Михаил
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
После призыва в армию в марте 1940 года оказался в Киеве.
- Службу начинал в 6-м полку связи 5-й воздушной армии. Аэродромы в Умани, Каменец-Подольске, потом в Лучке - на Западной Украине, Новоград- Волынске, Лебедине. Обеспечивал подвоз бензина, вооружений на полуторке. Там и попал под первую бомбежку 22 июня 1941 года. Меня завалило в окопе, еле потом откопали, но живого. А товарищи мои все погибли.
В июле 1942 года нам еще приходилось отступать, допустив немца до исконно русских городов - Орла, Курска, Воронежа. Наша 14-я авиадивизия, оставив аэродром в Иловском под Валуйками,спешно перебазировалась в Левую Россошь под Воронежем. Родные места, можно сказать. Тем тяжелее покидать правобережье Дона, оставляя на растерзание врагу города и села. Потеряв почти треть своего состава, авиадивизия делала перелет по воздуху, а мы целой колонной везли всю матчасть по земле.
Мы видели на параллнльных направлениях передвижение танков, пехоты и артиллерии врага, преследующего наши отступающие части. Вместе с отступающими воинскими частями к Дону на переправы уходили мирные жители, бросая дома, имущество. Дорога была забита толпами беженцев. Шли дети, старики, женщины. То и дело налетали "юнкерсы", безжалостно обстреливая и забрасывая бомбами отступающих. Убитых просто убирали с дороги на обочину и продолжали движение после каждого налета.
Все стремились на переправу у Коротояка, которую фашисты никак не могли разрушить с воздуха , потому что им не давали это сделать наши летчики. Комендант переправы Николай Юдин в четыре утра 5 июля пропустил нашу колонну, но когда она втянулась почти на всю длину моста, в самой середине заглохла одна из полуторок. Я видел, как подполковник , выхватив из кобуры "ТТ" , наседал на молоденького водителя, шарившего под капотом руками, а потом по его команде люди собрались у левого борта машины и, словно коробочку, столкнули ее в Дон. Вся колонна двинулась и вскоре оказалась на левом берегу. Там мне пришлось остановиться, вода в радиаторе закипела. Отстал слегка, пока воду менял. А тут очередной налет. Нашу колонну сильно разбомбило, а на меня немец, видно, не стал тратиться, на одинокого.
Осенью 1942 года мы стояли в Инжавино под Тамбовом, и оттуда наши ребята летали в Сталинград бомбить Паулюса.
Потом была дорога на запад. Мы опять догоняли самолеты, преодолевая десятки и сотни километров, а их полетные маршруты насчитывали тысячи и тысячи километров. Но надо было очистить от фашистов не только родную землю, но и польскую, венгерскую, австрийскую... Война для меня закончилась в Чехословакии.
Боевой путь
03 1940г. - 09.1940г. 14 авиадивизия (шофер)
09.1940г. - 09.1940г. 26 бтальон связи
09.1041г. - 07.1942г. 126 автомобильный батальон
07.1942г. - 06.1944г. 110 отдельный автомобильный батальон
06.1944г. - 01.1946г. 888 отделение авторота
10 мая 1946г. уволен в запас