ФИРСТОВ Николай Семенович
ФИРСТОВ
Николай
Семенович
Младший лейтинант / Пилот
1917 - 1942

История солдата

Фирстов Николай Семенович родился в 1917 году в селе Ивановка Сампурского района Тамбовской области. В семье Семена Алексеевича и Аграфены Степановны Фирстовых Николай был третьим сыном, братья Петр и Иван были старше его по возрасту. В 1936 году Николай Фирстов поступил учиться в Тамбовский аэроклуб, который окончил через два года, став пилотом самолета У-2. Лучшего курсанта направляют в Балашовское летное училище гражданского воздушного флота. Николай мечтал управлять гражданскими самолетами, но в связи с ухудшением международной обстановки училище было передано в введенье РККА и начинает готовить летчиков средних бомбардировщиков СБ.

В конце 1940 года он женился на Юлии Абрамовне Фатьяновой и с молодой женой уехал служить в город Кременчуг, получив звание младшего лейтенанта.

Город на Днепре для молодой семьи стал домом. Здесь рос профессионализм пилота, отсюда Николай выполнил первый боевой вылет на самолёте. На втором месяце войны с фашистами в семье появилась дочь Светлана. В июле сорок первого года, когда фронт подошел близко к городу командование эвакуирует семьи пилотов. Находясь на фронте, Николай Семенович не смог проводить жену и дочь. Юля Абрамовна и маленькая Светочка отправляются в эвакуацию в шахтерский город Прокопьевск Кемеровской области, где проживали их родственники.

Волнуясь за судьбу близких людей, он пишет им: «Привет, Юля. Пишу уже второе письмо, но от вас ещё ни одного не получил. Я не знаю, доехали ли вы домой или нет, и как доехали. Я только знаю, что вы выехали из Кременчуга, и дальнейший ваш путь мне был неизвестен. Но я думаю, на это письмо вы мне ответите и пропишите всё: как вы доехали, как вас встретили, как ваше здоровье и какие у вас есть новости, все мне пропишите. Но про себя я уже писал, но ещё пропишу. Я живу хорошо, весело, только из наших ребят здесь остался один Солоненко, остальные все – новые. А наши ребята, которые были в Кременчуге, я сейчас не знаю, где они находится. Работаем мы на фронтовой полосе по заданию правительства».

Сбрасывая на головы врагов бомбы, Николай Семенович мыслями – с женой и дочкой. Письма жены поднимают настроение, удесятеряют желания бить врага. 4 августа 1941 года он пишет: «…Но ничего, наберёмся большевистского мужества, как вы пишите, и все это перетерпим и дождёмся нашей встречи. Юличка, опиши мне подробно свою жизнь и как вы доехали до дому, и пропиши, кто у вас живёт из квартирантов. Юличка, пропиши, как у тебя обстоят дела с работой. Я слышал, что ты собираешься поступать на работу. Юличка, я тебе не советую. Я ваш муж и без моего разрешения и совета вы не должны ничего делать. Это касается нашей с тобой семейной жизни, а там смотри, как и почему… Юличка, милок, еще раз прошу вас, чтобы вы прислали мне свою фотокарточку. Ну, вот и все, что я хотел вам сообщить. Крепко жму вашу ручку и горячо, несколько тысяч раз целую. Ваш муж Коля. Еще раз крепко целую. Коля. Пишите чаще письма».

Видимо, потеряв все самолеты в бою, летчиков части отправили служить в 10-й запасной полк ближних бомбардировщиков СУ-2. Он находился под городом Харьковом, в аэропорту Даниловка. За время подготовки молодых летчиков инструкторы выполняют боевые задания по разведке целей и штурмовке военных объектов. При появлении фашистов под Харьковом полк получил приказ перебазироваться в район Пензы на аэродром у станции Каменка-Белинская.

Путь на новое место можно проследить по письму летчика семье: «Здравствуйте, многоуважаемая жена Юличка!!! Во-первых, я вас целую и желаю самых наилучших успехов в жизни и еще самого хорошего здоровья. Юличка, письма все ваши я получил, и еще Солоненко Шура прислала своему мужу две телеграммы… С города Гжатска мы уехали 20 сентября. Мы были в Орле, Курске, в Харькове и в ряде других городах и станциях. Сейчас мы находимся в Туле. Скоро поедем ближе к дому в глубокий тыл, потому что мы находимся в РАП (резервном авиационном полку.), и когда поедем на фронт, т.е. в действующую армию, это будет минимум через три месяца, а может быть и позже. Где мы будем, узнаете по моему адресу, так что обо мне не беспокойтесь: здоровье мое хорошее, жизнь наша веселая. …Юличка, передавай привет всем от меня: маме с папой, Любе, Люсе, Марусе, Кате с Васей и еще самой мной любимой крестнице Аличке и поцелуй ее за меня. И еще расцелуй за меня мою малютку Светланочку. Ну вот и все, пока. Ваш муж и друг жизни Коля. 29. 09. 1941 г. Целую вас, Юля, несколько 10000 раз. Ваш Коля. Жди еще письмо».

В декабре из состава запасного полка сформировался безномерной маршевый полк ночных бомбардировщиков, который перебазировали на аэродром Балашовской военной авиационной школы. Он получил название «325-й полк ночных бомбардировщиков». На самолетах Р-5, восстановленных своими руками из списанной техники, летчики днем и ночью учатся летать в составе эскадрильи и звена, совершают одиночные вылеты. К концу марта все пилоты сдали экзамены и были готовы вылететь на фронт. Постановлением ГКО СССР 1 апреля летчиков полка решено переучить Управлению штурмовиками ИЛ-2 в городе Куйбышеве. Через месяц в начале июня 1942 года, получив двадцать новеньких штурмовиков Воронежского авиационного завода, эвакуированного за Волгу в 1941 году, часть под командованием майора Григория Марковича Карбинского прибыла под Воронеж и вошла в состав 2 воздушной армии.

В 874-м штурмовом полку опыт боев имели всего четыре человека, а остальные в боевых действиях не участвовали. Расположившись на аэродроме «Землянск», капитан Н.И. Артемов и старший лейтенант Иван Маркович Солоненко, командиры первой и второй эскадрилий устраняют с пилотами пробелы в пилотировании, стрельбе и бомбометании, изучают с подчиненными будущий район боевых действий.

27 июня 1942 года для нанесения удара по сосредоточению танков врага вылетела на первое боевое задание шестёрка «ИЛов», ведомая командиром второй авиационной эскадрильи старшим лейтенантом Солоненко. На первое боевое задание вылетели лучшие летчики – Солоненко, Максим Иванович Ракович, Николай Семенович Фирстов, Дмитрий Федорович Черкашин, Иван Петрович Наберухин и Константин Ефимович Страшной. Штурмовикам необходимо было атаковать колонну танков, автомашины с войсками и грузами, двигающиеся по дороге «Курск – Щигры».

В журнале боевых действий полка сказано: «… летчики атаковали на опушке леса скопление войск противника. Во время атаки, неприкрытые нашими истребителями, на штурмовиков набросилось пять «мессершмиттов». В завязавшемся воздушном бою немцы атаковали самолет младшего лейтенанта Наберухина. Нашему «Илу» повредили хвостовую часть самолета, перебили управление руля поворота, но летчик сумел справиться с трудностями и благополучно произвел посадку. При посадке хвост отвалился».

В этом бою Фирстов был ведомым. Его самолету тоже досталось от врагов. Зенитным снарядом были перебиты управление и воздушная система, а пробоин в фюзеляже – трудно было даже подсчитать, но летчик сумел посадить штурмовик. Этот день стал годовым праздником полка, установленным приказам Министра ВС СССР. Летчики всех поколений ежегодно праздновали рождение полка до его расформирования.

На другой день штурмовики атакуют наземные силы фашистов, двигавшихся по дорогам к станциям Кшень и Горшечная, Щигры. Оккупанты, по данным воздушной разведки, двигались двумя колонами по триста танков в каждой колонне, а за ними шли мотопехота и артиллерия.

При выполнении боевого задания погибли сержант Георгий Петрович Рогов и старший сержант Викентий Васильевич Турецкий. Это были первые потери. На следующий день Николай Фирстов успешно атаковал танки в районе села Петрищево. За четыре дня Николай Семенович выполнил семь боевых вылетов.

В журнале боевых действий 267-й штурмовой дивизии за 30 июля 1942 года записано: «Дивизия выполняла боевую задачу по штурмовке мотомехвойск противника в районе Баклановка, Липповская, Карандаково четырьмя самолетами ИЛ-2. Не вернулись на свой аэродром младшие лейтенанты Шестаков, Cлавитских и старший лейтенант Фирстов».

Председатель Совета ветеранов части, ставшей впоследствии гвардейской, полковник Николай Семенович Матвеев в книге «Боевой путь 175-го Гвардейского Слуцкого Краснознамённого ордена Суворова III степени штурмового авиационного полка» приводит обстоятельства вынужденной посадки Фирстова, написанные им после возвращения на свой аэродром. Пилот в рапорте писал: «…вылетел на боевое задание в составе четырех Ил-2 без прикрытия истребителей. После второй атаки пошел на аэродром. В пути был атакован двумя «мессершмиттами». Пробоин и повреждений не было. Вышел на железную дорогу «Касторная – Елец» (левее Касторной). Опознал эту дорогу и, восстановив детальную ориентировку, изменил курс на 180 градусов пошел на Касторную. Заметив, что упало давление масла, и, зная, что нахожусь на своей территории, принял решение на вынужденную посадку. Сел благополучно у села Киреевка (5 км восточнее станции Набережное). После посадки обнаружил: пробиты бронь, масляный петрефлекс (гибкий масляный шланг, идущий к масляному радиатору). В баках масла не было. Оказалось, пробито одно колесо. Дал телеграмму о своем местонахождении в Касторную и Землянск, ответа не получил. Вследствие быстрого продвижения противника на 4-5 день оказался в окружении. На станции достал покрышку, камеру, петрефлекс, отремонтировал самолет и 10 июля прибыл на свой аэродром».

Скромный пилот не написал в рапорте, как он восстанавливал самолет. Целый день он бродил по степи в поисках горючего. В разбитой немцами машине, на которую он вышел в поисках запчастей, можно было использовать колесо, вытащив из него камеру. Ночью летчик подтаскивает к самолету бревна и бочки, чтобы с их помощью снять пробитое колесо. На следующий день от отступающих бойцов пилот узнает, что в нескольких километрах лежит сбитый самолет. Это был вражеский «мессершмитт» с полными баками горючего. С помощью красноармейцев, которые самодельными ведрами, котелками таскали немецкий бензин, заправили самолет. На другой день из найденного нашего подбитого танка бойцы заправили маслом баки самолета. Утром наш целый самолет заметили немецкие летчики и пытались его сжечь, но только наделали дырок в крыльях.

Встретив новую партию отступающих бойцов, Фирстов уговорил их помочь заменить колесо, обещав им прикрытие с воздуха при выходе из окружения и вывезти раненого артиллериста. Снять колесо, разбортировать, вставить камеру и накачать ее, оказалось нелегким делом. На это ушли ночь и большая часть дня. Качали колесо обыкновенным насосом, найденным у подбитой машины. Перебитый петрефлекс Николай обмотал тряпкой и обвернул проволокой. Ночью солдаты с пилотом протоптали во ржи дорожку для взлета.

Рано утром 8 июля самолет взлетел и открыл огонь из пушек и пулеметов по фашистам, бросившимся к месту взлета штурмовика. Семь раз заходил бесстрашный летчик на врагов, заставляя их разбегаться в разные стороны, а в этот момент горстка наших бойцов прорвалась из окружения. Приземлившись на Липецком аэродроме, за два дня полностью отремонтировали штурмовик и он перегнал его на свой аэродром «Токаревка». Младший лейтенант пилот 874 штурмового авиаполка Воронежского фронта Фирстов Николай Семенович за подвиги в боях 27.06.1942- 30.06.1942, 08.07.1942-10.07.1942 был награжден Орденом Красного Знамени. Приказ о награде ВС Воронежского фронта №23/н от 13.09.1942 г. вышел уже после смерти героя.

 В августе 1942 года штурмовики наносят удары по врагу, поддерживая огнем 6 армию Воронежского фронта в районе сел Коротояк и села 1-е Сторожевое. 10 августа группа самолетов, под командованием старшего лейтенанта Ракевича атаковала скопление немецких танков в 5 км западнее села Урыв-Покровка, в районе села Довгалевка и хутора Веселый. В журнале боевых действий записано: «Ведущий ст. лейтенант Ракевич вводит машину в пикирование, за ним пикируют ведомые первого звена Петр Коровяков и Вахтанг Бенуа.

Военный летчик Фирстов Николай Семенович погиб 23.08.1942 г в боях в окрестностях Коротояка. Фирстов совершил бессмертный подвиг и навечно вписал свое имя в строй пилотов, выполнивших огненный таран врага. Его имя записано в Список Братской могилы №162 в селе Коротояк Острогожского района Воронежской области.

О подвиге мужественного пилота на страницах газеты «Коммуна» за номером 216 (15975) 14 сентября 1973 года в статье «По примеру Гастелло» рассказал корреспондент Павел Михайлович Грабор. Автор статьи тоже участник войны, сражался в должности командира орудия 3-го дивизиона 22-й стрелковой бригады 2-й ударной армии. 11 марта 1942 года при отражении танковой атаки у села Красная горка Новгородской области был тяжело ранен в кисть правой руки. После госпиталя инвалидом третьей групп, вернулся в Воронеж. Работая в исторической секции при Воронежском краеведческом музее, он воскресил из небытия многих защитников Воронежской области. В далеком Душанбе Павел Михайлович разыскал родственников героя, вел с женой и дочерью переписку.

Регион Воронежская область
Воинское звание Младший лейтинант
Населенный пункт: Коротояк
Воинская специальность Пилот
Дата рождения 1917
Дата смерти 1942

Награды

Орден Красного Знамени наградной лист

Орден Красного Знамени наградной лист

Орден Красного Знамени наградной лист

Орден Красного Знамени наградной лист

Документы

other-soldiers-files/statya_41.jpg

other-soldiers-files/statya_41.jpg

Фотографии

После войны

На семидесятилетие Победы в Коротояк приезжали внуки младшего лейтенанта 874-го штурмового авиаполка 276-й штурмовой авиадивизии Николая Семеновича Фирстова – Игорь и Николай. В их семьях помнят и чтут память о родном человека.

Свою жизнь они тоже связали с Российской армией. Старший Игорь – военный врач. Он окончил военно-медицинскую академию в Самаре. Начал свою службу в Сибирском округе с должности начальника медицинского пункта части, а сейчас полковник Фирстов – старший офицер медицинской службы главного командования внутренних войск. За участие в боевых действиях на северном Кавказе получил благодарность от Президента РФ Владимира Владимировича Путина и награжден государственной наградой.

Младший, названный в честь деда Николаем, – старшина ансамбля песни и пляски внутренних войск Сибирского военного округа.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: