Григорий
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Горчаков Григорий Алексеевич (21.01.1920 - 20.08.2001), уроженец с. Пельнево, Ярославская обл., Ермаковский р-н. Всю свою жизнь прожил в г.Данилов Ярославской области.
В 1939 г. после Приказа министра обороны Тимошенко "Об омоложении" в 18 лет попал в Краснодарское авиационное училище и нес службу рядовым красноармейцем-мотористом. После начала войны попал в Майкопскую первоначальную школу пилотов (Майкопская истребительная авиационная школа пилотов). В 1943 г. окончил ее. Обучали по ускоренной программе. Ко времени окончания школы имел 9 часов 20 минут полета на боевом самолете, тогда как военным летчикам положено 200 часов учебного боевого полета. На фронт попал после Орловско-Курской дуги, армия была обескровлена, но был перевес в авиации, который необходимо было сохранить.
Григорий Алексеевич в звене истребительной авиации, состоящем из двух самолетов, был ведомым. Задача на словах проста. Ведущий атакует цель, а ведомый прикрывает его. "Тебя могут сбить, но ведущий должен остаться в небе, он обеспечивает победу". Во время войны ведомых называли "щит героя". За время войны Григорий Алексеевич не потерял ни одного ведущего. Помимо непосредственного участия в атаках, пришлось в Белоруссии сопровождать бомбардировщики П-2. Вылетали на разведку. А иногда и на "свободную охоту". Это когда поднимаешься в небо и ищешь противника. Прямая речь: "Мы попали в 13 авиационный истребительный корпус, РГК (резерв главного командования). Сидели на дежурстве. Бывало за день ни одного вылета не сделаешь, сидели-геморрой наживали, а бывало - еле ноги волочешь до места базирования. Располагались мы километрах в 5 от линии фронта. Дали задание - за пять минут добраться до цели. А сколько тогда было аэродромов. Не бетонированные, конечно, полевые. Укатанное поле, например, поле пшеницы, катки пустят и готов аэродром. Пылища, не видать ничего. Взлетаешь, гектары земли вылетают из-под шасси. А как дождь, грязно так становилось, что тяжело было взлетать. Боевое задание, вылет, у нас продолжался 1 час 10 минут, так как запас топлива был рассчитан на полтора часа. Да, много аэродромов было. Самое большое, два полка стояло на аэродроме. Но так случалось не часто.
Когда мы наступать начали, немцы в воздухе не очень сопротивлялись. До генерального наступления на Одере. Как увидят ЯК-9, удирают.
Войну закончил на центральном аэродроме Темпельгоф. Последний боевой вылет сделал 1 мая 1945 года с этого аэродрома".
На счету Григория Алексеевича - 68 боевых вылетов, он обеспечил сбитие пяти вражеских самолетов.
Прямая речь: "Когда война закончилась - хорошо запомнил. В Берлине был. Объявили о победе. Мы были расквартированы в шестиэтажном доме, на четвертом этаже, горшки с цветами кидали из окошка".
Со своей будущей женой - Головко Марией Васильевной познакомился после войны, хотя воевали они практически бок о бок. Она была медсестрой в лазарете в 689 батальоне аэродромного обслуживания (БАО).
20 февраля 1946 года поженились. Ездили за 70 километров в Берлин. В консульстве СССР был зарегистрирован их брак. Всю жизнь прожили вместе, вырастили троих детей Алексея, Валентину и Владимира. У них 6 внуков и 9 правнуков.
Григорий Алексеевич награжден орденом Красной Звезды - за 20 боевых вылетов, орденом Отечественной Войны - за 50 боевых вылетов, медали "За взятие Берлина", "За освобождение Варшавы". Юбилейные медали не в счет. Очень хорошо отзывался о Жукове, говорил, что Жуков - молодец, очень его в армии уважали.
Награды:
Орден Красной Звезды
Медаль «За освобождение Варшавы» (2)
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Отечественной войны II степени (2)
Боевой путь
Сталинград-Курск-Чернигов-Гомель-Бобруйск-Варшава-Берлин
После войны
Всю жизнь после войны прожил в г.Данилов Ярославской области.
Хотел продолжать полеты в гражданской авиации, но был признан не годным по состоянию здоровья и уволился в запас из армии. Работал Начальником нефтебазы в г. Данилов.