Филиппов Василий Ильич
Филиппов
Василий
Ильич
красноармеец / стрелок
Дата рождения: 26.07.1907

История солдата

Уроженец деревни Заборки Осташковского района Тверской области, Василий Ильич — сын жителей деревни Ильи Филипповича и Екатерины Перфеевны Филипповых.

К началу Великой Отечественной войны Василий Ильич был женат и проживал с женой Лидией Лукиничной в доме № 52 по улице Салова в Московском (ныне Фрунзенском) районе Ленинграда. Как указано в документах о его призыве на военную службу, в это время он работал на ЛМК (что, видимо, означает Ленинградский мясокомбинат им. С. М. Кирова).

23 июня 1941 года Московским районным военкоматом Ленинграда он был призван по мобилизации на фронт Великой Отечественной войны. Его военно-учётная специальность — стрелки (ВУС № 1).

5 августа 1941 года Василий Ильич, красноармеец, стрелок резервной роты 109-го полка 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, пропал без вести после боя у станции Тамсалу на северо-востоке Эстонии.

Кадровая 2-я дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений численностью 5 952 человека, к началу Великой Отечественной войны дислоцировавшаяся в Ленинграде, имела в своём составе четыре полка. С началом войны развернувшись по штату военного времени, к 1 июля 1941 года дивизия увеличилась до 11 164 человек, дополнительно сформировав в своём составе два полка и один батальон, в том числе 109-й полк Василия Ильича численностью 1 447 человек, дислоцировавшийся в Таллине. 

На обширной территории от Эстонии до Карелии на дивизию возлагались следующие задачи по охране инфраструктуры Октябрьской, Ленинградской, Эстонской и Кировской железных дорог: её защита от воздействия бомбардировочной авиации противника, борьба с хищениями и бандитизмом на охраняемых объектах, обеспечение пропускного режима и борьба с дезертирством, предотвращение диверсий, восстановление повреждений, а в случае отхода с оборонительных рубежей на участках охраны — прикрытие отступающих воинских частей и уничтожение охраняемых объектов в целях недопущения их использования противником. 

Это сложные и ответственные задачи, ведь железные дороги — важнейшие транспортные артерии, которые обеспечивали в военное время значительные объёмы перевозки людей и грузов: гражданского населения, военнослужащих и различного имущества, в том числе эвакуируемых в тыл предприятий. Дезорганизация в работе железных дорог грозила существенными нарушениями и в военной логистике — снабжении и перемещении воинских частей, от которых значительно зависела успешность их боевых действий; при этом захват противником железнодорожной инфраструктуры в исправном состоянии позволял ему использовать её для своих нужд. По этой причине железнодорожные пути и сооружения неизменно являлись важнейшей целью и мишенью для противника, а для наших войск находились в зоне особого внимания. Крупные железнодорожные узлы и станции неизбежно становились полем упорных и ожесточённых боёв во время Великой Отечественной войны. 

Летом 1941 года 109-й полк Василия Ильича действовал на территории Эстонии.

Управление охраны войскового тыла 8-й армии, в полосе обороны и оперативном подчинении которой находился 109-й полк, 28 июля 1941 года в адрес начальника штаба армии сообщало: «Во исполнение вашего приказа 109 ж.д. полк НКВД принял под охрану ж.д. и грунтовые участки (дороги) с искусственными сооружениями по направлению Тапа — Таллин, Таллин — Нарва, Раквере — Авинурме, Раквере — Пайде и Таллин — Хапсалу. Подразделениям, охраняемым искусственные сооружения, отдан приказ по охране телефонной связи и проверке документов и грузов у всех лиц, следующих через эти пункты». 

В Таллине, где 109-й полк дислоцировался ранее, была оставлена одна рота полка, вошедшая в состав оборонявшего город гарнизона и впоследствии эвакуированная в Кронштадт на судах Краснознамённого Балтийского флота в ходе трагического Таллинского перехода.

31 июля 1941 года противник, развивая наступление на северо-восток Эстонии к городу Раквере, прорвался к станции Тамсалу. Наши войска, занимавшие оборону в этом районе, сдерживая противника, с боями были вынуждены отходить на север к городу Тапа. 109-й полк Василия Ильича действовал при этом в составе сводного отряда, в который, помимо него, вошли роты морской пехоты, строительного батальона и стрелкового полка — бойцы разрозненных подразделений, остававшиеся в строю. Оборону города Тапа возглавил командир 109-го полка. К артиллерийским обстрелам Тапы, повлекшим жертвы среди бойцов полка, противник приступил 1 августа и в результате упорных боёв 4 августа занял город, а наши части, уцелевшие в боях, продолжили отступать на север. 5 августа сводный отряд, в составе которого из 109-го полка оставалось 160 человек, вёл тяжёлые бои в районе мызы Колу и к исходу дня отошёл севернее в район деревни Вийтна. 7 августа противник занял Раквере и вышел к районе города Кунда к берегу Финского залива, расчленив войска оборонявшейся в Эстонии 8-й армии. 

Согласно документам по учёту безвозвратных потерь Василий Ильич, как и многие его боевые товарищи, «5 августа 1941 года пропал без вести после боя у станции Тамсалу». Однако согласно боевым документам, как указано выше, подразделения 109-го полка Василия Ильича к 5 августа уже отошли с боями севернее, оставив не только станцию Тамсалу, занятую противником 31 июля, но и Тапу, захваченную им 4 августа. Если Василий Ильич пропал без вести в районе Тамсалу, то это произошло, вероятнее всего, около 31 июля; если он пропал без вести 5 августа, то, вероятнее всего, это случилось в нескольких десятках километров севернее Тамсалу. Данных о том, что бои в районе Тамсалу продолжались после его занятия противником, то есть в первые дни августа, нет.   

Необходимо помнить, что неверно считать всех военнослужащих, которые учтены как пропавшие без вести, погибшими в бою: они могли быть пленены противником и впоследствии погибнуть в плену. Более того, нередки случаи, когда даже учтённые как убитые в бою в действительности были захвачены в плен и впоследствии погибли как военнопленные. При этом важно отметить, что не все советские военнопленные были документально учтены: учтены были только те из них, кто дожил до поступления в лагерь, где этот учёт вёлся. Многие погибли на пути в лагерь от жажды, голода, холода, неоказания медицинской помощи, пуль и побоев конвоиров: в пунктах сбора, на изнурительных пеших «маршах смерти», во время многодневных перевозок в открытых железнодорожных вагонах в зимнюю стужу и наглухо закрытых крытых вагонах в летнюю жару. 

К сожалению, мы можем только предполагать, какой могла быть безусловно трагическая судьба пропавшего без вести, не вернувшегося с фронта: был ли он убит, умер ли от полученных ран, попал ли в плен...    

Извещение по форме № 4 в отношении Василия Ильича, более известное по своему страшному обиходному названию «похоронка», было выписано 7 апреля 1945 года в адрес его жены, проживавшей к этому времени в деревне Залучье Залучьенского сельского поселения Осташковского района. 

Василий Ильич увековечен в Книге памяти Тверской области как уроженец деревни Заборки и Книге памяти пограничников, погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., как военнослужащий войск НКВД. 

Сегодня он увековечен и в родной деревне.

Регион Тверская область
Воинское звание красноармеец
Населенный пункт: Осташков
Воинская специальность стрелок
Место рождения деревня Заборки Павлиховской волости Осташковского уезда Тверской губернии
Годы службы 1941
Дата рождения 26.07.1907

Боевой путь

Место призыва Московский районный военкомат Ленинграда
Дата призыва 23.06.1941
Боевое подразделение 109-й полк 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений
Принимал участие Оборонительная операция в Эстонии

Документы

Именной список № 3 безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений с 28 июля по 8 августа 1941 года (фрагмент)

Именной список № 3 безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений с 28 июля по 8 августа 1941 года (фрагмент)

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: