Алексей
Николаевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Филиппов Алексей Николаевич (1904-1983) с 1938 года работал преподавателем кафедры всеобщей истории Ярославского Государственного педагогического института. В октябре 1941 года был переведен на должность исполняющего обязанности заместителя директора по научно-учебной работе, а затем призван на фронт, но в феврале 1942 года отозван и назначен секретарем Ярославского обкома ВКП(б). Являлся бойцом истребительного батальона Сталинградского района города Ярославля с 22 августа 1941 года.
Ярославль готовился к обороне, осенью 1941 года немецкие войска вплотную приближались к Москве. Совет труда и обороны города принял решение создать на подступах к Ярославлю оборонительный пояс. Линия обороны должна была пройти от Углича к Рыбинску, далее до Костромы и по Волге в другие области.
В 1943 году Филиппов Алексей Николаевич был переведен на работу в Тамбовский обком ВКП(б), а в начале 1945 года в Москву для работы во Всесоюзном комитете по радиовещанию, в отдел зарубежного вещания.
Воспоминания
Ярославский Государственный Педагогический Институт в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием и суровой школой для народа.
Институт с 22 июня 1941 года перешел на режим военного времени. Занятия были временно прекращены. Началась подготовка к отражению воздушных ударов. Развернулась работа местного отряда противовоздушной обороны. Были созданы посты МПВО в учебных корпусах, в подвальных помещениях были устроены бомбоубежища, на чердаках поставлены бочки с водой, песком, щипцы для изъятия бомб и зажигалок, установлена сирена воздушной тревоги.
В начале июля состоялось общегородское учение отрядов МПВО. В институте шли занятия по боевой подготовке на тему “Практическая работа в очагах поражения”. Напряженным стал осенний период 1941 года, когда разгорелись бои на всех направлениях, ведущих к Москве. В связи со сдачей Калинина (Твери) и сложной обстановкой на южном фланге обороны Москвы возникла реальная угроза прорыва противника в Ярославскую область. Ярославль стал прифронтовым городом.
Ярославская область в 1941-1942 году.
В 1941 году экономика Ярославской области активно перестраивалась на военные рельсы. Особенно важная роль отводилась Рыбинскому моторостроительному заводу, был совершен переход на производство новых моторов М-105 для военных самолетов Як и Пе, летом 1941 года завод производил по 45 моторов в сутки.
ЯЭМЗ перешел на производство осколочно-фугасных снарядов и стартеров для танков Т-34. Ярославский тормозной завод стал выпускать взрыватели, Красный маяк - патроны, на Рыбинском заводе типографских машин стали производить минометы.
К осени 1941 г. линия фронта подошла на 50 км к границам области. Возникла угроза обхода Москвы через Ярославль. Поэтому 15 октября 1941 г. к Сталину были вызваны 1-й секретарь Ярославского обкома Н.С. Патоличев, секретари Ярославского, Рыбинского и Костромского горкомов ВКП (б), где им был дан приказ во что бы то ни стало удержать линию «Рыбинское море – Ярославль». По всей области начались работы по созданию укреплений общей протяженностью 1900 км., на которых было задействовано до 250 тысяч человек.
С октября 1941 г. начались постоянные авианалеты на крупнейшие промышленные центры области – Ярославль и Рыбинск. Всего за 1941-1943 годы фашистской авиацией было совершено 240 таких бомбардировок.
В первые месяцы войны активно велась эвакуация предприятий. Причем часть их прибывала в Ярославскую область с западных территорий (из Украины, Ленинградской и Калининской области), в то же время на восток отправлялись наиболее крупные ярославские заводы. Так, Рыбинский авиамоторный завод за 10 дней был полностью разобран и отправлен в Уфу (где позднее и остался навсегда), а через несколько дней его опустевшая территория была подвергнута бомбардировке вражеской авиации. Всего на восток было отправлено более 5000 тысяч вагонов с оборудованием ярославских заводов, вместе с ними проследовало более 30 тысяч рабочих этих предприятий.
Оставшиеся предприятия практически полностью перешли на выпуск военной продукции: все машиностроительные заводы области выпускали минометы, ярославский автозавод освоил выпуск артиллерийских тягачей и пистолето-пулеметов Шпагина (ППШ).
На территории Ярославской области действовало 93 эвакгоспиталя (в основном размещались в зданиях школ), через которые прошло почти 400 тысяч раненных солдат. В Ярославль и другие города области было эвакуировано около 100 тысяч детей из блокадного Ленинграда. Для них были созданы специальные детдома.
Тамбовская область в 1943-1945 году.
Налёты немецкой авиации на территорию Тамбовской области начались с августа 1941 года и усилились с октября, достигнув пика летом 1942 года. Бомбовым ударам в 1941-1943 гг. регулярно подвергались крупные промышленные центры и железнодорожные узлы области: Тамбов, Мичуринск, Котовск, Кочетовка, – где были созданы пункты противовоздушной обороны, оборудованы бомбоубежища, из числа горожан сформированы пожарные роты. Охрану объектов области от авиаударов противника до ноября 1943 года осуществлял и сформированный в Мичуринске 11-й зенитно-пулемётный полк. От действий немецкой авиации пострадали городские кварталы Тамбова, Мичуринска и Котовска. Основные усилия противника были направлены на парализацию работы Тамбовского порохового завода № 204, крупнейшего в прифронтовой полосе и железнодорожного узла на станции Кочетовка. имевшего стратегическое значение.
И. А. Волков — первый секретарь Тамбовского обкома ВКП (б) в 1942-1951 гг., стал председателем Тамбовского городского комитета обороны в 1942-1943 гг.
Прифронтовое положение Тамбовской области способствовало её превращению в крупную госпитальную базу страны, во время войны в области размещалось в общей сложности свыше 250 госпиталей.
Руководству Тамбовской области пришлось решать сложную задачу по размещению на территории края эвакуированных и беженцев, устройству сирот, поддержанию семей фронтовиков. Активное участие в этом приняла местная общественность (сбор тёплых вещей, ремонт помещений детских домов и интернатов, заготовка топлива). В 1943-1944 гг. в области для сирот и детей фронтовиков было открыто 40 колхозных детских домов, которые находились на балансе колхозов. Всего за годы войны в области было открыто 148 детских домов более чем на 8000 мест. Получило распространение патронирование детей, оставшихся без родителей. С этой же целью в 1944 году в Тамбове было открыто суворовское военное училище.
Ассортимент военной продукции крупнейших предприятий области был разнообразен. На заводе «Ревтруд» изготавливались корпуса 122-м снарядов и снарядов для реактивных установок – «катюш», ротные 50-мм миномёты, спаренные зенитные установки, автоматы ппш, гранаты, противотанковые ежи, взрыватели для партизанских мин; на ТВРЗ – бронепоезда, санитарные и банно-прачечные поезда, корпуса 82-мм мин; на «Комсомольце» – миномёты, авиационные и морские приборы, оборудование для производства пенициллина, осуществлялся ремонт вооружения и боевой техники. Мичуринский паровозоремонтный завод, помимо ремонта и оснащения бронепоездов осуществлял выпуск аэродромного оборудования. Важное значение для фронта имел выпуск заводом имени В. И. Ленина поршневых колец к двигателям внутреннего сгорания. Крупнейшим в прифронтовой полосе производителем взрывчатых веществ являлся завод №204 в Котовске. Одним из крупнейших производителей шинельного сукна в стране во время войны была Арженская суконная фабрика. Высококачественный песок из тамбовских карьеров в годы войны поступал на Куйбышевский авиационный завод, являясь необходимым компонентом при изготовлении форм для отливки корпусов авиадвигателей.
Колоссальная нагрузка в период войны легла на тамбовских железнодорожников, главной задачей которых являлось бесперебойное обеспечение фронта воинскими грузами и людскими резервами.
Самым тяжёлым испытанием война стала для тамбовского крестьянства – основного поставщика для фронта и промышленности продовольствия и сырья.
Борьба с фашистским захватчиками потребовала максимального напряжения сил не только от действующей армии, но и тыла страны. На жителей Тамбовской области выпала немалая доля этой нагрузки.
История Российского Государственного Гуманитарного Университета (ранее Народный университет им. А.Л. Шанявского, Высшая партийная школа ЦК КПСС). Москва, Миусская площадь.
РГГУ – это довольно молодой ВУЗ, так как был сформирован в нынешнем виде только в 1991 году. При этом главный корпус университета был построен в 1912 году. История Российского государственного гуманитарного университета начиналась с Народного университета, в котором могли учиться все люди, независимо от сословия и образования.
Московский Городской Народный университет им. А.Л. Шанявского был вузом, подобных которому не существовало ни в России, ни за рубежом. 24 июля 1911 года на Миусской площади была совершена торжественная закладка здания нового университета.
Народный университет был задуман золотопромышленником, государственным и общественным деятелем, меценатом Альфонсом Леоновичем Шанявским в начале 1900-х гг. Образование народа Шанявский считал делом большой важности. В народном университете могли учиться люди вне зависимости от сословий, вероисповедания и национальности. Плата за обучение была минимальной. Занятия проводились вечером, и студенты могли сочетать их с работой.
В университете планировалось два отделения: академическое и научно-популярное. Научно-популярное давало образование в объеме средней школы, т.к. в университет приходили люди с разным уровнем подготовки. Академическое отделение давало высшее образование по естественно-историческим и общественно-философским дисциплинам.
Шанявский умер в 1905 г., так и не увидев воплощения своей мечты. Его дело продолжила жена Л.А. Шанявская и попечительский совет университета, который возглавил издатель и известный меценат М.В. Сабашников.
Лидия Шанявская с недюжинной энергией начала воплощать мечту своего мужа. Началась трехлетняя борьба за открытие университета, чему реакционные течения 1906-1908 гг. ставили всевозможные помехи. В этой борьбе, опять-таки, Лидия Алексеевна не щадила никаких усилий. Не обращая внимания ни на свои годы, а ей уже тогда шел седьмой десяток лет, ни на состояние своего здоровья. Несомненно, что, если бы не ее моральный авторитет, проект университета в июне 1908 г. был бы отклонен Государственным Советом.
Среди преподавателей университета были: химик А.Н. Реформатский, историк М.М. Ковалевский, биолог К.А. Тимирязев, химик Н.Д. Зелинский, естествоиспытатель В.И. Вернадский, экономист А.В. Чаянов, историк В.П. Волгин. Курс по истории Древнего Рима читал поэт, литературовед В.Я. Брюсов. В университете учились поэт Сергей Есенин, писательница Анастасия Цветаева, психолог Лев Выготский, биолог Николай Тимофеев-Ресовский, актер Александр Грузинский, поэт Николай Клюев и многие другие известные деятели науки и искусства.
Сейчас, обучаясь в РГГУ, студенты проходят по улице Чаянова, заходят в корпус Эйхенвальда, в музей им. Цветаева, общаются с однокурсниками из института психологии им. Выготского. Но многие и не знают кто были эти люди, и как они связаны с университетом.
В 1911 году местом для размещения нового здания Народного университета им. А.Л. Шанявского была выбрана юго-восточная часть Миусской площади.
Трехэтажный корпус с двумя боковыми ризалитами и четырехколонным портиком по центру выходил фасадом на Миусскую площадь. Здание было оформлено в модном тогда стиле модерн, но выдержано в строгой, лаконичной манере неоклассики.
Для определения архитектурного решения нового здания университета в 1909 г. Попечительским советом университета был объявлен конкурс на проект здания. Победителями конкурса были объявлены Шевяков и Ганешин, однако детальная разработка проекта университета была поручена физику А.А. Эйхенвальду. Фасады и интерьеры выполнил гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц. За высокохудожественное решение главного фасада, выполненного в неоклассическом стиле, И.А. Иванов-Шиц получил вторую премию и серебряную медаль в конкурсе-смотре городского Общественного Управления. В проектировании здания также участвовали инженеры В.Г. Шухов и А.Н. Соколов. Лепные работы были выполнены под руководством художника Ф.Ф. Конигседера.
В центральной части здания размещались парадный вестибюль и двусветная аудитория на 500 человек, перекрытая световым фонарем. Левое крыло в основном занимали помещения биологических и химических лабораторий.
К моменту открытия нового университетского здания была окончательно сформирована его структура. Два отделения – академическое и научно-популярное плюс курсы элементарных знаний для тех, кто не тянул по своему уровню обучение на основных отделениях. По окончании этих курсов слушатель либо продолжал свое образование в университете, либо начинал работать по приобретенной профессии – выпускники курсов легко находили себе место в области кооперативного, библиотечного, и прочих дел, а также в области местного самоуправления. Список лекционных циклов студент отбирал себе сам.
Именно здесь, в этих стенах, юный поэт Есенин слушал лекции по истории, литературе, философии, читал свои стихи преподавателям и сокурсникам.
В связи с началом Первой мировой войны дальнейшее строительство комплекса было приостановлено. Летом 1914 года университет оказывал помощь существующим военным госпиталям по инициативе общественных организаций.
После Октябрьской революции 1917 года университет был национализирован.
В 1919 - 1920 г. бывшее академическое отделение университета было объединено с факультетами МГУ, а научно-популяризаторское отделение вошло в состав Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова, который и занял здание на Миусской площади, затем там располагался его преемник - Высшая партийная школа при ЦК КПСС. В настоящее время - Российский государственный гуманитарный университет.
Название и структура учреждения поменялись быстро: в январе 1919 года курсы агитаторов и инструкторов при ВЦИК были преобразованы в Школу советской работы, а в июле того же года – в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. В.И. Ленин уделял большое внимание организации университета, разработал для него учебную программу, входил в состав лекторов по ряду предметов и проводил занятия по государственному праву РСФСР. Кроме того, он приезжал на выпускной вечер первого набора студентов, состоявшийся 24 октября 1919 года.
При университете работали: вечернее, воскресное, заочное отделения, лекторские курсы, аспирантура. Выступали с лекциями Я.М. Свердлов, А.М. Горький, М.И. Калинин, В.В. Куйбышев, А.В. Луначарский и др. Преподавали В.В. Адоратский, А.С. Бубнов, М.Ф. Владимирский-Буданов, М.Н. Покровский и др. За 10 лет работы университет окончили свыше 10 тысяч человек. В 1932 году университет реорганизован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет им. Я.М. Свердлова, в 1935 году преобразован в Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП(б).
Руководство Коммунистического университета сделало многое для того, чтобы расширить комплекс зданий. Если в годы Первой мировой войны строительство почти не велось, то в 1930-е к главному корпусу было присоединено правое крыло по улице Фадеева. Одновременно с расширением главного корпуса велось строительство общежитий университета.
В 1938 году университет преобразовывают в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. По своей направленности это заведение почти не отличалось от предыдущего. Приём в школу членов партии осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Дополнительным требованием к абитуриентам было наличие опыта партийной, советской, комсомольской, журналистской деятельности.
В конце 1940 – начале 1950-х гг. начался новый, завершающий этап в развитии университетского комплекса. Автором главного корпуса РГГУ по ул. Чаянова является архитектор К.С. Алабян. В создании проекта также принимали участие архитектор В.Я. Брыкин, инженер-конструктор А.И. Гохбаум. В 1953–1954 гг. был построен 6-этажный учебный корпус в северо-западной части квартала. Он включил ранее существовавшее центральное «конструктивистское» крыло.
Постановка новых объемов полностью замкнула периметр учебной части университетского комплекса, организовав сплошной фронт застройки по улице, замкнутое дворовое пространство, полную симметрию этой части комплекса. Таким образом, в плановой композиции учебных корпусов соединились «неоклассические» тенденции в архитектуре, принадлежащие разным временным периодам – началу и середине XX в.
Из всех организаций, пришедших на смену Народному университету им. Шанявского, Высшая партийная школа оказалось самой долгоживущей – почти 40 лет, с 1939 по 1978 год. За это время ВПШ окончило более 10 тысяч партийных и государственных работников, а более 14 тысяч прошло переподготовку.
В Высшей партийной школе значительно были расширены рамки дозволенной тогда информации. В библиотеке школы можно было читать американские и французские газеты и журналы, на полках стояли Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер, Фрейд, Черчилль, кроме того, по межбиблиотечному абонементу можно было получить копии всякого рода редких информационных источников, например, газету «Монд», считавшуюся органом Министерства иностранных дел, где давались довольно объективные статьи по политической линии, в то время как американские журналы и газеты уже тогда были тенденциозными, называвшими граждан СССР не иначе, как «красные». Французская печать давала трезвые, более объективные аналитические статьи о состоянии мира и нашей страны. Не все события, происходившие в СССР, находили место в нашей печати, и нередко в западной печати они освещались гораздо шире.
Помимо штатных преподавателей выступали приглашённые лекторы, среди которых были известные стране партийные и советские руководители, дипломаты, писатели, учёные, артисты, космонавты… Среди них секретарь ЦК КПСС Петр Поспелов, министр госбезопасности Владимир Семичастный, писатель Константин Федин, Вадим Кожевников, Константин Симонов, разведчик Рудольф Абель, космонавт Юрий Гагарин.
ВПШ объединившись с Академией общественных наук при ЦК КПСС, имела кафедры: истории КПСС, марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, политической экономии, партийного строительства, международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, советской экономики, экономики сельского хозяйства, государственного права и советского строительства, журналистики и литературы, русского языка, иностранных языков. Кафедры ВПШ наряду с учебно-методической вели научно-исследовательскую работу, разрабатывали программы, учебники и учебно-методические пособия. ВПШ принимала к защите диссертации на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук. На учёбу в ВПШ принимались члены партии с высшим образованием, имеющие партийный стаж не менее пяти лет. Также ВПШ оказывала помощь странам социализма в подготовке кадров для партийной и государственной работы, в школе обучались и зарубежные студенты.
ВПШ упоминается в знаменитой песне А. А. Галича «Право на отдых»:
Тишина на белом свете, тишина,
Я иду и размышляю, не спеша, —-
То ли стать мне президентом США,
То ли взять да окончить ВПШ!...—
К концу 1991 г. комплекс Академии общественных наук при ЦК КПСС и высших партийных школ в регионах оказался в ведении Администрации Президента Российской Федерации. На основе ВПШ была создана система подготовки и повышения квалификации кадров для федеральной государственной службы: образована Российская академия государственной службы и региональные академии государственной службы.
В 1991 г. здание бывшей Высшей партийной школы в Москве занимает Российский государственный гуманитарный университет. Университет был учрежден 27 марта 1991 года на базе Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) под руководством ректора Ю. Н. Афанасьева.
Историко-архивный институт размещался на территории бывшей Славяно-Греко-Латинской Академии на Никольской улице. Таким образом, новый университет в качестве основного занял историческое здание Народного университета Шанявского на Миусской площади, став преемником Высшей партийной школы. Здание Историко-архивного института на Никольской улице также стало равноправной частью территориальной структуры университета.
Российский государственный гуманитарный университет, продолжая традиции Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского, сегодня успешно реализует различные просветительские проекты. В 1996 году в Российском государственном гуманитарном университете получила развитие образовательная стратегия под названием «Образование средствами искусства» – так был создан Музейный центр. А в 1997 году музейная деятельность вуза получила дополнительный рывок благодаря открытию Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева.
В музее, ставшем отделом Музея им. А. С. Пушкина, семь залов с копиями памятников Египта, Азии, Древней Греции, Рима, Европы Средневековья и Ренессанса из известнейших музейных коллекций мира.
Созданию РГГУ предшествовала разработка идеи специального гуманитарного института, которую осуществил коллектив историков профессионалов МГИАИ. Замысел заключался в том, чтобы опереться на традиции российского гуманитарного знания, уходящие корнями во времена расцвета российской гуманитаристики второй половины XIX - начала XX века, разработать современное видение миссии университета на рубеже XX - XXI веков. Одним из аспектов которой в контексте современности стало стремление показать значимость изучения и преподавания гуманитарных наук в качестве одного из путей интеллектуализации общественного сознания.
РГГУ ведёт обучение студентов по различным гуманитарным образовательным программам, в том числе документоведение и архивоведение, международные отношения, востоковедение и африканистика, культурология, религиоведение, история, социология, политология, искусствоведение, менеджмент, экономика, философия, филология, психология, журналистика и многое другое.
В составе РГГУ действует 10 учебно-научных институтов: историко-архивный институт, институт экономики, управления и права, институт психологии им. Л. С. Выготского, институт масс-медиа, лингвистики, информационных наук и технологий безопасности, институт филологии и истории, восточных культур и античности, новых образовательных технологий и русская антропологическая школа.
На базе РГГУ в 1992 году были созданы философский и историко-филологический факультет. В дальнейшем на его базе был создан Институт филологии и истории. Институт высших гуманитарных исследований также был создан в 1992 году, а 2006 году ему было присвоено имя основателя, филолога и культуролога Елеазара Мелетинского. В 1992 году свою работу начинают экономический факультет, факультет теоретической и прикладной лингвистики, российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока, факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации архивных работников, «Архивная школа», Центр сравнительного изучения мировых религий РГГУ, а также издательство РГГУ.
В 1993–1994 годах открылись: факультет защиты информации; факультет информатики; отделения аудиовизуальных, научно-технических и экономических архивов. Изменилась концепция университетской библиотеки как информационного центра РГГУ. Была создана программа магистратуры. Через год был открыт институт восточных культур, который объединил изучение Востока, греческой и римской античности.
Институт экономики, управления и права начал работу в 1995 году. Он был создан на базе двух факультетов – Управления и Экономики. В 1999 г. на базе кафедры права был сформирован Юридический факультет. В 2011 году появилось еще одно структурное подразделение – Отделение международных отношений.
В 1995 году в РГГУ был создан Институт психологии им. Выготского, который исторически имеет сильную связь с Народным университетом Шанявского. Так как Лев Выготский учился на историко-филологическом факультете Народного университета. Именно его концепция легла в основу образовательных программ Института, а преподавателями стали ученики последователей известного ученого. Гита Львовна Выгодская (1925—2010) — психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник НИИ дефектологии, посвятила жизнь восстановлению наследия своего отца, её дочь — Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, работала профессором кафедры проектирующей психологии РГГУ.
Факультет истории, политологии и права появился в 1996 году на базе отделения истории и политологии. В основу концепции развития факультета был заложен принцип трансдисциплинарности, который заключается в исследовании предметов вне рамок традиционных научных дисциплин. Студенты получили возможность изучать политические, социально-коммуникативные и исторические аспекты современности.
Среди преподавателей Высшей школы пропагандистов имени Я.М. Свердлова на Миусской площади в Москве был Филиппов Алексей Николаевич (1904-1983). С сентября 1937 года по январь 1938 года он вел курс Всеобщей истории, закончив в 1935 году Московский Государственный Педагогический Институт по специальности: гражданская история.
В октябре 1938 года Филиппов Алексей Николаевич переехал из Москвы в Ярославль, где начал работать в Ярославском Государственном Педагогическом Институте на кафедре истории, где проработал до ноября 1942 года, далее был переведен на работу в Ярославский обком ВКП(б).
С апреля 1945 года по февраль 1948 года он работал заместителем председателя комитета по радиовещанию при СНК СССР по иностранному вещанию. Был направлен на учёбу в Академию общественных наук в 1947 году, которую окончил в 1951 году. После чего весной 1951г. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Реакционная политика Американской Федерации труда после второй мировой войны (1945-1948 гг).
В 1958 году Филиппов Алексей Николаевич зачислен старшим преподавателем кафедры истории международного рабочего национально-освободительного движения в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, далее являлся доцентом кафедры, заместителем руководителя кафедры по научно-исследовательской, издательской, учебной работе, проработав в ВШП до 1975 года.