Михаил
Маркович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1936г. окончил 7 классов школы.
С 11 ноября 1938г. курсант Ворошиловградской военной авиационной школы.
23 февраля 1939г. принял военную присягу.
20 сентября 1940г. присвоено звание лейтенант. Назначен младшим летчиком в 43 скоростной бомбардировочный авиаполк.
К началу войны полк базировался в Витебске. Имел на вооружении самолеты Су-2.
07 июля был выведен в резерв для пополнения.
С 25 августа полк на Юго-Западном фронте.
31 августа в воздушном бою с парой истребителей Ме-109 (Мессершмитт), младший лейтенант Гринченко был ранен в ногу и левую руку. Сумел посадить подбитый самолет. Вытащил из кабины тяжелораненого штурмана и оказал ему первую помощь. Затем, снял с самолета все вооружение. Подошедшие партизаны эвакуировали экипаж.
С начала войны совершил 6 боевых вылетов. Был представлен к ордену Красной Звезды. Приказ о награждении от 09 декабря 1941г.
До 11 сентября 1941г. Михаил Маркович находился на излечении в эвакогоспитале ЭГ 1055. Военно-санитарным поездом ВСП 1 эвакуирован в тыл. До 04 октября 1941г. находился на излечении в эвакогоспитале ЭГ 2008.
После госпиталя прошел обучение на самолет Пе-2.
К февралю 1942г. пилот 128 ближнего бомбардировочного авиаполка. Полк вел боевую работу на Калининском фронте.
Состав экипажа 1-й авиаэскадрильи: летчик Гринченко, стрелок-бомбардир младший лейтенант Ларионов Михаил Николаевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Портянкин Василий Иванович.
31 июля экипаж ведомым в паре атаковали пункт Находы. Осколками зенитного снаряда у самолета был пробит бензобак левой плоскости и поврежден пулемет стрелка-радиста.
К концу августа 1942г. младший лейтенант Гринченко выполнил 40 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2. Приказом от 26 августа 1942г. был награжден орденом Красного Знамени.
30 сентября 1942г. экипаж: летчик Гринченко, стрелок-бомбардир лейтенант Москалев Владимир Петрович, стрелок-радист Портянкин, в составе группы из 5 самолетов выполнил площадное фотографирование маршрута от Преследово до Ярцево и бомбардировку склада горючего на станции Ярцево.
07 октября 1942г. из состава полка 4 самолета Пе-2 №№ 3/100, 7/100, 27/20 и 6/100 были переданы в состав 11 отдельного разведывательного авиаполка.
Летчик Гринченко и стрелок-бомбардир Москалев были переведены в состав 11 отдельного разведывательного авиаполка. Полк базировался на аэродроме Еолпачки, имел на вооружении самолеты Пе-2.
29 декабря 1942г. экипаж самолета Пе-2: летчик младший лейтенант Гринченко Михаил Маркович, летнаб лейтенант Долбин Владимир Данилович, воздушный стрелок-радист сержант Шмычков Яков Степанович, в 10-54 вылетел в районы Никитинка, Дурово, Вязьма, Андреевское. В 11-15 экипаж передал сообщение: «Отказал правый мотор». В 11-29: «Все в порядке, полет продолжаю». С задания экипаж не вернулся.
Причину из-за которой экипаж не возвратился на свой аэродром и дату возвращения в полк установить не удалось из-за отсутствия документов полка за 1943г.
27 января 1943г. при фотографировании района Першутино- Болотово в воздушном бою был сбит истребителями противника экипаж: летчик младший лейтенант Гринченко Михаил Маркович, летнаб лейтенант Долбин Владимир Данилович, воздушный стрелок-радист старшина Олейник Степан Яковлевич.
Самолет со скольжением уходил в сторону линии фронта. Сведений о судьбе экипажа установить не удалось.