Гогова Лидия Фёдоровна
Гогова
Лидия
Фёдоровна
житель блокадного ленинграда

История солдата

_Лидия Федоровна Гогова родилдась16 июня1926 года в Ленинграде.

Не воевала, но прошла полностью Блокаду Ленинграда. Самая суровая зима была с 1941 на 1942 год. В городе не было ни отопления, ни электричества. Враг бомбил город. Несмотря на голод, люди работали на заводах и фабриках. "Всё для фронта - всё для ПОБЕДЫ !" Работать начинали с 11 лет, как мальчики, так и девочки. 15-летняя Лидия Федоровна сначала рыла окопы, затем перешла работать на торфопредприятие «Ириновское» на станции Рахья. Торф добывали для пекарен – дорога была каждая съедобная крупинка. Затем Лидия Федоровна была отправлена в центральный посёлок, на разные работы. Её обучали работать на мотовозе, а затем перевели на паровоз кондуктором - сцепщиком. Работа была мужская, тяжелая. Но молодых девушек тогда ни о чем не спрашивали, все ленинградцы должны были работать и помогать городу. Работали по 2 смены и без выходных.
Были и предатели. За «кормёжку» люди соглашались работать на немцев, сообщая последним самые ценные точки Ленинграда. Враг разбомбил Бадаевские склады, богатые провизией. Уже с другой стороны берега реки Сестры стояли немецкие войска. Оттуда летали бомбардировщики.
Ольгинцы ездили за своей пайкой хлеба на Елагин остров. Булочная могла выдать пайку на 2 дня. Получив положенные 250 грамм, пайку приходилось делить на двое суток. Посещала мысль, что сегодня – последний живой день, завтра может не быть. Варили ремни, клейстер. Каждый клочок земли был засажен. Большим счастьем была коровья дуранда (смесь жмыха с чем-то еще) – спрессованную массу делили на части между собой клали в рот как имитацию пищи.
5 июня 1926 года у Лидии Федоровны умер от голода отец. На попечение ее взял друг отца – крестник. Устроилась работать в деревню Гражданка. Ходила пешком из Ольгино. По дороге зачастую можно было увидеть то там, то здесь покойников – умерших от голода людей.
Были тогда и так называемые людоеды: с покойников вырезали мягкие части тела и продавали на рынке, выдавая за «живое» мясо. Обычно таких «бизнесменов» расстреливали.
В большинстве своем люди поддерживали друг друга. Однажды посторонние подняли с земли ослабевшую Лидию, когда работала на железной дороге кондуктором-сцепщиком.
Некоторое оживление началось летом 1942 года, когда пустили первый трамвай. Народ воспрял духом, что не проходят даром их мучения, тяжкая работа. К этому времени были сформированы дружины для спасения обголодавших. Эти дружины ходили по городу и собирали ослабевших, но еще живых людей, кормили их, отхаживали.
В 1943 -1944 годах стало полегче. Открылась уже ледовая дорога на Ладожской. Провизию стали сбрасывать с самолетов. Американцы поставляли сахарин.
Самая беспощадная осталась в памяти зима с 1941 на 1942 год, когда смерть косила людей, когда счёт шёл не на сотни, а на тысячи умерших.


В 1945 году была награждена медалью "За оборону Ленинграда", а также за доблестный труд во время войны. В 1967 году награждена медалью "Ветеран труда" за 30-ти летний стаж на комбинате технических тканей "Красный маяк".
 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание житель блокадного ленинграда
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: