.
А в небе бой уже идёт. Там очень жарко!
Эфир кричит: « Я атакую! Прикрывай!
Горишь, четвёртый! Я приказываю, прыгай!»
Но, видно поздно, тут одна дорога - в рай.
А техники стоят и смотрят в небо.
Как ангелы-хранители, их ждут!
Пусть будут живы, лётчики - ребята
Вернутся пусть, обнимутся все, тут!
И вот летят: один , второй и третий.
И каждый смотрит: « Мой, или другой?
Живой, или погиб в воздушной схватке?
Мальчишка же совсем, но он - Герой!»
Вернулись, но не все, война - ребята!
Терзает сердце горе, от потерь!
Но, техникам работать снова надо
Латать, чинить, сверлить - всю ночь, теперь.
А сколько их погибло при бомбёжках,
Обстрелах, перелётах и в боях...?
Мы их геройский подвиг будем помнить
И память, эта, будет жить в веках!
(Автор, Наталья Иванищева)
03.03.2025г.
Вечная Слава и светлая память,всем погибшим в боях за нашу Родину!
Низкий поклон ветеранам!
Мы помним! Мы гордимся! Мы чтим!