Горбунова
Мария
Даниловна
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне это эссе я посвящаю моей прабабушке, Горбуновой Марии Даниловне Из воспоминаний моей бабушки, Кривошеевой Фаины Тимофеевны Нет в России семьи, где не было бы своего героя, и нет в России семьи, которую не обожгли бы языки пламени Великой Отечественной войны. Доказательство этому - ежегодное многомиллионное шествие «Бессмертного полка» в День Победы в разных уголках земного шара. Дети, внуки, правнуки, целые семьи в память о своих родственниках - ветеранах армии и флота, партизанах, блокадниках, детях войны, тружениках тыла, – кто, не жалея жизни, боролся за освобождение Родины, несут их фотографии, подчеркивая бессмертный подвиг родных людей в борьбе с фашизмом. Наша семья не стала исключением. В Великой Отечественной войне принимали участие мои прадеды: Горбунов Тимофей Степанович, Кривошеев Степан Варламович, Тянишев Петр Федорович и Бардин Константин Федотович. Годы войны для них сложились по-разному: кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в бою, а кто-то до сих пор считается пропавшим без вести. Но, на мой взгляд, есть то, что объединяет моих прадедов. Они бесстрашно сражались с врагами ради мира на нашей планете, и я, потомок своих героических прадедов, горжусь их подвигами. Есть в нашей семье и другая сторона медали – мои прабабушки. В годы Великой Отечественной они стойко выносили все тяготы военной жизни в своих родных селах и деревнях. Я считаю, что подвиг их не менее героичный и заслуживает глубокого уважения и почтения. О военных годах жизни в родном селе мне рассказала одна из моих бабушек, Фаина Тимофеевна. Бабушке еще не исполнилось и двух лет, когда ее отец, Горбунов Тимофей Степанович, ушел на фронт. Семья оказалась без кормильца, и все заботы легли на плечи хрупкой женщины, моей прабабушки Горбуновой Марии Даниловны. В это время она осталась одна с тремя малолетними дочерями: Машей, Катей и моей бабушкой Фаиной. Эти годы стали самыми тяжелыми в ее жизни: - Тогда я была совсем ребенком. Жили мы бедно и часто голодали. Чтобы хоть чем-то накормить нас, мама со старшей дочерью Машей, моей сестрой, ходили в поле собирать колоски и пекли хлеб. Так как муки из собранных колосков получалось совсем мало, то в нее очень часто добавлялась высушенная и размельченная лебеда, березовые сережки и другие съедобные растения, поэтому испеченный хлеб имел зеленый цвет. Ранней весной жители деревни собирали в поле мороженый картофель, смешав его с мукой, пекли лепешки. Немного легче жилось летом, потому что мы ходили за грибами, за ягодами, выращивали на огороде разные овощи, но наступала зима, и все повторялось снова. Нужда и голод не оставляли нас ни на минуту. Я помню, как наша старшая сестра Мария опухала от голода. Мама сильно боялась, что она умрет, так как Маша была ее первой помощницей в хозяйстве, но беда миновала. Мы вылечили Машу, и она вновь встала на ноги. В нашей деревне, как и в большинстве населенных пунктов, не осталось мужчин, поэтому женщины выполняли еще и мужскую работу. Наша мама работала со всеми наравне. Она вместе с другими колхозницами ходила в лес, чтобы напилить на зиму дров, косила траву, жала серпом рожь, пшеницу, копала торф, пахала землю, но при этом, как мне тогда казалось, не чувствовала усталости. Однажды в нашу дверь постучалась девочка-подросток лет четырнадцати. Она попросилась некоторое время пожить у нас в доме. Несмотря на то, что семья жила бедно, мама не могла отказать девочке в жилье и приняла ее как родную дочь. Оказалось, что девочку звали Диля. Она была родом с Украины. Там фашисты расстреляли ее семью, а Диля убежала и поэтому выжила. Теперь нас стало пятеро. Мы никогда не ссорились, и это помогло нам выжить. Куда потом делась эта девочка я, к сожалению, не помню. Случалось так, что над деревней пролетали фашистские самолеты. У нас их называли «рамы», так как по своей форме они действительно походили на оконные рамы. Хотя самолеты не бомбили село, всё равно было очень страшно. Все жители села и соседних деревень, услышав рокот этих зловещих машин, разбегались в разные стороны и прятались. Однако нельзя сказать о том, что в нас присутствовал только страх. Мы умели и радоваться. В селе праздновали Пасху, Масленицу, Крещение, колядовали. Женщины собирались небольшими компаниями и ходили по домам. Там они пели песни, плясали, пекли пироги, угощали соленьями. Однажды такая компания зашла в наш дом. Одна из женщин была наряжена в вывернутую наизнанку шубу. Женщина ходила по комнатам и кричала: «Уходи, нужда! Уходи, нужда!». Я ничего не понимала. Только потом мама мне объяснила, что таким образом она выгоняла из домов нужду, которой в то время итак было достаточно… Здесь моя бабушка неожиданно прервала рассказ, в глазах ее заблестели слезы. Больше я ни о чем ее не спрашивал. Мне показалось, что ей очень тяжело вспоминать Великую Отечественную войну, страдания которой она испытала на себе. Размышляя над бабушкиным рассказом, я не мог не вспомнить потрясшую меня до глубины души повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Почему в моей памяти всплыло именно это произведение? Как связан рассказ бабушки о жизни своей мамы в годы войны с главной героиней Виталия Закруткина? По-моему, здесь самая прямая связь. Две молодые хрупкие женщины почти одинакового возраста, две Марии, две крестьянки, две деревенские труженицы с похожими судьбами. В тяжелое военное время они остались одни без мужской поддержки. Сколько трудностей легло на их плечи! Однако ничто не сломило дух этих мужественных по своей сути женщин – матерей человеческих. Несмотря ни на что, они находили в себе силы жить, работать и воспитывать детей. Для двух Марий, для двух матерей не существовало своих и чужих детей. Все дети были для них родными, и все жили одной большой дружной семьей. Именно в детях эти женщины обрели свое утешение, и именно дети в годы войны стали смыслом их жизни. Мне кажется, что упоминание Виталием Закруткиным в своей повести образа Божьей Матери Марии неслучайно. Так он подчеркивает святость своей литературной героини и всех матерей человеческих, переживших эту жестокую войну, к которым относится и моя прабабушка, Мария Даниловна. Имя Мария словно связующая нить между этими тремя святыми женщинами. Раздумывая над тем, что было пережито моей прабабушкой, я не могу не восхищаться ее героичным примером, ее стойкостью перед трудностями, ее мужеством и бесстрашием. Я уверен, что в годы Великой Отечественной войны таких Марий, таких матерей человеческих было миллионы. Каждая из женщин была чьей-то мамой, сестрой, бабушкой и у каждой - своя семья. Сегодня их семья – это поколение наших бабушек, наших родителей, наше поколение, перед которым стоит главная задача - сохранение памяти о подвиге родных в годы войны. Пока мы будем помнить об этом, они будут шагать вместе с нами в прибывающих из года в год рядах «Бессмертного полка». Правнук Горбуновой Марии Даниловны, кадет ФГКОУ "Кадетский корпус Следственного комитета РФ им. Александра Невского" Тянишов Данила