Францев Евгений Иванович
Францев
Евгений
Иванович
гвардии старший лейтенант / Летчик
8.03.1922 - 15.09.1944

История солдата

Если погибнуть, то за Родину.

Евгений с детства рос мальчишкой особенным. Мальчик не только отличался от своих сверстников, но  и всех других девяти братьев и сестер. Он был шестой ребенок в большой семье железнодорожников. А родился он на глухом полустанке « Разъезд Золотковский» в 1923 году. Как раз к началу учебы в школе переехали жить близкий пригород  Мурома. Дом их располагался, можно сказать, в лесу. Уже тогда мальчишка начал воспитывать в себе смелость и мужество. Как вспоминали его близкие, он часто ходил по  лесу в одиночку и выбирал при этом самые глухие и дикие места. Он был аккуратен, вежлив. Соблюдал четкость во всем. Он не любил шумных и задиристых ребят, хотя мог дать сдачу любому из них.

Именно в Муроме у него зародилась мечта стать военным летчиком. Это случилось в пятом классе. Тогда вся страна с замиранием сердца следила за спасением экспедиции полярников – челюскинцев. А когда в городе побывал легендарный Герой Советского Союза, один из главных летчиков – спасателей Н. П. Каманин, Евгений больше ни о чем другом и мечтать не мог. Он жаждал быть только военным летчиком. Он видел себя  в самолете, преодолевающим безумную жару и запредельный мороз. Главное -  быть полезным  людям, помогать им  в трудные моменты жизни.

А чтобы воплотить мечту в реальную жизнь, надо было хорошо учиться. Он это отлично понимал. И учился прекрасно. В седьмом классе за особые успехи в учебе его послали во Всесоюзную пионерскую здравницу « Артек». Именно там  он впервые увидел планер. Увлекся их строительством. Параллельно в школе начал активно изучать иностранный язык. Военный летчик должен быть всемерно образован и подкован. Обожал стихи. Особенно Маяковского. Не раз читал их перед школьной аудиторией. Его знали в школе как члена  ученического комитета и члена бюро райкома комсомола. Потому стоит ли удивляться, что Евгений Францев окончил среднюю школу с красным аттестатом  зрелости  или, как сказали бы сейчас, с золотой медалью. Увы, тогда медали давали только за ратные и трудовые подвиги.

Красные корочки аттестата зрелости открывали перед юношей двери любых учебных заведений вплоть до Московского государственного университета. Но он давно уже сделал для себя выбор. И поехал  в Ейское военно – морское авиационнное училище им Сталина. Это случилось в1940 году. Через год началась война. Но сколько он ни просил командиров, сколько ни писал рапортов об отправке его на фронт, они оставались без ответа.

Лишь в 1943 году  двадцати лет от роду, но с дипломом о высшем военном образовании он оказался на военном аэродроме в Заполярье в почти одноименном городе Полярный. Условия службы – запредельные. Летали на боевые задания даже к далеким норвежским берегам за 600 километров в экстремальных условиях. Находились в воздухе по пять – шесть часов. Обшивка самолета, как правило, покрывалась толстой ледяной коркой, похожей на страшный панцирь доисторического животного. Самолет от перегрузок так трясло, что казалось, он вот – вот развалится на части. Каждый час грозил потерей аэродинамических качеств. А это означало неминуемую смерть либо в волнах холодного океана, лицо в безмолвной и безлюдной снежной пустыне Заполярья.

Молодой летчик сразу привлек внимание своих товарищей. В нем была какая – то основательность и серьезность. Он никогда не искал причины, чтобы отказаться от полета. Есть приказ и его надо выполнять. Хотя уже через месяц после начала службы было ясно, что задания бывают разные. Каждое имеет свою долю риска.

Особенно не любили заполярные летчики вылетать на торпедирование вражеских судов. Как писал один из них, мои товарищи … « предпочитают десять раз сходить на штурмовку, сорок раз сходить ночью бомбить любой порт, сделать двадцать вылетов на бомбометание днем, чем провести одну торпедную атаку».

Да и сам молодой летчик Евгений Иванович Францев на собственном опыте убедился в истинности и искренности этих слов. Он однажды записал в своем личном дневнике.

« По – моему, тех, кто побывал в трех торпедных атаках, надо в тыл увозить и беречь. Это большие, смелые люди, ведь каждая торпедная атака – море огня, это воскрешение, второе рождение и больше пяти раз я бы не советовал такие вещи».

Это действительно так. Служить летчиком на Крайнем Севере было уже подвигом, а воевать в жесточайших условиях, подвигом дважды. Там могли воевать действительно самые сильные и мужественные люди. Как говорил с гордостью  гвардии лейтенант  Францев своим родителям, в сохранившемся письме:

—Мы были в числе пионеров, дальних разведчиков – торпедоносцев или « охотников», как нас называли.

Кстати, сам он успел совершить 26 боевых вылетов на торпедирование морских вражеских целей. И каждый вылет мог стать последним. Ведь враг бросал против нападающего все свои огневые средства. А их на каждом боевом корабле было более, чем достаточно.

Даже спустя многие годы после окончания Великой Отечественной войны, заполярные летчики помнят и знают имя этого летчика. Он был не только смелым, отчаянным и грамотным летчиком, но и настоящим новатором в своем деле. Именно ему принадлежит честь первым в военной истории человечества  потопить вражескую подводную лодку торпедной атакой с воздуха. До тех пор считалось, что сделать это совершенно невозможно. Лодку можно уничтожить с помощью бомбометания, но не пуском торпеды.  Евгений Иванович доказал, что и невозможное для него реально. Причем, сделал это два раза.

  Подводные хищники фашистской Германии никак не ожидали подобной инициативы. Но глубоко просчитались. Находясь в свободном поиске, и обнаружив подводную лодку врага, экипаж  самолета  « Бостон» под командованием лейтенанта Францева все рассчитал до мельчайших деталей. Он использовал тактику внезапности и неожиданности. Обнаружив с воздуха всплывающую гитлеровскую подводную лодку, он зашел на атаку со стороны солнца. Как  и рассчитывал гвардии лейтенант Францев, наблюдатели не смогли его сразу засечь. Выбрав точный угол атаки, командир «Бостона» сбросил на воду мощную торпеду. Когда немцы увидели ее, то нырнуть под воду уже не успели. Прозвучал мощный взрыв. А через несколько минут, лишь какие – то обломки от  грозного подводного корабля только и можно было увидеть на воде. Эта уникальная победа стала новой страницей в мировой тактике  боев между  боевыми самолетами и морским флотом. А через несколько дней, когда погода позволила вновь выйти на перехват морских немецких судов, Евгений Иванович Францев повторил свой подвиг. Он подобным образом сумел обхитрить вражеское командование подводной лодки и нанес смертельный удар своей торпедой.

Он отлично воевал. Но если 1943 год, первый год после выпуска из стен летного училища, он  нарабатывал боевую практику, то 1944 год принес целый ряд громких,   осязаемых и уникальных побед.  Даже более опытные товарищи признали гвардии лейтенанта Францева воздушным ассом, который способен нанести ощутимый удар по любой цели при выполнении боевых заданий. Только в 1944 году он лично потопил две подводных лодки,  мощный транспорт, нефтеналивной танкер, перевозящий на фронт несколько тысяч тонн бензина. На дно пошел и немецкий мотобот. А в групповых атаках Евгений Иванович Францев уничтожил два  фашистских транспорта. И все это было сделано в условиях Заполярья.

Евгений Францев знал, что рискует, что смерть ходит рядом при каждом боевом вылете. Ведь немецкие моряки считались едва ли не самыми сильными и опытными мореплавателями и бойцами. Каждый транспорт, каждый танкер шел не один, а  с мощным боевым охранением, как против воздушных, надводных, так и против подводных целей. И  каждый  летчик был готов к самому худшему. В дневнике Евгения  Францева, уже после его гибели, однополчане прочитали такую запись:

« … надо бороться за жизнь, ведь она у нас одна. И если умереть за Родину, то умереть  геройски, чтобы своей смертью загнать в гроб столько врагов, сколько будет  их в последнюю минуту перед глазами…».

Свой последний вылет гвардии лейтенант Францев совершил 15  сентября 1944 года. Он точно вышел в заданный квадрат атаки на вражеский транспорт. Провел точную атаку, несмотря на шквал огня, который обрушили на него миноносцы охраны. На командном пункте аэродрома в Полярном все – таки успели принять последнее сообщение, которое он  передал по рации:

—Атакую. Потопил…

На аэродром «Бостон» с командой   не возвратился. Но факт уничтожения им боевого корабля гитлеровской Германии был точно подтвержден дополнительными источниками. Когда отважный летчик погиб, ему исполнился всего лишь 21 год.   Он прожил небольшую, но такую достойную жизнь.  

Родина по достоинству оценила  вклад молодого летчика в разгром ненавистного врага. Еще до героической гибели его грудь украсили два ордена Боевого Красного Знамени. А 19 августа, еще при его жизни, Указом Президиума Верховного Совета СССР за умелые  действия при уничтожении подводных лодок противника и проявленные при этом героизм и мужество Евгению Ивановичу Францеву  присвоено звание Героя Советского Союза.

Регион Владимирская область
Воинское звание гвардии старший лейтенант
Населенный пункт: Гусь Хрустальный
Воинская специальность Летчик
Место рождения разъезд Золотковский близ города Мурома, ныне Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
Дата рождения 8.03.1922
Дата смерти 15.09.1944

Боевой путь

Боевое подразделение 9-ый гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС СФ 5-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота
Завершение боевого пути Мурманская область
Принимал участие Великая Отечественная война

Награды

Звезда Героя Советского Союза,

Звезда Героя Советского Союза,

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: