Николай
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С первых дней войны был мобилизован в специальные войска дальней бомбардировочной авиации. Эта авиация использовалась, в основном, ночью и по особым целям. Всего за годы войны он совершил 297 ночных боевых вылетов командиром экипажа самолёта ЛИ- 2 (ДУГЛАС) и был награждён многими орденами и медалями. За один из таких вылетов он был награждён орденом «Александра Невского», особой наградой офицерского состава, уничтожив склад боеприпасов, сорвав тем самым наступление врага. Он так рассказывал о тех событиях: «Когда экипаж, сбросив бомбы с довольно большой высоты, стал выполнять манёвр выхода на свой аэродром, на земле за облаками, появилось большое светлое пятно, которое увеличивалось и увеличивалось, а самолёт стало трясти и швырять во все стороны. Казалось, что машина рассыплется на отдельные частицы». Приземлившись на аэродром вылета, отец и узнал, что бомбы попали точно в цель, за что и получил заслуженную награду. Вот только некоторые заклёпки на крыльях пришлось заменить. Рассказывал он и о таком случае в его полётах, когда снаряд из немецких зениток попал в крыло его самолёта, при возвращении после нанесения бомбового удара. Дело было зимой. Оценив ситуацию, горело крыло в районе крепления к нему двигателя, отец дал команду экипажу покинуть самолёт. По его расчётам они должны были пересечь линию фронта, но полной уверенности в такой обстановке не было. Самолёт ещё слушался управления и экипаж покинул его через боковую дверь. Оставшись один в кабине, он хотел также покинуть самолёт через боковую дверь, но тут самолёт стал беспорядочно падать. Оставалась одна возможность выпрыгнуть через верхний люк в кабине экипажа, причём принудительным путём, высунув парашют в люк наружу, и дёрнуть за кольцо вытяжного устройства. Как его выдернуло из самолёта он не понял, а очнулся уже в воздухе,спускаясь на парашюте.Шлемофона на голове не было,одного унта тоже не было.Комбинезон был порван, а по лицу текла кровь. В полной темноте он упал в лес, но удачно. Отстегнувшись от строп парашюта, он упал в глубокий снег. Сняв унт, он утеплил голову меховым носком (унтенком). Второй унтенок был на ноге. Отец вырос в деревне и хорошо ориентировался в лесу, да и профессия обязывала быть способным определять местоположение, и он стал продвигаться в намеченном направлении. К утру он вышел к дороre и стал ждать. Кто пойдёт или поедет по ней? У пилотов этой авиации в комбинезоне был паёк (шоколад и галеты), ножи пистолет, но костёр не разведёшь, а холод давал о себе знать. к обеду показалась подвода, на которой трое наших солдат везли продукты к передовой. Вот тут отец и вышел перед ними одетый, как «леший» и с пистолетом в руке. Встреча была не из приятных, так как солдаты из пехоты не часто встречали пилотов в таком одеянии. Документы и награды в полёт не брали и доказывать, кто ты и откуда, пришлось долго. Когда во всём разобрались, и прислали машину за отцом, «пехота» попросила оставить всё меховое, выдав шинель, шапку, сапоги, с погибших солдат. Это и понятно. Им сидеть в окопах, а ему выдадут все новое. Вот так они воевали и выживали. Закончил войну отец в Берлине, освобождая нашу Родину и европейские государства, как все наши войска, Великой Победой. За освобождение многих наших городов, за прорыв блокады Ленинграда, за взятие Кёнигсберга, за освобождение Варшавы, Праги и за взятие Берлина был награждён соответствующими медалями. Особенно он отмечал операцию по взятию Берлина. Сотни самолётов различных типов принимали участие в этом наступлении. Все было спланировано по минутам и минимальным эшелонам полётов, и всё было идеально исполнено, с применением всех видов вооружения самолётов. Только наши лётчики смогли провести такую операцию.