
Виктор
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.
Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.
Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.
Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).
После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка). Награждён Орденом Мужества.
Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:
с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)
1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)
1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)
1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)
1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)
1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)
1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)
1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)
1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)
1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)
1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)
1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)
1986г. - уволился по болезни
+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru Владимир Викторович Грубич
Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.
Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.
Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.
Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).
После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка). Награждён Орденом Мужества.
Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:
с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)
1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)
1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)
1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)
1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)
1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)
1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)
1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)
1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)
1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)
1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)
1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)
1986г. - уволился по болезни
+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru Владимир Викторович Грубич
Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.
Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.
Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.
Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).
После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка). Награждён Орденом Мужества.
Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:
с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)
1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)
1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)
1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)
1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)
1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)
1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)
1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)
1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)
1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)
1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)
1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)
1986г. - уволился по болезни
+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru Владимир Викторович Грубич
Боевой путь
Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА
Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.
Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.
Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.
У-2, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, И-5, И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДН-6, Р-3, Р-5, Як-7, Як-9, Як-9д, Ли-2, ИЛ-2, ИЛ-14, АН-2, ПО-2, УИЛ-2, УМЛ-2, 3С-11, С-2
«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания, бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всег
Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА
Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.
Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.
Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.
У-2, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, И-5, И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДН-6, Р-3, Р-5, Як-7, Як-9, Як-9д, Ли-2, ИЛ-2, ИЛ-14, АН-2, ПО-2, УИЛ-2, УМЛ-2, 3С-11, С-2
«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания, бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всего перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»
Подполковник Бартош,
нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА
23.04.1946
(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)
Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА
Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.
Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.
Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.
У-2, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, И-5, И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДН-6, Р-3, Р-5, Як-7, Як-9, Як-9д, Ли-2, ИЛ-2, ИЛ-14, АН-2, ПО-2, УИЛ-2, УМЛ-2, 3С-11, С-2
«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания, бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всего перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»
Подполковник Бартош,
нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА
23.04.1946
(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)
перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»
Подполковник Бартош,
нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА
23.04.1946
(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)
Воспоминания
Вспомним ВСЁ!
Грубич Виктор Алексеевич
Виктор Алексеевич Грубич родился на Украине на известном хуторе близ Диканьки (ныне Полтавская область) в 1919 году. Он рос в простой сельской семье в годы, когда утверждалась советская власть.
После окончания сельской щколы он поступил учиться в механический техникум в городе Полтава. Его, как и многих городских сверстников, всегда интересовала авиация и парашютизм. Юношей он поступил в аэроклуб в Полтаве. А в 1939 году был направлен в военное авиационное истребительное училище в городе Чугуев, которое успешно окончил в июне 1940 года. В звании младший лейтенант получил назначение в воинскую часть в город Чирчик под Ташкентом Узбекской ССР, где он был летчиком-инструктором и начал обучать летному мастерству молодых курсантов. Летал на самолетах: У-2, УТ-2, Р-5, ТБ-3, Ил-2.
В ночь на 22 июня 1941 года В. Грубич был дежурным по аэродрому. Тихое небо было таким же большим, как и на родной Полтавщине, и оно отдыхало от дневного южного зноя. Дежурство подходило к концу. На рассвете раздался звонок. Голос командира был тревожным, но спокойным и он приказал усилить бдительность, никого не пускать на аэродром. Объявили боевую тревогу. В полдень весь личный состав воинской части стоял в строю. Военнослужащие слушали командира, и мало кто из них знал, что началась самая страшная за всю историю великой страны война. Прошедшей ночью немецкие самолеты бомбили Киев, Харьков, Минск, другие города Советского Союза. Сухопутные войска и механизированные части Вермахта внезапно перешли государственную границу. Германия вероломно, без объявления войны напала на СССР.
Виктор Грубич с товарищами стоял в одном строю. Чувство необъяснимой тревоги росло, но он был уверен, что Красная Армия быстро справится с врагом. Однако война была долгой и кровопролитной. Многие опытные летчики написали рапорты командованию с просьбой отправить их на фронт. Среди них был и В. Грубич. Но командование решило иначе и считало, что и здесь, в глубоком тылу, нужны классные летчики-инструкторы по подготовке будущих воздушных ассов.
Виктор Грубич попал на фронт только 20 августа 1942 года. Служил в 615-м ночном бомбардировочном авиаполку 213-й дивизии. Через пять дней он вылетел на первое боевое задание: ночью бомбил железнодорожную станцию Юхнов, где скопилось много боевой техники фашистов. Первый вылет был удачным.
Наша ночная авиация сработала в ту войну прекрасно. Немцы ничего не могли поделать с отчаянными русскими летчиками, которые постоянно бомбили железнодорожные узлы, мосты и склады, регулярно летали в тыл к партизанам, доставляли диверсантов, разведчиков, радистов, производили авиаразведку и фотографирование местности. Бесценные сведения о дислокации противника лётчики доставляли в штаб фронта.
Виктор Грубич летал на самолетах Р-5, Як-9, Ил-2, По-2. По мнению ветерана войны, лучшими отечественными самолетами были истребитель Як-9, отличавшийся хорошей маневренностью и высокой скоростью (500 км/ч), высотой полета до 6–7 тысяч метров, минимальной высотой полета до 50 метров, имевший на вооружении 37-миллиметровую пушку, а также штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Пе-2.
На рассвете 19 сентября 1942 года, получив спецзадание, Виктор Грубич поднял в небо самолет Р-5 над деревней Хатенки. В люльках под крыльями самолета разместились шесть человек, которых нужно было доставить в деревню Черная Грязь, в 7 км от Москвы. Задание хоть и ответственное, но не сложное. Полет проходил нормально. Вдруг самолет потерял управление и с пятидесятиметровой высоты рухнул на землю. Пилот ударился головой о штурвал, потерял сознание. Штурман вылетел из кабины, отделался легкими ушибами. Вскоре Виктор Грубич пришел в себя, вылез из кабины и вместе со штурманом осмотрел покореженный самолет. В люльках, под крыльями, они увидели раненых и погибших. Вскоре приехала машина, и всех отвезли в медсанчасть. Началось разбирательство. Вел допросы начальник особого отдела, человек без эмоций. Дело было серьезным – потеряли прекрасных специалистов, нужных фронту. Было очень тревожно. После осмотра самолета выяснилось, что летчик в данной аварии не повинен. Осколком был перебит трос руля высоты...
Подлечившись, Виктор Алексеевич Грубич и его верный штурман Тарусов Михаил Михайлович вновь занялись боевой работой. Подобных и более серьезных случаев было в жизни экипажа много, о чем сам ветеран при жизни говорил скупо, как и о своих боевых наградах.
Ветеран был награждён в годы войны медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Капитан В.А. Грубич награжден также двумя орденами Отечественной войны I степени и орденом Мужества, о котором речь пойдет позже.
Война с захватчиками продолжалась. Красная Армия одержала несколько стратегически важных побед под Москвой, Сталинградом, Курском... Но, сознается Виктор Грубич, впервые он почувствовал, что Германия проиграет войну лишь в 1944 году, когда были освобождены Украина и Белоруссия. Вот некоторые записи из его воспоминаний.
Два самолета Як-9Д в подарок тружеников тыла фронту назвали «За Ивана Земнухова». На боевое задание командование нашу пару посылало редко. Выполняли полеты в Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии, на разведку в сопровождении Пе-2. Последнюю на Як-9Д выполнили боевую разведку в Восточной Пруссии с фотографированием Афа-3С Инстенбурга на высоте 5 000 метров, нас преследовали немецкие истребители, в бой они не вступили. Мы шли по заданному маршруту, точнее – вели разведку и фотосъемку ж/д-станции и крупных объектов. Нас сильно обстреляла зенитная артиллерия – ясное небо было усыпано сотнями разрывов, все было в белых шапках разрывов. Самолеты содрогались, огонь был прицельным по высоте и направлению. Последняя серия разрывов всполохнула точно у винта, но, к счастью, нас осколки не поранили. Сфотографировали г.Инстенбург, резко спикировали, изменили высоту и, сманеврировав, вышли из-под огня зениток.
Фашисткие истребители вновь появились попарно на высоте выше нас и мы ждали их атаки. Очень хотелось их атаковать, но позиция наша была в невыгодном положении, да и в бой нам разведчикам не полагалось вступать. У нас на борту уже были заснятые данные о противнике и мы с хорошим настроением возвращались на свой аэродром. И вот, спустя 2 минуты, мы увидели на встречных курсах пару истребителей. Не мог определить - немецкие или наши на одной высоте с нами. Пальцы на гашетке, готов дать очередь, идем в лобовую атаку - не сворачивают. Мелькнула мысль – может наши! Огонь не открыл, но не сворачиваю. Встречный ведущий качнул крылом, мгновение …и мы разминулись по правилу уличного движения. Осмыслил только тогда, когда увидел кресты ведомого фрица. И так, по мирному, прошла эта наша встреча. Могло случиться иначе, трагично.
В том же году военные дороги привели Виктора Грубича в Прибалтику. Здесь, на аэродроме в Алитусе, он впервые встретился с французскими летчиками из знаменитой эскадрильи «Нормандия–Неман». Веселые французы угостили русского летчика сигаретами, перекурили, при этом объяснялись жестами, но все отлично понимали друг друга. Еще лучше они понимали друг друга в небе. Французские летчики прикрывали самолет Грубича, когда русский ас проводил фотографирование немецких войск, с упорными боями отступавших из Восточной Пруссии. За годы войны В.А. Грубич сделал 290 боевых вылетов, совершил 9 посадок в тылу противника, освоил 23 типа самолетов, был контужен.
Когда он служил в Прибалтике, его машину подбили над Балтийским морем и самолет пришлось сажать на воду. Виктор выбрался из самолета, встал на плоскости и дожидался помощи. С обеих сторон началась стрельба. Но наши во время разобрались, прекратили стрелять и подоспели на катере.
Здесь же, в Прибалтике, неподалеку от Кенигсберга, где в составе 10-го отдельного разведывательного Московско-Кенигсбергского авиационного полка служил Виктор Грубич, русские и французские летчики в светлый день 9 мая 1945 года услышали по радио радостное известие об окончании Великой Отечественной войны.
Это было всеобщее великое торжество. Хоть и ждали наши воины этой минуты со дня на день, но радовались долгожданной Победе, как дети: обнимались, кричали «Ура!», палили в воздух из пистолетов и автоматов, пели песни, не спали всю ночь, пили за Победу.
И, конечно, вспоминали павших верных боевых друзей: Дубинина Григория, Михеева Григория, Исиченко Ивана, Родина, Смолина, Демина Владимира, Зубкова, Безуменко, Анчутина Павла и многих других советских летчиков, не доживших до этого светлого дня. Все они погибли как герои за свободу Родины!
После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1949 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.
Был командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве.
Так описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 гг. После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу.
Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».
За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича наградили в 2001 году Орденом Мужества.
После войны
После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1943 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.
Был в командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве.
Вот как описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 годы: «После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу».
Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».
За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича наградили в 2001 году Орденом Мужества.
В 1958 году Виктор Алексеевич демобилизовался из рядов Советской Армии, но еще тридцать лет работал в НИИЭРАТ (г. Люберцы Московской обл.), где занимался вопросами эксплуатации и ремонта авиатехники.
Грубич В.А умер в 2003 году, был похоронен на Ново-Люберецком кладбище Московской области.
29.03.2018
Сын, Грубич Владимир Викторович, тел.+79104121433, e-mail: vgroubich@yandex.ru
Мой отец был замечательный человек. С детства помню, как мы жили в городе Речица Гомельской обл. в самом центре городка на высоком берегу реки Днепр. Заслышав звук приближающегося самолета, все смотрели вверх и говорили о прилете моего отца - ждали подарков, которые он сбрасывал с самолета. Чаще всего он радовал детвору конфетами. Самолет снижался, делал разворот и, покачивая крыльями, удалялся к аэродрому.
Запомнился он мне тогда своим своеобразным запахом от его кожаной летной куртки, который не сравнишь ни с каким другим. Было мне в то время около 5 лет. Потом мы, мой младший брат Саша, моя мама и я, переехали в г.Люберцы Московской области в связи со службой отца.
После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1943 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.
Был в командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве.
Вот как описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 годы: «После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу».
Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».
За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича наградили в 2001 году Орденом Мужества.
В 1958 году Виктор Алексеевич демобилизовался из рядов Советской Армии, но еще тридцать лет работал в НИИЭРАТ (г. Люберцы Московской обл.), где занимался вопросами эксплуатации и ремонта авиатехники.
Грубич В.А умер в 2003 году, был похоронен на Ново-Люберецком кладбище Московской области.
29.03.2018
Сын, Грубич Владимир Викторович, тел.+79104121433, e-mail: vgroubich@yandex.ru
Мой отец был замечательный человек. С детства помню, как мы жили в городе Речица Гомельской обл. в самом центре городка на высоком берегу реки Днепр. Заслышав звук приближающегося самолета, все смотрели вверх и говорили о прилете моего отца - ждали подарков, которые он сбрасывал с самолета. Чаще всего он радовал детвору конфетами. Самолет снижался, делал разворот и, покачивая крыльями, удалялся к аэродрому.
Запомнился он мне тогда своим своеобразным запахом от его кожаной летной куртки, который не сравнишь ни с каким другим. Было мне в то время около 5 лет. Потом мы, мой младший брат Саша, моя мама и я, переехали в г.Люберцы Московской области в связи со службой отца.