Михаил
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Михаил Андреевич Ганжала родился с селе Мезиновка Сумской области Украинской ССР 18 декабря 1904 года. На службу он поступил 23 августа 1939 года. Член ВКПб с 1927 года.
В марте 1941 года в Харьковском военном округе началось формирование 25-го механизированного корпуса (в/ч7655). Тогда управление и 50-я танковая дивизия расположились в Харькове, 55-я танковая дивизия в Чугуеве, а 219-я моторизованная дивизия в Ахтырке Сумского района.
Именно с 219 мотодивизии и начал свой боевой путь Михаил Андреевич, став сначала воентехником. В 18:30 22 июня командир 25МК получил приказ о мобилизации. В ночь с 23 на 24 июня штаб корпуса получил приказ командующего войсками Харьковского военного округа о погрузке 24 июня на железную дорогу. 24 июня 1941 года на станции Залюти но погрузились управление корпуса с батальоном связи. В 5:00 25 июня на станции Безлюдовка — 12-й мотоциклетный полк. С 28 по 29 июня на станции Чугуев была погружена 55-я танковая дивизия. 50-я тд грузилась на станции Залютино, 219-я мд — на станции Ахтырка. Автомашинами корпус был укомплектован всего на 7% от штатной численности, командным составом на 55%. Личный состав недавно сформированных соединений требовал выучки.
Далее 219-я моторизованная дивизия сосредоточилась в районе Романовка, Белгородка, танковая группа — в лесу севернее Глеваха. К 1 июля в Василькове выгрузилось три эшелона 219-й моторизованной дивизии. В 8 утра четвертый эшелон подвергся жесткой бомбардировке на станции Васильково. Погибло много бойцов, повредилась военная техника. Так началась война для Михаила и его однополчан, а далее были тяжелые бои на реках Сож, Ипуть и Десне.
А к сентябрю 219 мд переформировывается. Перевод авто-ремонтных служб далее проходил неоднократно. В наградном листе Михаила значится- Юго-Западный, Донской, Сталинградский, 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты.
Он защищал Сталинград и был награжден медалью «За оборону Сталинграда». На 6 апреля 1944 года он уже не воентехник, как вначале войны, а опытный командир роты 2 Армейского ремонтно-восстановительного батальона. Эта рота занималась ремонтом автотранспорта вблизи с мест дислокации дивизии, вблизи местами боев. В его наградном листе с большим уважением говорится о количестве отремонтированных машин, о его организаторских способностях, умении ремонтировать трофейную технику. «Ганжала- смелый, инициативный и находчивый офицер»- так характеризует его командир батальона майор Хусид и представляет к ордену «Красной Звезды».
Свою войну капитан Ганжала закончил в составе 154 стрелковой дивизии.
С 1 июня 1944 года эта дивизия вошла в 6-ю гвардейскую армию и участвовала в Белорусской, Витебско-Оршанской, Полоцкой и Режицко-Двинской и Шяуляйской наступательных операциях, в преследовании противника по правому берегу реки Западная Двина и освобождении города Двинск. В дальнейшем части дивизии вели бои в Латвии, участвуя в Прибалтийской, Рижской и Мемельской наступательных операциях. С 8 декабря дивизия вошла во 2-ю гвардейскую армию 3-го Белорусского фронта и была переброшена в Восточную Пруссию. С 15 января 1945 года она перешла в наступление и участвовала в Восточно-Прусской, Инстербургско-Кенигсбергской и Земландской наступательных операциях, в боях под городом Гольдап и в овладении городом Бартенштайн, в разгроме земландской группировки противника. За бои при разгроме группировки противника юго-западнее Кенигсберга дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени.
Наступил День Победы, который дивизия отмечала Парадом, находясь на берегах Балтики. Но и в это праздничное время ей ставились боевые задачи – не допустить высадки десанта.
А 27 мая 1945года в журнале боевых действий 154 сд записано: «Отправлено в Москву на парад Победы от дивизии 43 человека, из них 5 офицеров, знамя от 510сп.»
По воспоминаниям Михаила Ганжалы он был одним из участников этого знаменательного Парада, рассказывал об этом событии в своей жизни дочери Ларисе.
Орден «Отечественной войны II степени» Михаил получил скорее всего после Парада Победы в Москве, т.к. дата приказа 7 июня 1945г.(№: 139/н ). В его характеристике к этому приказу говорится: «В период наступательных операций в Восточной Пруссии т.Ганжала своей повседневной энергичной работой обеспечил автотранспорт дивизии необходимыми запасными частями и своевременным ремонтом машин. Большую работу провел по сбору трофейных запчастей и машин. …Вьехав вслед за наступающими частями в г.Кенигсберг со своим шофером подобрал 20 аккумуляторов, 31 скат и др.запчасти. При автороте полностью оборудована автомастерская… Все неходовые машины (7 шт.) за период наступления стали ходовыми….».
Так энергичный и смекалистый капитан Ганжала организовал работу своей роты за время войны! Он наверняка помнил «уроки» 1941 года, когда его 219 моторизованная дивизия из Ахтырки была укомплектована машинами только на 7% от потребности. Помнил и делал все, чтобы такого не повторилось, ведь исправная техника на войне крайне необходима!
Семья помнит и гордится своим отцом, дедом и прадедом.