Павел
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С 25 октября 1929г. красноармеец 62 кавалерийского полка. С 15 ноября- курсант полковой школы.
С 12 августа 1930г. курсант 1-й Советской объединенной военной школы РККА им.ВЦИК. Курсанты школы несли службу по охране Кремля, стояли на посту у входа в Мавзолей Ленина.
С 20 сентября 1932г. курсант кавалерийской школы, г.Тамбов.
С 01 ноября 1933г. командир взвода 21 кавалерийского полка Белорусского военного округа.
С 15 февраля 1934г. слушатель 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей (летнабов), г.Оренбург.
С 17 декабря 1934г. младший летнаб 8-й тяжелой авиаэскадрильи 2-й тяжелой бомбардировочной бригады Ленинградского военного округа (ЛВО).
14 марта 1936г. присвоено звание лейтенант.
С 15 апреля 1938г. старший летнаб.
17 апреля 1938г. присвоено звание старший лейтенант
С 5 ноября 1938г. начальник вооружения 4 скоростной бомбардировочной эскадрильи 24 легкобомбардировочного авиаполка ЛВО.
Участник Советско-финской войны.
Указом Президиума ВС СССР от 07 апреля 1940г. награжден орденом Красного Знамени.
С 26 мая 1941г. штурман эскадрильи 130 скоростного бомбардировочного авиаполка Белорусского особого военного округа.
К началу войны полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.
22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.
С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, штурман ст.лейтенант Голубев, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.
В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).
Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). С задания не вернулись 20 самолетов полка. Семь экипажей группы Коломийченко совершили посадку на аэродроме Нов.Гудково.
23 июня техсостав и экипажи на аэродроме Гноево приводили материальную часть (самолеты) в порядок, готовя к вылетам.
24 июня группа из 6 самолетов под командованием капитана Коломийченко, взлетев в 13-00, в 14-05 с высоты 800м. бомбардировала колонну противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская. На врага было сброшено 36 авиабомбы ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики были атакованы четверкой истребителей Ме-109. Потеряв два самолета, бомбардировщики в 11-00 произвели посадку на аэродроме Нов.Гудково.
25 июня капитан Бугорков Михаил Павлович и штурман Голубев возглавили группу из 8 бомбардировщиков. Боевая задача- нанести удар по скоплению танков в районе Береза-Картузская и станции Иванцевичи. Взлетев в 11-10, в 12-30 группа сбросила 48 авиабомб ФАБ-100. Над целью была атакована девятью истребителями Ме-109.
Самолет капитана Бугоркова, как ведущий, был атакован одним из первых. В воздушном бою погиб стрелок-радист младший сержант Попов Юрий Иванович. Когда самолет потерял управление, командир приказал штурману Голубеву покинуть самолет. Вслед за ним выпрыгнул сам. В воздухе был расстрелян немецким истребителем. Ст. лейтенант Голубев, благополучно приземлившись, ушел на восток, разыскал свой полк.
В июле 1941г. личный состав полка убыл в г.Калинин, затем в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.
Павел Васильевич был включен в экипаж командира 2-й эскадрильи капитана Давыденко Ивана Вакуловича, стрелком радистом в экипаж назначен сержант Блинов Николай Иванович. 18 сентября экипаж прибыл из Казани на аэродром Кратов (Раменское). 22 сентября полк перебазировался на аэродром Степыхино (Московская обл.)
05 октября 1941г. 9 самолетов Пе-2 2-й эскадрильи (АЭ) полка, вылетев в 15-27, в 16-20 с высоты 500м. сбросили 30 авиабомб ФАБ-100 и 8- ФАБ-50 на моторизованную колонну и танки противника, двигавшиеся по дороге Орел- Кромы. Зенитным огнем подбито 3 наших бомбардировщика. Остальные вернулись на аэродром в 17-35.
06 октября 1941г. 6 самолетов 2-й АЭ, вылетев в 10-54, в 11-25 с высоты 300м. сбросили 32 авиабомб ФАБ-100 и 4- ФАБ-50 на колонну противника на шоссе Юхнов- Спас-Деменск. Экипажи были обстреляны зенитной артиллерией и крупнокалиберными пулеметами. Сбит 1 бомбардировщик. Остальные вернулись на аэродром в 12-34.
11 октября 1941г. 10 самолетов 2-й АЭ бомбили колонну противника на шоссе Мценск- Орел. Уничтожено до 5 танков и до 20 автомашин. В 17-30 все экипажи возвратились на свой аэродром.
15 октября 1941г. 5 самолетов 2-й АЭ с высоты 1000м. бомбили колонну противника на дороге Боболи- Боровск. Вылет производили с 11-15 до 12-15. Все самолеты вернулись.
16 октября полк перебазировался на аэродром Гридино.
18 октября 6 самолетов 2-й АЭ бомбили колонну противника на шоссе Боровск- Малоярославец. Потерь нет.
29 октября 1941г. Павлу Васильевичу присвоено звание капитан. Полк перебазировался на аэродром Дягелево.
30 октября 1941г. экипаж капитана Давыденко с 15-13 до 16-18 произвел разведку, на дороге Ферзиково- Дугино сбросили 6 бомб на 4 автомашины, уничтожив их. После выполнения задания приземлились на аэродроме Кашира.
01 ноября 1941г. экипаж капитана Давыденко с 15-15 до 16-15 вылетал на бомбардировку войск в район Слободка, из Таруса был обстрелян крупнокалиберным пулеметом.
04 ноября 1941г. три экипажа 2-й АЭ с 08-45 до 09-50 вылетали на бомбардировку войск противника в район Черная Грязь.
05 ноября 1941г. два экипажа 2-й АЭ с 13-25 до 15-20 вылетали на бомбардировку скопления войск и танков противника севернее Кросна. Уничтожено до 10 танков, пулеметным огнем подожжены 5 цистерн.
12 ноября 1941г. два экипажа 2-й АЭ с 12-03 до 13-03 вылетали на бомбардировку Меньшиково. Вылет с 14-23 до 15-23 четыре экипажа 2-й АЭ, бомбардировали части противника у Луквицы.
25 ноября 1941г. экипаж капитана Давыденко с 11-30 до 12-03 вылетали на разведку погоды.
26 ноября 1941г. экипаж капитана Давыденко с 12-00 до 12-40 бомбили автомашины с пехотой в д.Захарово.
02 декаьря 1941г. экипаж капитана Давыденко с 14-15 до 14-55 вылетал на бомбардировку скопления автомашин в Хруслово.
07 декабря 1941г. три экипажа 2-й АЭ с 13-15 до 13-50 вылетали на бомбардировку колонны противника на дороге Колодезная- Карники. Отмечено пять прямых попаданий, возникли пожары.
13 декабря 1941г. три экипажа 2-й АЭ с 08-50 до 10-22 вылетали на бомбардировку скопления автомашин и пехоты у д.Никитовское.
14 декабря 1941г. экипаж капитана Давыденко с 09-32 до 10-23 вылетал на бомбардировку скопления автомашин в Богучарово. С 12-45 до 43-35- скопление автомашин у д.Плешивка.
15 декабря 1941г. капитан Голубев заменил раненого штурмана лейтенанта Смирнова Ивана Ивановича в экипаже лейтенанта Тимощук Станислава Ефремовича и стрелка-радиста ст.сержанта Винокурова Василия Федоровича. С высоты 1000м. бомбардировали скопление автомашин в лесу западнее Шитово.
С 25 марта 1942г. по 07 мая 1942г. полк находился на доукомплектовании и переучивании в учебном центре на аэродроме Дракино
28 апреля 1942г. Голубев Павел Васильевич назначен штурманом полка.
С 10 по 24 мая 1942г. полк проводил тренировки пополнения на боевое применение (строй, бомбометание, стрельба, маршрутные полеты).
С 25 мая полк начал боевую работу с аэродрома Дракино.
28 июня 1942г. 9 самолетов полка вылетали бомбить станцию Серго-Ивановское. В воздушном бою майор Голубев и стрелок-радист Дебихин Александр Иванович сбили истребитель Хе-113.
06 июля 1942г. самолет управления полка с 05-03 до 06-42 вылетал на бомбардировку войск противника.
01 августа 1942г. 9 самолетов полка, старший девятки- командир полка майор Гаврилов Семен Никитович, штурман майор Голубев, стрелок-радист старший сержант Дебихин, с высоты 800м. бомбардировали южную железнодорожную станцию г.Ржев. Обстреляны сильным зенитным огнем. Самолет майора Гаврилова получил одну пробоину.
04 августа, майор Голубев был в госпитале Старица, где находился на излечении экипаж лейтенанта Нетчук Андрея Емельяновича (стрелок-бомбардир мл.лейтенант Гайдюков Николай Стефанович, стрелок-радист сержант Багиров Сергей Степанович), сбитый в воздушном бою 02 августа 1942г. и получивший легкие ранения. В 18-54 8 экипажей, ведомые майором Гавриловым, бомбили автомашины противника в районе Триселы.
05 августа 1942г. экипаж Гаврилов- Голубев- Дебихин с высоты 2200м. двумя заходами бомбардировали скопление войск противника в г.Карманово.
06 августа 1942г. девятка Пе-2, ведомая майором Гавриловым, бомбардировала скопление войск противника у Гжатска.
07 августа 1942г. девять экипажей, ведущий майор Гаврилов, совершили по 2 боевых вылета, бомбардировали узлы сопротивления Крутые и Самуйлово.
09 августа 1942г. девятка Пе-2, ведомая майором Гавриловым, бомбардировала узел сопротивления в районе Сажилка. Вторым вылетом 9 экипажей, ведомые экипажем Гаврилова, бомбардировали опорные узлы Рытвино и Носовое. Третьим вылетом 8 экипажей, ведомые майором Гавриловым, бомбардировали артиллерийские и минометные позиции в районе Хрены.
10 августа 1942г. девятка Пе-2, ведомая майором Гавриловым, бомбардировала артиллерийские позиции в районе Появилово. Вторым вылетом восьмерка бомбардировщиков нанесла удар по артиллерии в районе Опоки.
11 августа 1942г. девять самолетов, ведущий- майор Гаврилов, бомбардировали опорный пункт в Опоки (Ржев).
13 августа 1942г. девять экипажей полка, ведущий- командир эскадрильи капитан Дымченко Василий Иванович, штурман майор Голубев, стрелок-радист ст.сержант Дебихин, бомбардировали передний край обороны противника в Прокопово. Вторым вылетом нанесли удар по и скоплению войск у Дубно.
14 августа 1942г. девять самолетов полка, ведущий экипаж Дымченко- Голубев- Дебихин, бомбардировали высоты с отметкой 284,8.
15 августа 1942г. девятка Пе-2, ведущий экипаж- Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировали противника в Белый Верх. Вторым вылетом ведущий экипаж девятки Дымченко- Голубев- Дебихин, бобмардировали противника в Жуково.
18 августа 1942г. девять экипажей, ведущий- Гаврилов- Голубев- Дебихин, бобмардировали скопление войск и артиллерии в районе переправы через р.Жиздра в районе Гретня.
24 августа 1942г. девятка Пе-2, ведущий Гаврилов- Голубев- Дебихин, вылетев в 09-58, в 10-50 возвратились из района Сухиничи из-за плохих метеоусловий.
02 сентября 1942г. девять экипажей, ведущий Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировали восточную окраину Сычевки.
03 сентября 1942г. 9 самолетов полка, ведущий экипаж Гаврилов- Голубев- Дебихин, вылетели с задачей- бомбардировать аэродром противника совхоз Дугино. Два самолета вернулись из-за технических неисправностей. В 15-14 у д.Вязовка были атакованы истребителями противника. Ими был подбит один бомбардировщик, атаки продолжались. При подходе к аэродрому совхоз Дугино были подбиты еще два Пе-2. В 15-19 с высоты 2800м. на аэродром сброшены авиабомбы: ФАБ-250, ФАБ-100 и ФАБ-50 по 6шт. При отходе от цели был сбит еще один Пе-2. 9 самолетов полка имели задачу- бомбардировать аэродром противника у совхоза Дугино. В воздушном бою майор Голубев и стрелок-радист Дебихин сбили истребитель Ме-109.
06 сентября 1942г. девятка Пе-2, ведомая экипажем Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировала три железнодорожных эшелона на станции Сычевка.
11 сентября 1942г. 6 самолетов полка, ведущий экипаж Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировали артиллерийские позиции противника в районе Строенки. В районе цели обстреляны огнем зенитной артиллерии. Самолет майора Гаврилов получил осколочные пробоины.
13 сентября 1942г. 6 самолетов полка, ведущий экипаж командир звена старший лейтенант Заднепровский Григорий Алексеевич - Голубев- Дебихин, вылетев в район Матюково, возвращены с маршрута по приказу командира 204 бомбардировочной авиадивизии.
14 сентября 1942г. 6 экипажей, ведущий- заместитель командира эскадрильи капитан Лоханов Алексей Александрович- Голубев- Дебихин, бомбардировали узел сопротивления в районе парка г.Ржев.
23 сентября 1942г. 6 экипажей, ведущий- Лоханов- Голубев- Дебихин- начальник связи эскадрильи старшина Судаков Владимир Константинович бомбардировали узел спротивления противника в парке г.Ржев.
С 29 сентября по 22 октября полк занимался наземной подготовкой. До конца октября самолеты полка совершили несколько вылетов на разведку.
16 октября 1942г. в очередном номере газеты "Сталинский сокол" опубликована статья Павла Васильевича "По артиллерийским позициям".
К ноябрю 1942г. совершил 64 успешных боевых вылета на самолете Пе-2, представлен к ордену Ленина, приказом от 10 декабря 1942г. майор Голубев награжден орденом Отечественной войны II степени.
01 декабря 1942г. экипаж: командир звена лейтенант Кузнецов Петр Васильевич, майор Голубев, стрелок-радист ст.сержант Коллин Геннадий Алексеевич вылетели на разведку, из-за плохих метеоусловий вернулись.
02 декабря 1942г. звено, ведомое экипажем Дымченко- Голубев- Дебихин, взлетев в 14-10, в 14-52 бомбили железнодорожную станцию Осуга (Тверская обл.), были обстреляны зенитной артиллерией противника. Из-за отказа левого мотора, экипаж капитана Дымченко совершил вынужденную посадку с убранными шасси в 1км. от своего аэродрома (Большие Вязёмы).
10 декабря 1942г. взлетев в 08-58 с аэродрома Купелицы, 9 самолетов, ведущий Гаврило- Голубев- Дебихин, бомбардировали узел сопротивления противника в Бугрово- Жуково. Второй вылет в 12-53, 8 самолетов, ведущий Лоханов- Голубев- Дебихин, бомбардировали опорный пункт Костерево.
16 декабря 1942г. взлетев в 10-22, 7 самолетов, ведущий Гаврило- Голубев- Дебихин, бомбардировали артиллерийский и минометные позиции в районе Городня. Второй вылет в 13-26, 6 самолетов, ведущий Дымченко- Голубев- Дебихин, бомбардировали опорный пункт Софьино.
22 февраля 1943г. взлетев с аэродрома Медынь 9 экипажей, ведущий Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировали узел связи и штаб в Людиново.
23 февраля 1943г. 9 экипажей, ведущий командир эскадрильи майор Бритов Петр Кононович- Голубев- Дебихин, бомбардировали скопление автомашин в Ясенок.
18 марта 1943г. взлетев с аэродрома Адуево 8 экипажей, ведущий Гаврилов- Голубев- Дебихин, бомбардировали железнодорожную станцию Спас-Деменск.
19 марта 1943г. 9 экипажей, ведущий Лоханов- Голубев- Коллин, бомбардировали скопление войск противника в районе Нов.Стребки.
13 мая 1943г. 9 экипажей, ведущий Гаврилов- Голубев- Дебихин, в 06-43 с высоты 2000м. бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.
10 июня 1943г. самолеты двух авиаполков выполняли налет на аэродром противника Сеща. Майор Голубев был штурманом в экипаже командира группы 6 бомбардировочного авиаполка (БАП) комэска майора Агеева Ивана Георгиевича и начальника связи эскадрильи 6 БАП лейтенанта Никитина Николая Яковлевича. 9 самолетов 6 БАП в 18-59 вылетели на выполнение боевого задания. Бобмы были сброшены в цель, что подтвердили экипажи 130 Гомельского БАП. Все 9 самолетов 6 БАП с задания не вернулись. При отходе от цели были атакованы истребителями противника. Самолет майора Агеева был сбит, Иван Георгиевич выбросился на парашюте, попал в плен. Судьба лейтенанта Никитина не известна. Майор Голубев погиб в воздушном бою, упал вместе с самолетом. Его останки захоронили жители деревни Борок Куйбышевского района Калужской области Капризенко Сергей Павлович и Василий Акимович.