![Герасимов Николай Александрович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2023/05/04/33b79428047e3813441b30b1546fa1bb.jpg)
Николай
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
…Коля Герасимов родился и вырос в небольшом татарском селе Дигитли. В 1935-м закончил Новосибирский машиностроительный техникум и по распределению попал в Бежицу на наш завод. Трудился в кузнечно-прессовом производстве. А потом грянула война…
– В июне-июле 1941 года многие наши сотрудники уходили добровольцами на фронт и записывались в экипаж бронепоезда, – рассказывает директор корпоративного музея Наталья Новикова. – Но не все кандидатуры одобряли. Перед тем как попасть в состав команды, люди проходили серьёзную проверку по линии НКВД. Николай Герасимов её успешно выдержал. Во время срочной службы в 1929 году он был разведчиком с военной специальностью связиста, такие люди – на вес золота.
В августе 1941-го передовые части гитлеровцев стояли всего в 40 километрах от Брянска. Сборку бронепоезда пришлось свернуть и переправить заготовки в Ворошиловград. Вместе с ними уехали добровольцы, специалисты и их семьи. 23 октября 1941 года состоялась торжественная передача построенного бронепоезда команде. А уже на следующий день они прибыли к месту службы на участок Родаково – Дебальцево – Алмазное на Южном фронте.
– На бронепоезде Николай Герасимов отвечал за телефонную связь, – говорит Наталья Новикова. – Он помогал командиру бронепоезда Акиму Бондаренко обмениваться данными с руководством, передавал поручения экипажу.
15 июля 1942 года стало чёрным днём для бронепоезда № 2 «За Родину». Вражеская авиация разбомбила состав. В той ожесточённой битве Николаю Герасимову, как и некоторым другим членам экипажа, удалось уцелеть. Чудом избежав ранений, он продолжил служить на бронепоездах. Сначала в 15-м отдельном, а затем в 41-м отдельном дивизионах бронепоездов на Южном и Кавказском фронтах. За активное участие в боевых действиях Николая Герасимова наградили медалью «За оборону Кавказа». Вручили её 4 февраля 1945 года. А ещё через три месяца заводчанин получил медаль «За победу над Германией».
Особое место в коллекции наград Н. Герасимова занимает орден Отечественной войны II степени, выданный «за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Его вручили заводчанину в 40-ю годовщину Победы.
– Боевой путь Николая Герасимова закончился в октябре 1945-го, – говорит Н. Новикова. – А уже в начале 1946 года он вернулся в Бежицу и устроился мастером в кузнечно-прессовый цех Брянского паровозостроительного завода. Николай Александрович помогал восстанавливать наше предприятие после войны, участвовал в выпуске первого послевоенного паровоза серии «СО».
…Преуспел Николай Герасимов и на трудовом «фронте». Среди его гражданских наград знак «Отличник соцсоревнования», благодарность за досрочное выполнение годового плана. Он продолжал работать на заводе даже после выхода на пенсию в 1965 году. И уже в должности контролёра-приёмщика передавал свой многолетний опыт молодёжи.
Боевой путь
С октября 1941 по июль 1942 года года года воевал в составе экипажа отдельного бронепоезда №2 “За Родину”; с августа 1942 года по октябрь 1942 года воевал в составе экипажа отдельного бронепоезда №15 восьмой отдельной дивизии бронепоездов; с 30 октября 1942 года по май 1945 года воевал в составе 41-й отдельной дивизии бронепоездов.
После войны
Боевой путь Николая Герасимова закончился в октябре 1945-го. А уже в начале 1946 года он вернулся в Бежицу и устроился мастером в кузнечно-прессовый цех Брянского паровозостроительного завода. Николай Александрович помогал восстанавливать наше предприятие после войны, участвовал в выпуске первого послевоенного паровоза серии «СО».
Преуспел Николай Герасимов и на трудовом «фронте». Среди его гражданских наград знак «Отличник соцсоревнования», благодарность за досрочное выполнение годового плана. Он продолжал работать на заводе даже после выхода на пенсию в 1965 году. И уже в должности контролёра-приёмщика передавал свой многолетний опыт молодёжи.
Затем в 1969 году перешёл на работу в Главбрянскпромстрой, а после преобразования в “Брянскстрой”, где проработал до 1993 года.