Гули
оглы
Агаев
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
История
Фирудин Гули оглы Агаев родился 19 февраля 1898 года в крестьянской семье в селе Алдере Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии (в советское время Мегринского района Армянской ССР, ныне Сюникской области Армении). После смерти отца переехал в Баку и начал работать на одном из нефтепромыслов сначала чанщиком, а затем учеником слесаря.
В 1918 году поступил на работу в Бакинское депо. Вскоре он стал работать помощником машиниста. В 22 года научился читать и писать. В 1924 году вступил в коммунистическую партию. Окончив курсы машинистов в Тифлисе, получил права управления паровозом и стал работать машинистом. К 1927 году машинист Фирудин Агаев предотвратил более 30 аварий и крушений. В 1929 году Фирудину Агаеву доверили водить по горным дорогам пассажирские поезда. Фирудин Агаев был инициатором движения по уходу за локомотивом силами паровозной бригады. В 1934 году за успехи по содержанию паровоза Фирудин Агаев был награждён знаком «Ударнику Сталинского призыва», а в августе 1942 года орденом Ленина.
К началу войны Ф. Агаев начал водить новые мощные быстроходные паровозы с перегревом пара. Работая с напарником машинистом Ведерниковым, в октябре 1943 года Ф. Агаев разработал специальный график ремонта паровозов, в котором было учтено все до мелочей. Этот график позволял обходиться без помощи комплексных бригад. Свой богатый практический опыт Ф. Агаев с чувством большой ответственности передавал машинистам депо Баку. Во время войны составы, обслуживаемые Ф. Агаевым, часто подвергались бомбёжке и обстрелам. Умело маневрируя, машинист спас многие воинские и наливные составы. Ф. Агаев сделал многое для обеспечения своевременной доставки грузов для нужд фронта. Ф. Агаев стал инициатором вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. Только За первые шесть месяцев войны Ф. Агаев сберёг более сорока тонн горючего и провёл десятки тяжеловесных поездов с рекордным по тем временам весом в 4000 тонн.
Имя Ф. Агаева стоит в одном ряду с именами прославленных машинистов Н.А. Лунина и П.Ф. Кривоноса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Агаеву Фридуну Гули оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Ф. Агаев стал первым в Азербайджанской ССР, кому в годы войны было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
После войны продолжал работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Последние годы до выхода на пенсию трудился в локомотивном депо Баку, старшим машинистом.
Ф. Агаев умер 19 февраля 1958 года после продолжительной болезни. Похоронен в Баку.
В 1943 году вез на Тегеранскую конференцию И. В. Сталина спецпоездом из Баку в Тегеран.
Награды
Награждён тремя орденами Ленина (1942, 1943, 1951).
Орден Красной Звезды (1945), медали.
Знак «Ударнику Сталинского призыва» (1934).
Память
В Баку его именем была названа улица. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На Азербайджанской железной дороге учреждена премия имени Фирудина Агаева.