![Гольберг Юрий Михайлович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2024/11/23/271d48f7b45d7749bf29e30870a18a7a.jpg)
Юрий
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Награды.
Ордена: “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (12.05.1945, 22.02.1955), “ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ” 2 СТЕПЕНИ (04.1985), “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (13.12.1956).
Медали: “ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ” (17.05.1951), “ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАГИ", “ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.”.
Звание.
Гвардии младший лейтенант.
Гвардии лейтенант.
Гвардии старший лейтенант.
Гвардии капитан.
Гвардии майор.
Должность.
Лётчик авиационной эскадрильи 104 гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка, 9 гвардейской истребительной авиационной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии, 6 гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса, 2 Воздушной Армии, 1 Украинского фронта (13.07.1944 - 5.09.1945).
Гвардии майор ГОЛЬБЕРГ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, 5.10.1923 года рождения, место рождения - РСФСР, Санкт - Петербугская губерния, Всеволожский уезд, Вартемягская волость, деревня Верхние Станки (в составе деревни Вартемяги); по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Ленинградская область, Парголовский район, Вартемягский сельский совет, деревня Верхние Станки (в составе деревни Вартемяги); 2. РОССИИ: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Агалатовское сельское поселение, деревня Вартемяги), еврей. В РККА призван: 29.04.1941 года. Образование: 1. Гражданское (общее): Школа (в ?г.); 2. Военное: ?. В Великой Отечественной войне, с 13.07.1944 года, в должности (последняя): Лётчика авиационной эскадрильи 104 гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка, 9 гвардейской истребительной авиационной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии, 6 гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса, 2 Воздушной Армии, 1 Украинского фронта. Награды: 1. Ордена: “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (12.05.1945, 22.02.1955), “ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ” 2 СТЕПЕНИ (04.1985), “КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ” (13.12.1956); 2. Медали: “ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ” (17.05.1951), “ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАГИ", “ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА”, “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.”. 21.03.1945 года, на самолёте Bell P-39 “Airacobra” ("Аэрокобра" P-39K-1) сбил один самолёт противника: ФВ-190, лётчика - аса Люфтва́ффе (Luftwaffe) Вермахта (Wehrmacht) гауптмана (капитана) Бруно Ворма (Hauptmann Bruno Worm), 6-ой истребительной эскадры «Хорст Вессель» (Jagdgeschwader JG.6 «Horst Wessel»). Вернулся с Великой Отечественной войны. Продолжил службу в ВВС ВС СССР. Уволен в запас: 13.12.1960 года. Послевоенная трудовая деятельность: Латвийская ССР, Рижский район, город Рига, средняя школа, военный руководитель. Умер: 9.01.1990 года. Захоронен: ЛАТВИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Latvijas Republika): столица Рига (Rīga), историческая область Видземе (Vidzeme), кладбище Лачупес (Lačupes kapi), сектор 021, место №010210077, индивидуальное захоронение. Родственники: адрес неизвестен.
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 37 (на 21.03.1945)
- провел воздушных боёв: 7.
- сбил самолётов: 1: 1 - лично.
21.03.1945. На самолёте Bell P-39 “Airacobra” ("Аэрокобра" P-39K-1), сбил самолёт ФВ-190, лётчика - аса Люфтва́ффе (Luftwaffe) Вермахта (Wehrmacht) гауптмана (капитана) Бруно Ворма (Hauptmann Bruno Worm), 6-ой истребительной эскадры «Хорст Вессель» (Jagdgeschwader JG.6 «Horst Wessel»)
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").
Дата рождения 05.10.1923
Место рождения Ленинградская обл., Парголовский р-н
Дата призыва 29.04.1941
Воинское звание гв. мл. лейтенант ; майор
Воинская часть 104 гвардейский истребительный авиационный полк
26 запасной истребительный авиационный полк
6 гвардейская истребительная авиационная дивизия
Награды Орден Красного Знамени (2)
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За освобождение Праги»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Красной Звезды
Медаль «За боевые заслуги»
Учётно - послужная картотека.
Гольберг Юрий Михайлович
Дата рождения: 05.10.1923
Место рождения: Ленинградская обл.
Наименование военкомата: Бежицкий ГВК, Брянская обл., г. Бежица
Дата и место призыва: Бежицкий ГВК, Брянская обл., г. Бежица
Дата поступления на службу: 29.04.1941
Воинское звание: майор
Воинская часть: 104 гв. иап , 26 зиап
Дата окончания службы: 13.12.1960
Записи из БД офицеров ЦА МО РФ.
Гольберг Юрий Михайлович
Дата рождения: 1923
Место рождения: Ленинградская область Парголовский район деревня Верхние Станки
Дата призыва: 1941
Воинское звание: майор
Картотека награждений.
Гольберг Юрий Михайлович
Орден Красного Знамени 12.05.1945
Медаль «За взятие Берлина» 09.06.1945
Медаль «За освобождение Праги» 09.06.1945
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945
Орден Красной Звезды 30.12.1956
Орден Красного Знамени 22.02.1955
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Ленинградская обл., Парголовский р-н
Воинское звание: гв. мл. лейтенант
Гольберг Юрий Михайлович
Медаль «За боевые заслуги» 17.05.1951
Гольдберг Юрий Михайлович
Документ в юбилейной картотеке
Дата рождения: __.__.1923
Место рождения: Ленинградская обл., Парголовский р-н
Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени
Номер документа: 82
Дата документа: 06.04.1985
Приложение:
1. 104 гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/3EnmGm ; “ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/iap/104g.htm ; “Авиаторы Второй мировой”: https://clck.ru/3EnmMy ); 9 гвардейская истребительная авиационная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/3EnmT6 ); Портал “Старое Радио” (“Незабываемое. 1941-1945. Конец Бруно Ворма. 21 марта 1945 года гвардии младший лейтенант Юрий Гольберг сбил самолёт с фашистским асом.”: https://clck.ru/3Eno2C ); уточнение поисковика Геннадия Чернакова в отношении командно - начальствующего состава: 1. Правильного написания фамилии, имени, отчества; 2. Года: рождения, смерти, пропажи без вести; 3. Военной судьбы:
- 104-й гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк:
Наименования полка:
298-й истребительный авиационный полк.
104-й гвардейский истребительный авиационный полк.
104-й гвардейский истребительный авиационный Краковский полк.
104-й гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк.
892-й гвардейский истребительный авиационный Краковский ордена Александра Невского полк.
Полевая почта 23249.
"История. 104-й гвардейский истребительный авиационный полк образован 24 августа 1943 года путём преобразования из 298-го истребительного авиационного полка в гвардейский за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм на основании Приказа НКО СССР.
В Действующей Армии: 24.08.1943 - 10.01.1944, 7.05.1944 - 11.05.1945.
Командование.
Управление.
Командир: БОБРОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (11.07.1915, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Екатеринославская губерния, Славяносербский уезд, Луганская волость, волостной центр город Луганск - 28.03.1970, Украинская ССР, Харьковская область, город Харьков), майор (Герой Советского Союза гвардии полковник). Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://clck.ru/3Enmxt ; ); Период командования: 09.1944 — 1946. Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3Enmi3 ;
- 9 гвардейская истребительная авиационная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия:
"История. Сформирована как 216-я истребительная авиационная дивизия в мае 1942 года на базе управления ВВС 37-я армии.
С 22.05.1942 года входила в состав 4-й воздушной армии.
13.12.1942 года преобразована в 216-ю смешанную авиационную дивизию.
В действующей армии с 13.12.1942 года.Приказом НКО СССР № 234 от 17.06.43 г. после боев на Кубани преобразована в 9-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
9-я гвардейская истребительная авиационная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия 20 января 1949 года переименована в 237-ю гвардейскую истребительную авиационную Мариупольско-Берлинскую ордена Ленина Краснознаменную ордена Богдана Хмельницкого дивизию.
В Действующей Армии: 13.12.1942 -11.05.1945.
Командование.
Управление.
Командир: ПОКРЫШКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (6.03.1913, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Томская губерния, безуездный город Новониколаевск - 13.11.1985, ОСФСР, Московская область, город Москва, Новодевичье кладбище, индивидуальное захоронение), гвардии полковник (Трижды Герой Советского Союза Маршал авиации). Период командования: 2.05.1944 — 11.05.1945. Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://clck.ru/3Enobx ); Личная страница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/3Enojw ;
Состав (на 9.05.1945):
16-й гвардейский истребительный авиационный Сандомирский ордена Александра Невского полк. Период вхождения: 17.06.1943 — 20.02.1949.
100-й гвардейский истребительный авиационныйЧенстоховский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк. Период вхождения: 17.06.1943 — 20.02.1949.
104-й гвардейский истребительный авиационныйКраковский ордена Александра Невского полк. Период вхождения: 21.08.1943 — 20.02.1949.
2. Гвардии майор ГОЛЬБЕРГ Ю. М. в:
- "Списке евреев - военнослужащих лётного состава ВВС СССР, в годы Великой Отечественной войны.". Полная версия, с дополнениями, на личной странице гвардии старшего лейтенанта ФАЙБИСОВИЧА Г. Е. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/faybisovich-grigoriy-efimovich ;
3. Фотографии:
- личная и групповая гвардии майора ГОЛЬБЕРГА Ю. М. (портал “Старое Радио” (“Незабываемое. 1941-1945. Конец Бруно Ворма. 21 марта 1945 года гвардии младший лейтенант Юрий Гольберг сбил самолёт с фашистским асом.”: https://clck.ru/3Eno2C );
авторское описание:
“1945. Гвардии младший лейтенант ГОЛЬБЕРГ Ю. М.”;
“21.03.1945. У стенгазеты, посвящённой сбитию самолётов противника. Третий слева гвардии младший лейтенант ГОЛЬБЕРГ Ю. М.”;
- американского истребителя Bell P-39 “Airacobra”, в т. ч. материальной части 104 гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка ("Военный альбом": https://waralbum.ru/13941/ ); информация о фотографии: данных нет:
авторское описание: “Американский истребитель «Аэрокобра» (Bell P-39 “Airacobra”) в полете.”;
- 104 гвардейского истребительного авиационного полка (“ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ”: http://ava.org.ru/iap/104g.htm ):
авторское описание:
“104 гиап (298 иап). 1943, апрель. Аэродром Кореновская. Летчики 298 иап у истребителя P-39K ”Аэрокобра": Лобанов Н., Едник П., Комельков М., Вишневецкий К., Лиховид М., Закалюк А., Вильямсон А.";
“104 гиап. Истребитель «Аэрокобра» P-39D-2 летчика младшего лейтенанта Едника.”;
"104 гиап (298 иап). 1943. Лётчик капитан Дрыгин В. М. у истребителя «Аэрокобрa»;
“104 гиап (298 иап). 1943, июнь. Лётчик Герой Советского Союза капитан Дрыгин В. М. с товарищами.”;
“104 гиап (298 иап). 6.05.1943. Командир полка Тараненко И. А., заместитель командира Семенишин В. Г. поздравляют капитана Дрыгина Василия Михайловича с награждением орденом “Александра Невского”;
“104 гиап. Командира полка гвардии майор Семенишин Владимир Григорьевич (1910-29.09.1943), на крыле истребителя «Аэрокобрa», с отметками побед.”;
“104 гиап. Старший лейтенант (гвардии генерал-майор авиации) Полухин Александр Михайлович (23.02.1915-18.02.1960), у истребителя «Аэрокобрa» с бортовым номером 39, с изображением ласточки.";
“104 гиап. Капитан Закалюк Алексей Семенович (10.03.1922) с сослуживцами на фоне истребителя «Аэрокобра» с рисунком орла.";
"104 гиап (298 иап). 1943. Аэродром Кореновская. Капитан Закалюк Алексей Семенович (10.03.1922) на крыле истребителя P-39L “Airacobra”;
“104 гиап. Командир 104 гиап гвардии подполковник Бобров Владимир Иванович с лётчиками.”;
“104 гиап. 1945. Заместитель командира полка Герой Советского Союза гвардии майор Комельков Михаил Сергеевич (12.04.1923-25.04.2003) на фоне истребителя «Аэрокобрa»;
“104 гиап. 05.1945. Празднование Дня Победы в полку (предположительно).";
- захоронения: ЛАТВИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (Latvijas Republika): столица Рига (Rīga), историческая область Видземе (Vidzeme), кладбище Лачупес (Lačupes kapi), сектор 021, место №010210077, индивидуальное захоронение (SIA "CEMETY", портал кладбища “Лачупес”: https://clck.ru/3EpQsW );
4. "Незабываемое. 1941-1945. Конец Бруно Ворма. 21 марта 1945 года мл. лейтенант Юрий Гольберг сбил самолёт с фашистским асом.":
"В марте 1945-го в дивизию под командованием трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина приезжала группа из Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов. Снятая этой группой лента «Александр Покрышкин» (режиссёр - А. Гендельштейн, автор сценария - В. Крепе) сохранила на кинопленке образ трижды Героя. ... Покрышкин выходит из кабины «аэрокобры» на крыло, расстегивает лямки парашюта... Боевые друзья поздравляют своего командира... Удалось заснять документалистам и допрос только что сбитого гауптмана Бруно Ворма. «Меня мог сбить только Покрышкин», - говорит немецкий летчик. Но его сбил самый молодой лётчик покрышкинской дивизии - 19-летний Юрий Гольберг ! Немец был шокирован. Кстати говоря, в своих воспоминаниях майор Юрий Михайлович Гольберг признавался, что сбил свой единственный самолёт в конце Великой Отечественной войны, «сделав неимоверный маневр (после окончания войны я ещё очень долго летал и пытался повторить маневр... но, увы, так и не смог)».
Кто смотрел фильм «В небе Покрышкин», тот не мог не запомнить кадр: на наш аэродром доставлен фашистский ас, которого сбил в воздушном бою самый юный в дивизии летчик Юрий Гольберг. Вот как всё произошло. ... несмотря на распутицу, мы продолжали полеты, приспособив под взлётную полосу автостраду Бреслау-Берлин.
Гитлеровцы недоумевали: нигде поблизости нет ни единого аэродрома, а советские истребители летают ! Командование противовоздушной обороны Берлина пыталось любой ценой раскрыть наш секрет, но безуспешно. Фашистские воздушные разведчики, шпионы-парашютисты, лазутчики неизменно утверждали: старые аэродромы разрушены, новых нет, с грунта сейчас ни одна машина взлететь не может. И тогда гитлеровское командование отозвало с других фронтов нескольких асов. Один из новых поисковых отрядов возглавил гауптман Бруно Ворм. ... В тот памятный день у нас шла обычная фронтовая жизнь. Самолёты небольшими группами, строго по графику, уходили на боевые задания, возвращались и вновь взлетали. После обеда наступила короткая передышка. В воздухе находилась только одна пара - капитан Луканцев и младший лейтенант Гольберг. Они вот-вот должны были возвратиться. Кто-то принес футбольный мяч и, поддав его ногой, весело крикнул:
- Играем первая на вторую, а третья эскадрилья - с победителем !..
На просушенной весенним ветром площадке устроили имитированные "ворота", обозначив их шлемофонами и пилотками. Вратари заняли свои места, И закипела игра. У нас её называли «сто на сто», потому что никто не в состоянии был сосчитать количество игроков как в одной, так и в другой команде. Футбол захватил всех. Не устоял даже строгий начальник штаба подполковник Датский. Не сняв реглана, он тоже бегал за мячом. И вдруг в разноголосый гам ворвался тревожный возглас:
- «Фоккеры» !
Всех словно ветром сдуло с "футбольного поля": завидев нас, враг мог разгадать секрет...
«Фоккеры» шли на нас. Я сосчитал: пять. Никто еще не знал, что несколько минут тому назад их было шесть. Но шестой, сбитый капитаном Луканцевым, пылал на земле.
Ведущий пятерки переложил свой истребитель на крыло и осмотрел площадку, по которой мы только что носились с мячом. Затем три «Фоккера» ушли дальше вдоль автострады, а пара, ведомая, как потом выяснилось, гауптманом Бруно Вормом, отвернула вправо и стала набирать высоту. Мы начали выбираться из щелей, не прекращая наблюдения за «фоккерами» и не понимая, чем вызван их маневр. В сердцах - тревога: с минуты на минуту на посадку должна пойти пара наших истребителей, горючее у которых на исходе. Мы беспокоились за летчиков: успеют ли предупредить их с КП по радио ? А вдруг они не заметят фашистов, пойдут на посадку, и тогда невольно раскроется наша тайна ?.. Да и самих их подстерегает опасность... Тем временем отколовшаяся пара «Фоккеры» набрала высоту полторы тысячи метров. И тут мы увидели наших истребителей. Вот чем был вызван столь необычный маневр фашистов! Они заметили нашу пару раньше и решили разделаться с ней. Гитлеровский ас Ворм, сбивший на Западном фронте девять американских «летающих крепостей» и три английских истребителя, решил применить свой излюбленный приём: молниеносная атака в лоб, уход под противника... Вот самолеты стремительно сблизились. Огненные шары прошли над головой Луканцева. Атака фашисту не удалась - он промахнулся. Секунда, и чёрные тени нырнули вниз. Снова лобовая. Но впереди только один «Фоккер». Второй пытается «зажать» Луканпева - пристраивается в хвост его самолёта. Младший лейтенант Гольберг мгновенно скользит вниз, даёт газ и, взяв на себя ручку управления, выходит наперерез фашисту, уже ведущему огонь по Луканцеву. Гауптман Ворм увлечен атакой. Он не видит истребителя Гольберга. Уверен, что бьёт наверняка. Ещё две-три секунды, и его счёт пополнится первым советским истребителем. И тут раздался оглушительный треск. Перед глазами Ворма вспыхнула огненная молния. Гауптман, почувствовав, что валится в пропасть, стал лихорадочно искать вытяжное кольцо парашюта. Под собой он видел дымящиеся чёрные обломки - его истребитель раскололся пополам. Едва Бруно Ворм приземлился, как увидел устремлённые на него стволы. Опустив голову, медленно переставляя ноги, словно боясь перепачкать свои щегольские сапоги с высокими голенищами, побрёл он в сопровождении конвоиров к стоящей у обочины машине. Пленный фашистский ас был доставлен на допрос. Роль переводчика выполнял начальник метеослужбы майор Ефим Михайлович Рацимор. Гауптман Бруно Ворм рассказал, как его вызвали в штаб противовоздушной обороны Берлина и дали ответственное задание: во что бы то ни стало отыскать "секретный" аэродром русских. Пленный подчеркнул, что это была его первая встреча с советскими летчиками, ставшая для него роковой. Затем помолчал и произнес:
- Я хотел бы узнать, кто меня сбил ?
И тогда вызвали худощавого паренька в теплой куртке и шапке-ушанке.
Майор Рацимор, указывая на улыбающегося юношу, сказал Ворму:
- Вас сбил младший лейтенант Юрий Гольберг - самый молодой у нас летчик.
- Нет-нет, этого не может быть ! - сверкнув глазами, сердито возразил гауптман.
- Меня мог сбить только сам Покрышкин ! - И его лицо стало непроницаемо надменным.
И тогда Юрий принятыми у лётчиков жестами рук показал, как заходил в атаку, как наносил удар.
Бруно Ворм, вскинув брови, возмутился:
- Это не по правилам !
Майор Рацимор, не гася в глазах смешинок, перевел фразу. Раздался взрыв хохота. Ворм, играя желваками, потупил взор. Он чувствовал себя подавленным, ничтожным. Горько было ему, сыну отъявленного эсэсовца, асу с железными крестами, сознавать всё происшедшее. В это время у нас на аэродроме находилась группа работников кино. Оператору удалось запечатлеть сцену допроса Ворма. Эти кадры и вошли потом в фильм «Александр Покрышкин»;
5. “Как гитлеровский ас гауптман Бруно Ворма был сбит молодым учеником Покрышкина; ”Слава сталинским соколам! 21 марта 1945 года ученик Покрышкина Юрий Гольдберг сбил свой первый самолёт с фашистским асом в районе аэродрома." ("LiveJournal", автор Олег Каминский: https://clck.ru/3Enp7q ):
"Конец Бруно Ворма. Кто смотрел фильм "В небе Покрышкин", тот не мог не запомнить кадр: на наш аэродром доставлен фашистский ас, которого сбил в воздушном бою самый юный в дивизии летчик Юрий Гольберг. Вот как все произошло.
Я уже говорил, что, несмотря на распутицу, мы продолжали полеты, приспособив под взлетную полосу автостраду Бреслау — Берлин.
Гитлеровцы недоумевали: нигде поблизости нет ни единого аэродрома, а советские истребители летают! Командование противовоздушной обороны Берлина пыталось любой ценой раскрыть наш секрет, но безуспешно. Фашистские воздушные разведчики, шпионы-парашютисты, лазутчики неизменно утверждали: старые аэродромы разрушены, новых нет, с грунта сейчас ни одна машина взлететь не может. И тогда гитлеровское командование отозвало с других фронтов нескольких асов. Один из новых поисковых отрядов возглавил гауптман Бруно Ворм.
...В тот памятный день у. нас шла обычная фронтовая жизнь. Самолеты небольшими группами, строго по графику, уходили на боевые задания, возвращались и вновь взлетали. После обеда наступила короткая передышка. В воздухе находилась только одна пара — капитан Луканцев и младший лейтенант Гольберг. Они вот-вот должны были возвратиться.
Кто-то принес футбольный мяч и, поддав его ногой, весело крикнул:
— Играем первая на вторую, а третья эскадрилья — с победителем!..
На просушенной весенним ветром площадке устроили имитированные "ворота", обозначив их шлемофонами и пилотками. Вратари заняли свои места, И закипела игра.
У нас ее называли "сто на сто", потому что никто не в состоянии был сосчитать количество игроков как в одной, так и в другой команде.
Футбол захватил всех. Не устоял даже строгий начальник штаба подполковник Датский. Не сняв реглана, он тоже бегал за мячом.
И вдруг в разноголосый гам ворвался тревожный возглас:
— "Фоккеры"!
Всех словно ветром сдуло с "футбольного поля": завидев нас, враг мог разгадать секрет...
"Фоккеры" шли на нас. Я сосчитал: пять. Никто еще не знал, что несколько минут тому назад их было шесть. Но шестой, сбитый капитаном Луканцевым, пылал на земле.
Ведущий пятерки переложил свой истребитель на крыло и осмотрел площадку, по которой мы только что носились с мячом. Затем три "фоккера" ушли дальше вдоль автострады, а пара, ведомая, как потом выяснилось, гауптманом Бруно Вормом, отвернула вправо и стала набирать высоту.
Мы начали выбираться из щелей, не прекращая наблюдения за "фоккерами" и не понимая, чем вызван их маневр. В сердцах — тревога: с минуты на минуту на посадку должна пойти пара наших истребителей, горючее у которых на исходе. Мы беспокоились за летчиков: успеют ли предупредить их с КП по радио? А вдруг они не заметят фашистов, пойдут на посадку, и тогда невольно раскроется наша тайна?.. Да и самих их подстерегает опасность...
Тем временем отколовшаяся пара "фоккеров" набрала высоту полторы тысячи метров.
И тут мы увидели наших истребителей. Вот чем был вызван столь необычный маневр фашистов! Они заметили нашу пару раньше и решили разделаться с ней.
Гитлеровский ас Ворм, сбивший на Западном фронте девять американских "летающих крепостей" и три английских истребителя, решил применить свой излюбленный прием: молниеносная атака в лоб, уход под противника...
Вот самолеты стремительно сблизились. Огненные шары прошли над головой Луканцева. Атака фашисту не удалась — он промахнулся. Секунда, и черные тени нырнули вниз.
Снова лобовая. Но впереди только один "фоккер". Второй пытается "зажать" Луканпева — пристраивается в хвост его самолета.
Младший лейтенант Гольберг мгновенно скользит вниз, дает газ и, взяв на себя ручку управления, выходит наперерез фашисту, уже ведущему огонь по Луканцеву.
Гауптман Ворм увлечен атакой. Он не видит истребителя Гольберга. Уверен, что бьет наверняка. Еще две-три секунды, и его счет пополнится первым советским истребителем.
И тут раздался оглушительный треск. Перед глазами Ворма вспыхнула огненная молния. Гауптман, почувствовав, что валится в пропасть, стал лихорадочно искать вытяжное кольцо парашюта. Под собой он видел дымящиеся черные обломки — его истребитель раскололся пополам.
Едва Бруно Ворм приземлился, как увидел устремленные на него стволы. Опустив голову, медленно переставляя ноги, словно боясь перепачкать свои щегольские сапоги с высокими голенищами, побрел он в сопровождении конвоиров к стоящей у обочины машине.
Пленный фашистский ас был доставлен на наш аэродром. Начали допрос. Роль переводчика выполнял начальник метеослужбы майор Рацимор.
Гауптман Бруно Ворм рассказал, как его вызвали в штаб противовоздушной обороны Берлина и дали ответственное задание: во что бы то ни стало отыскать "секретный" аэродром русских. Пленный подчеркнул, что это была его первая встреча с советскими летчиками, ставшая для него роковой.
Затем помолчал и произнес:
— Я хотел бы узнать, кто меня сбил?
И тогда вызвали худощавого паренька в теплой куртке и шапке-ушанке.
Майор Рацимор, указывая на улыбающегося юношу, сказал Ворму:
— Вас сбил младший лейтенант Юрий Гольберг — самый молодой у нас летчик.
— Нет-нет, этого не может быть! — сверкнув глазами, сердито возразил гауптман. — Меня мог сбить только сам Покрышкин! — И его лицо стало непроницаемо надменным.
И тогда Юрий принятыми у летчиков жестами рук показал, как заходил в атаку, как наносил удар.
Бруно Ворм, вскинув брови, возмутился:
— Это не по правилам!
Майор Рацимор, не гася в глазах смешинок, перевел фразу. Раздался взрыв хохота.
Ворм, играя желваками, потупил взор. Он чувствовал себя подавленным, ничтожным. Горько было ему, сыну отъявленного эсэсовца, асу с железными крестами, сознавать все происшедшее.
В это время у нас на аэродроме находилась группа работников кино. Оператору удалось запечатлеть сцену допроса Ворма. Эти кадры и вошли потом в фильм
Конец Бруно Ворма
Кто смотрел фильм "В небе Покрышкин", тот не мог не запомнить кадр: на наш аэродром доставлен фашистский ас, которого сбил в воздушном бою самый юный в дивизии летчик Юрий Гольберг. Вот как все произошло.
Я уже говорил, что, несмотря на распутицу, мы продолжали полеты, приспособив под взлетную полосу автостраду Бреслау — Берлин.
Гитлеровцы недоумевали: нигде поблизости нет ни единого аэродрома, а советские истребители летают! Командование противовоздушной обороны Берлина пыталось любой ценой раскрыть наш секрет, но безуспешно. Фашистские воздушные разведчики, шпионы-парашютисты, лазутчики неизменно утверждали: старые аэродромы разрушены, новых нет, с грунта сейчас ни одна машина взлететь не может. И тогда гитлеровское командование отозвало с других фронтов нескольких асов. Один из новых поисковых отрядов возглавил гауптман Бруно Ворм.
...В тот памятный день у. нас шла обычная фронтовая жизнь. Самолеты небольшими группами, строго по графику, уходили на боевые задания, возвращались и вновь взлетали. После обеда наступила короткая передышка. В воздухе находилась только одна пара — капитан Луканцев и младший лейтенант Гольберг. Они вот-вот должны были возвратиться.
Кто-то принес футбольный мяч и, поддав его ногой, весело крикнул:
— Играем первая на вторую, а третья эскадрилья — с победителем!..
На просушенной весенним ветром площадке устроили имитированные "ворота", обозначив их шлемофонами и пилотками. Вратари заняли свои места, И закипела игра.
У нас ее называли "сто на сто", потому что никто не в состоянии был сосчитать количество игроков как в одной, так и в другой команде.
Футбол захватил всех. Не устоял даже строгий начальник штаба подполковник Датский. Не сняв реглана, он тоже бегал за мячом.
И вдруг в разноголосый гам ворвался тревожный возглас:
— "Фоккеры"!
Всех словно ветром сдуло с "футбольного поля": завидев нас, враг мог разгадать секрет...
"Фоккеры" шли на нас. Я сосчитал: пять. Никто еще не знал, что несколько минут тому назад их было шесть. Но шестой, сбитый капитаном Луканцевым, пылал на земле.
Ведущий пятерки переложил свой истребитель на крыло и осмотрел площадку, по которой мы только что носились с мячом. Затем три "фоккера" ушли дальше вдоль автострады, а пара, ведомая, как потом выяснилось, гауптманом Бруно Вормом, отвернула вправо и стала набирать высоту.
Мы начали выбираться из щелей, не прекращая наблюдения за "фоккерами" и не понимая, чем вызван их маневр. В сердцах — тревога: с минуты на минуту на посадку должна пойти пара наших истребителей, горючее у которых на исходе. Мы беспокоились за летчиков: успеют ли предупредить их с КП по радио? А вдруг они не заметят фашистов, пойдут на посадку, и тогда невольно раскроется наша тайна?.. Да и самих их подстерегает опасность...
Тем временем отколовшаяся пара "фоккеров" набрала высоту полторы тысячи метров.
И тут мы увидели наших истребителей. Вот чем был вызван столь необычный маневр фашистов! Они заметили нашу пару раньше и решили разделаться с ней.
Гитлеровский ас Ворм, сбивший на Западном фронте девять американских "летающих крепостей" и три английских истребителя, решил применить свой излюбленный прием: молниеносная атака в лоб, уход под противника...
Вот самолеты стремительно сблизились. Огненные шары прошли над головой Луканцева. Атака фашисту не удалась — он промахнулся. Секунда, и черные тени нырнули вниз.
Снова лобовая. Но впереди только один "фоккер". Второй пытается "зажать" Луканпева — пристраивается в хвост его самолета.
Младший лейтенант Гольберг мгновенно скользит вниз, дает газ и, взяв на себя ручку управления, выходит наперерез фашисту, уже ведущему огонь по Луканцеву.
Гауптман Ворм увлечен атакой. Он не видит истребителя Гольберга. Уверен, что бьет наверняка. Еще две-три секунды, и его счет пополнится первым советским истребителем.
И тут раздался оглушительный треск. Перед глазами Ворма вспыхнула огненная молния. Гауптман, почувствовав, что валится в пропасть, стал лихорадочно искать вытяжное кольцо парашюта. Под собой он видел дымящиеся черные обломки — его истребитель раскололся пополам.
Едва Бруно Ворм приземлился, как увидел устремленные на него стволы. Опустив голову, медленно переставляя ноги, словно боясь перепачкать свои щегольские сапоги с высокими голенищами, побрел он в сопровождении конвоиров к стоящей у обочины машине.
Пленный фашистский ас был доставлен на наш аэродром. Начали допрос. Роль переводчика выполнял начальник метеослужбы майор Рацимор.
Гауптман Бруно Ворм рассказал, как его вызвали в штаб противовоздушной обороны Берлина и дали ответственное задание: во что бы то ни стало отыскать "секретный" аэродром русских. Пленный подчеркнул, что это была его первая встреча с советскими летчиками, ставшая для него роковой.
Затем помолчал и произнес:
— Я хотел бы узнать, кто меня сбил?
И тогда вызвали худощавого паренька в теплой куртке и шапке-ушанке.
Майор Рацимор, указывая на улыбающегося юношу, сказал Ворму:
— Вас сбил младший лейтенант Юрий Гольберг — самый молодой у нас летчик.
— Нет-нет, этого не может быть! — сверкнув глазами, сердито возразил гауптман. — Меня мог сбить только сам Покрышкин! — И его лицо стало непроницаемо надменным.
И тогда Юрий принятыми у летчиков жестами рук показал, как заходил в атаку, как наносил удар.
Бруно Ворм, вскинув брови, возмутился:
— Это не по правилам!
Майор Рацимор, не гася в глазах смешинок, перевел фразу. Раздался взрыв хохота.
Ворм, играя желваками, потупил взор. Он чувствовал себя подавленным, ничтожным. Горько было ему, сыну отъявленного эсэсовца, асу с железными крестами, сознавать все происшедшее.
В это время у нас на аэродроме находилась группа работников кино. Оператору удалось запечатлеть сцену допроса Ворма. Эти кадры и вошли потом в фильм "В небе Покрышкин".
Недавно я вновь просматривал эту киноленту. И во всех подробностях вспомнил эпизод, который длился на экране всего лишь несколько минут..
Источник. Смотреть фильм"В небе Покрышкин".
… В марте 1945-го в дивизию А. И. Покрышкина приезжала группа из Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов. Снятая этой группой лента «Александр Покрышкин» (режиссер А. Гендельштейн, автор сценария В. Крепе) сохранила на кинопленке образ трижды Героя. И сейчас этот фильм иногда показывают по телевидению в майские дни.
Покрышкин выходит из кабины «аэрокобры» на крыло, расстегивает лямки парашюта… Боевые друзья поздравляют своего командира… Удалось заснять документалистам и допрос только что сбитого гауптмана Бруно Ворма. «Меня мог сбить только Покрышкин», — говорит немецкий летчик. Такое поражение считалось почетным в люфтваффе. Но его сбил самый молодой летчик покрышкинской дивизии — 19-летний Юрий Гольберг! Немец был шокирован. Кстати говоря, в своих воспоминаниях майор Ю. М. Гольберг признавался, что сбил свой единственный самолет в конце войны, «сделав неимоверный маневр (после окончания войны я еще очень долго летал и пытался повторить маневр… но, увы, так и не смог)»;
6. Финал Восточного марша JG. 6 Хорст Вессель ("Проза.ру": https://proza.ru/2015/09/29/224 ):
"Так уж получилось, что из многих тысяч воздушных побед, одержанных советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, в кадры нашей кинохроники попал всего лишь один эпизод пленения вражеского летчика-истребителя. Немецкий летчик, которому «повезло» стать звездой советского киноэкрана, был из состава 6-й истребительной эскадры Люфтваффе, но об обстоятельства его пленения и попадания в кадр будет сказано чуть позже, а пока – небольшой экскурс об истории эскадры…
6-я истребительная эскадра «Хорст Вессель» (Jagdgeschwader JG.6 «Horst Wessel») свое имя получила в наследство от эскадры ZG.26 «Horst Wessel». О действиях ZG.26 на Восточном фронте в 1941-1942 годах уже достаточно подробно рассказывалось («Восточный марш ZG.26 «Хорст Вессель»). Тогда эскадра была вооружена тяжелыми многоцелевыми самолетами Ме-110, которых называли «церштёрерами», т. е. разрушителями и, на которые руководством Люфтваффе возлагались большие надежды в завоевании господства в воздухе. Но времена первых удач «церштёреров» давно прошли: их тактико-технические данные были гораздо ниже современных советских истребителей и самолетов англо-американской авиации. В боях с ними «церштёреры» стали нести огромные потери, поэтому ими в основном стали вооружать части ночных истребителей. А эскадры «церштёреров» были переформированы в обычные истребительные эскадры. Так на свет появилась 6-я истребительная эскадра «Хорст Вессель», которая была сформирована в июле - ноябре 1944 года из остатков штаба, I. и II./ZG.26, а также из I./JG.5.
Преоснащенная фронтовыми истребителями Ме-109 и ФВ-190, с августа 1944 года эскадра сражалась с превосходящими силами англо-американской авиации над Францией, где понесла тяжелейшие потери. Огромными были потери эскадры и во время немецкого наступления в Арденнах в декабре 1944 года. Но особенно опустошающими были потери, при проведении крайне неудачной воздушной операции «Опорная плита» («Bodenplatte») 1 января 1945 года. В тот день из личного состава эскадры было безвозвратно потеряно сразу 23 летчика, в том числе командир эскадры подполковник Йоганн Коглер, командир группы майор Гельмут Кюле, командиры отрядов капитаны Норберт Кац, Вильгельм Киндлер и Эвальд Трост, а также обер-лейтенант Лотар Герлах.
После катастрофических потерь, эскадра была наспех пополнена молодняком, лишь недавно окончившим летные школы, и в середине января 1945 года спешно переброшена с Запада на Восточный фронт, где как раз, 12 января, началось крупное наступление советских войск, известное как Висло-Одерская операция войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.
Командовать эскадрой 16 января 1945 года был назначен знаменитый ас 26-летний майор Герхард Баркхорн, удостоенный Мечей и Дубовых листьев к Рыцарскому кресту, на счету которого была 301 воздушная победа. В дальнейшем, после перехода Баркхорна в JG.7, эскадрой одну неделю, - с 10 по 17 апреля 1945 года, - командовал кавалер Рыцарского креста 33-летний майор Герхард Шёпфель, одержавший 45 воздушных побед. Затем до конца войны командиром эскадры был ещё один Рыцарский кавалер 31-летний майор Рихард Леппла, сбивший 68 самолетов.
Командиром первой группы был 28-летний капитан Вилли Эльстерманн, ветеран войны с Францией. После его гибели 2 февраля 1945 года группой командовал до конца войны – 30-летний майор Отто Бертрам, известный как один из лучших асов войны в Испании и награжденный Рыцарским крестом за 22 сбитых самолета.
Второй группой командовал также кавалер Рыцарского креста 28-летний майор Йоханнес Науманн, имевший на счету 34 сбитых самолета. Когда 30 марта 1945 года Науманн перешел в JG.7, последним командиром группы стал 28-летний капитан Гюнтер Вейл.
Командиром третьей группы с 21 января по 4 апреля 1945 года был 33-летний ветеран войны в Испании майор Курт Мюллер.
В целом, командный состав эскадры состоял из опытных асов, зато рядовой состав был сплошь из молодых и мало обученных пилотов-истребителей, а также некоторой части переученных летчиков из бомбардировочной, разведывательной и транспортной авиации.
Периодически самолеты Ме-109 и ФВ-190 эскадры базировались в юго-западной части Польши: на аэродроме Гроссштайн в районе Оппельна, в юго-восточной части Германии: на аэродромах Зорау, Фрайвальдау, Котбус, Вельцов, Гёрлиц и Райхенберг, а также в северной части Чехословакии: на аэродроме Прага-Рузин.
Поначалу, меньше недели, летчики 3-й группы эскадры «Хорст Вессель» действовали против авиации 16-й Воздушной Армии и войск 1-го Белорусского фронта. Затем, с конца января и до самого окончания войны, то есть больше трех месяцев, летчикам всех трех групп JG.6 пришлось меряться силами с советскими асами десяти истребительных авиационных дивизий 2-й Воздушной Армии, поддерживавших войска 1-го Украинского фронта. Именно с летчиками 7-й, 8-й, 11-й, 12-й, 22-й, 23-й гвардейских, 181-й, 256-й, 322-й истребительных дивизий, ну и, конечно, с асами знаменитой 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии трижды Героя Советского Союза полковника А. И. Покрышкина, пришлось сражаться пилотам эскадры «Хорст Вессель». Кстати, на тот момент в одной только 9-й дивизии было целое созвездие советских асов, в котором, кроме Покрышкина, были дважды Герои Д. Б. Глинка, Г. А. Речкалов и ещё около двадцати Героев Советского Союза.
Однако летчики 6-й эскадры сражались не только против лучших «Сталинских соколов». Им также приходилось воевать с мощнейшей англо-американской авиацией, ведя, таким образом, изнурительную борьбу на два фронта. Правда, 6-я эскадра была не единственной на том участке фронта, вместе с ней действовали и другие части Люфтваффе, но многократное превосходство в силах было явно не на их стороне. …………
Всего в боях на Восточном фронте в 1945 году эскадра потеряла, по крайней мере, около 40 пилотов (данные не полные!), но только 4 из них были более-менее опытными, имевших на своем счету от двух до девяти сбитых самолетов противника. Почти же все остальные были «зелеными» юнцами, лишь недавно окончившими лётные школы. Да, это был уже совсем не тот лётный состав, с которым Люфтваффе начинали войну….
Следует напомнить, что из-за отсутствия документов, которые, видимо, были уничтожены в конце войны, нет никакой возможности дать полную и объективную оценку действиям на Восточном фронте летчиков эскадры «Хорст Вессель». Известно лишь, что всего на счету эскадры 1.100 самолетов, в подавляющем большинстве англо-американских, сбитых в воздухе и уничтоженных на земле в жестоких боях 1944 года на Западном фронте. Сколько самолетов потеряли «Сталинские соколы» в схватках с JG.6 - не известно. Тем не менее, в качестве примера, можно привести кое-какие цифры. Так, с 20 января по 23 апреля 1945 года пилоты I./JG.6 заявили около 80 воздушных побед. Летчики II./JG.6 с 18 февраля по 23 марта сбили около 20 самолетов, а пилоты III./JG.6 за период 19 февраля - 23 марта сбили ещё примерно 14 самолетов. Правда, судя по всему, большинство молодых и неопытных летчиков 6-й эскадры так и не успели открыть свой боевой счет.
Как было уже сказано вначале, из многих тысяч воздушных побед, одержанных нашими летчиками, в кадры советской кинохроники попал всего лишь один эпизод пленения немецкого летчика-истребителя. И этим летчиком оказался лейтенант Бруно Ворм именно из 6-й истребительной эскадры «Хорст Вессель», о которой идет речь. Интересно, что советскими пропагандистами Ворм был «повышен» до звания капитана. Любопытно также, что во время допроса он заявил о сбитых им на Западном фронте десяти четырехмоторных бомбардировщиков, хотя это было неправдой. По каким причинам немец соврал, - можно только догадываться…
Сбил Ворма гвардии младший лейтенант Юрий Гольберг, а сняла этот эпизод группа фронтовых кинооператоров Романа Кармена, находившаяся в тот день в 9-й гвардейской дивизии Покрышкина. Позже этот сюжет вошел в послевоенный хроникальный фильм «В небе Покрышкин» и киноэпопею 1965 года «Великая Отечественная». Между прочим – отличные фильмы, которые в своё время произвели неизгладимое впечатление на зрителей.
Думается, здесь уместно будет уточнить и некоторые подробности, касающиеся боя Юрия Гольберга с Бруно Вормом. Комментируя кадры кинохроники, диктор фильма сказал, что это было первое задание и первый сбитый самолет 19-летнего юноши. Такое изложение воздушного боя нашими пропагандистами очень пришлось по душе всем зрителям и породило в военно-мемуарной и прочей литературе множество легенд о воздушных поединках, в которых безусые пацаны и даже молоденькие красотки лихо сбивали прославленных асов Люфтваффе. В действительности же, Юрию Гольбергу был 21 год, и он был уже достаточно опытным пилотом: воюя на фронте с 13 июля 1944 года, он к тому времени успел произвести 36 боевых вылетов и участвовал в 6 воздушных боях. Ну, а то, что это был первый сбитый им вражеский самолет, было действительно правдой. Остается только добавить, что за эту эффектную воздушную победу, прославившую его на весь Советский Союз, Гольберг заслуженно был награжден 12 мая 1945 года орденом Красного Знамени.
Окончание войны 6-я эскадра встретила в Баварии: Stab/JG.6 и I./JG.6 на аэродроме Райхенберг, II./JG.6 на аэродроме Гёрлиц и в Чехии: III./JG.6 на аэродроме Прага-Рузин, где в мае 1945 года была расформирована. Большинство летчиков улетели сдаваться американцам и англичанам. Таким был финальный аккорд Восточного марша эскадры «Хорст Вессель»…;
7. 104 гвардейский истребительный авиационный полк: Приказы по части; опись фонда № 22249; фонд 104 гиап, опись 296,967, дело 1, коробка 1035:
Лист 101 20.09.44, командир полка Бобров.
“19.9.44г. Третья эскадрилья решила справить 32-хлетие своего адъютанта лейтенанта Бузова. С этой целью послала в Рудник двух представителей гвардии мл. л-тов Рычажкова и Гольберга закупить вино. Рычажков и Гольберг вина закупили и на обратном пути напились до бесчувствия и до общежития были доставлены с помощью их товарищей.”;
“20.09.44г. Идя по пути начертанному гв. мл. л-тами Рычажковым и Гольберг, старшина Талызин отправился в Рудник под предлогом сфотографироваться для удостоверения. Вместо выполнения поставленной задачи напился пьяным и как « патриот» был доставлен с помощью своих товарищей на место базирования.”;
8. “Хозяин неба. Александр Покрышкин.” (1985; На 33 минуте 22 секунде о лётчике гвардии младшем лейтенанте Гольберге Ю. М.: "YouTube": https://www.youtube.com/watch?v=F2ynwAchTvs ).