Николай
Парфенович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Герои боёв — герои труда в памяти и сердце
Федотов Николай Парфёнович родился 14 декабря 1920
Два ордена «Ленина» и «Золотая Звезда Героя Социалистического Труда», орден «Отечественной войны II степени», медали «За оборону Москвы» и две медали «За боевые заслуги» с честью носил ветеран Уральского добровольческого танкового корпуса Федотов Николай Парфёнович. Тогда в его памяти, в его сердце эти награды Родины находились рядом, потому что и в бою и в труде он всегда честно выполнял свой патриотический долг перед Родиной.
Осенью сорок первого был призван в Красную Армию. В боях, помкомвзвода автоматчиков сержант Федотов Николай защищал Москву, битва под Москвой — самая масштабная во второй мировой войне.
Именно здесь, недалеко от столицы, крупнейшего в мире государства, хваленая гитлеровская армия, впервые потерпела серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом значительного поворота в ходе войны и истории. Окончательно был провален гитлеровский план «быстрой войны»; впервые был развеян миф о «непобедимости» гитлеровской армии.
Битва под Москвой включала в себя два периода: оборонительный — с 30 сентября по 5 декабря 1941 года (именно с 30 сентября немецкое командование начало реализацию плана "Тайфун"), и наступательный, который состоит из 2-х этапов: контрнаступление — с 6 декабря 1941 по 7 января 1942 гг., и общее наступление Советских Войск — с 8 января по 20 апреля 1942 года.
В апреле сорок второго Федотов Николай был ранен в ногу от вражеской гранаты под городом Юхнов, с ранением попал в один из Наро-Фоминских госпиталей. Войска Западного фронта в ожесточённых боях на Юхновском направлении освободили 263 населённых пункта, в том числе и город Юхнов.
Противник потерял 40 тысяч убитыми. Захвачено 43 танка, 285 орудий, 83 миномёта… Враг не отдавал без боя ни одного клочка Юхновской земли.
После излечения Федотов Николай работал на станции Синарская. Оттуда в очередной раз попросился добровольцем на фронт в самом начале формирования Уральского танкового корпуса. В составе роты ПТР Свердловской танковой бригады он участвовал в боях под Орлом и Брянском.
Это было в конце июля 1943 года.
Орловская группировка гитлеровцев, ощутив угрозу окружения, дралась с яростью смертельно раненного зверя. Но наступательного порыва нашей 4-й танковой армии, в составе которой сражались с врагом Уральские добровольцы, не в состоянии были сдержать ни глубоко эшелонированная оборона, построенная немцами за двадцать два месяца оккупации, ни сильно пересеченная местность со многими реками, ни тяжелые танки, самоходные орудия, шестиствольные минометы и противотанковые танкетки-торпеды, брошенные противником против частей нашей армии.
Правда, в первые недели продвижение было медленным, и бои в районах Борилово, Злыни, станции Шахово временами напоминали Федотову Николаю жестокие сражения под Москвой осенью 1941 года. Даже ему, закаленному, опытному фронтовику, приходилось трудно, что же говорить о добровольцах, впервые попавших в огненную бурю. Наши воины к тому же оказались лицом к лицу не только с немецкими танками старых образцов, но и с 55-тонными «тиграми», имевшими мощную броню и длинноствольную пушку.
В меткости своих бронебойщиков Федотов не сомневался. За четыре месяца боевой учебы на Урале и на подмосковном полигоне они приобрели отличные навыки. Но сумеют ли здесь, в огненном аду, подавить в себе естественный для молодого солдата страх перед неумолимой опасностью? Хватит ли нервов спокойно прицелиться и произвести выстрел из малоудобного бронебойного ружья по тяжелому танку, ведущему огонь начиненными смертью снарядами?
В первых боях бронебойщикам Федотова, можно сказать, везло: они сталкивались с пехотой, броневиками, танками. И хотя танки эти имели высокую скорость, зато их тонкий корпус бронебойные пули при точном попадании пробивали насквозь.
С «тиграми» судьба их столкнула в конце августа на подходе к линии железной дороги Брянск — Льгов.
Мотострелковая рота на автомашинах находилась на марше вместе с бронебойщиками («тридцатьчетверки» ушли вперед километров на восемь), когда из-за холма южнее дороги внезапно появились два «тигра», сопровождаемые автоматчиками. Двигаясь уступом и открыв пушечный огонь по колонне, «тигры» заходили ей во фланг: один направляясь в голову колонны, другой — в хвост. Спрыгнув с машин, наши стрелки бросились за своим командиром отрезать немецких автоматчиков от танков, а бронебойщики заняли позиции в кювете. Три расчета с командиром взвода — впереди, три с Федотовым — метрах в шестидесяти ниже по дороге.
Федотов лег между расчетами новичков, присланных накануне во взвод на место выбывших по ранению и убитых солдат. Слева — парень постарше сравнительно спокойно прилаживал ружье, а командир расчета справа, совсем молоденький и, должно быть, необстрелянный, побелел лицом, вскочил, тараща испуганные глаза на Федотова и боясь глядеть на приближающийся танк. «Бери автомат!.. — приказал ему Федотов — Ползи к стрелкам! Я тебя заменю!» — и, сунув свой автомат пареньку, лег вместо него за бронебойным ружьем, которое зарядил второй номер расчета.
А «тигр» уже находился метрах в девяноста от его позиции. Был бы глубокий окоп, можно было надеяться уберечься от снарядных осколков, а тут...
Видимо, опытные танкисты действовали в танке. Они не подставляли борт, двигались на позицию бронебойщиков прямо. А пули лобовую броню не пробивали. «Под башню бей!.. В гусеницу бей!..» — кричал Федотов и себе и расчетам, не видя, что на том месте, где лежал третий расчет, уже зияет огромная воронка от только, что разорвавшегося снаряда.
Он прикипел глазами к щели под башней, между ее нижней кромкой и корпусом, прицелился, но в миг выстрела танк качнулся на кочке, и пуля, угодив в башенный лист, отскочила. Грозно ревя мотором, «тигр» приближался к дорожной насыпи. Еще минута — и он искромсает гусеницами кювет, стальной тушей вдавит в землю бронебойщиков.
Но эта минута оказалась последней для «тигра». Чья пуля — Федотова или соседа — угодила в щель под башню и заклинила ее, а чья, порвав гусеничную ленту, остановила танк, — этого никто сказать не мог, да важно ли кто... Федотов увидел, как через люки застывшей вдруг машины стали выскакивать танкисты с автоматами, и тут же ощутил полоснувший по телу огонь...
Второе тяжелое ранение вывело Николая Парфёновича из воинского строя навсегда.
* * *
О том, как работал в послевоенные годы поездной диспетчер Николай Парфёнович Федотов, знают не одни курганцы. Труд коммуниста, ветерана войны, его творческие идеи были подхвачены новаторами всей великой Советской Железнодорожной Державы.
С 1949 года он работал диспетчером Макушинского участка Курганского отделения Южно-Уральской железной дороги.
Надо ли говорить о роли поездных диспетчеров, занимающих ключевые позиции в организации перевозок. От их мастерства в решающей степени зависят скорости движения, уровень передачи и оборот вагонов.
Когда страна готовилась встретить 50-ю годовщину Советской власти, Николай Парфёнович выступил в газете «Гудок» с письмом ко всем диспетчерам Советского Союза. Предложил повысить участковую скорость поездов на один километр в час по сравнению с плановой.
Предложению Федотова предшествовали глубокие раздумья, подсчеты, проба сил, советы с диспетчерами участка, машинистами, руководителями отделения.
На Макушинском участке движение очень насыщенно, и все же Федотов находил резервы. Ему удавалось, чаще прибегая к радиосвязи, своевременно информировать машинистов, какие поезда находятся впереди и позади них, рекомендовать им, какую держать скорость в том или другом случае, чтобы использовать даже самый незначительный интервал между поездами. Результат был отличный — за пять часов пропускали два поезда сверх графика. За восемь месяцев 1966 года, после того как по предложению Федотова была повышена скорость движения, по участку прошли дополнительно сотни поездов!
Бюро Курганского обкома КПСС рекомендовало распространить Федотовский метод среди работников железнодорожного транспорта области. Прошло немного времени, и многие диспетчеры магистрали стали применять этот метод, обогащая его своим опытом.
В конце шестидесятых годов по-новому работали уже все диспетчеры Курганского отделения. К столетию со дня рождения Владимира Ильича Ленина по предложению диспетчера Федотова газета «Гудок» начала перекличку диспетчеров всех железных дорог, как более рационально использовать локомотивы и вагоны, как изучать и применять передовой опыт.
Предложения новаторов были рассмотрены министерством и принесли пользу нашему транспорту.
В 1966 году Федотова Николая Парфёновича наградили орденом Ленина, а в мае 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана перевозок и повышение эффективности использования технических средств железнодорожного транспорта присвоили звание Героя Социалистического Труда.
— Это оценка не только моего труда, — говорил Николай Парфёнович, — а многих и многих моих товарищей и учителей, командиров и политработников Советской Армии, которые вырастили и закалили меня.
Награды Федотова Николая Парфёновича
Медаль «Золотая Звезда Героя Социалистического Труда» - Звание Героя Социалистического Труда являлось высшей степенью отличия СССР, как и Звание Героя Советского Союза.
Два ордена «Ленина» - Является высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом.
Орден «Отечественной войны II степени» - Награждению подлежали лица рядового и начальствующего состава, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Две медали «За боевые заслуги» - Учреждена для награждения за активное содействие успеху боевых действий и укрепление боевой готовности войск.
Медаль «За оборону Москвы» - Награждались все участники обороны Москвы.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - Вручалась: военнослужащим и лицам штатного вольнонаемного состава Красной Армии, ВМФ и войск НКВД, прослужившим не менее трех месяцев (для военнослужащих) и не менее шести месяцев (для вольнонаемного состава).
Медаль «За трудовое отличие» - Учреждена для награждения за ударный труд, достижение высоких показателей в работе.
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» - Награждались передовики производства СССР.
Медаль «Ветеран труда» - Учреждена для награждения трудящихся за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР.
Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - Награждались все военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - Награждались все военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - Награждались все военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» - Награждались маршалы, генералы, адмиралы, офицеры, а также старшины, сержанты, солдаты и матросы сверхсрочной службы.
Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР» - Награждались маршалы, генералы, адмиралы, офицеры, а также старшины, сержанты, солдаты и матросы сверхсрочной службы.
Медаль ВДНХ «За успехи в народном хозяйстве СССР»
Знак «Почетному железнодорожнику» - Рассматриваемая награда была учреждена в качестве признания заслуг наиболее отличившихся работников железнодорожной отрасли.
Имелись и еще награды связанные с трудовой деятельностью Федотова Николая Парфёновича: знаки отличая, наградные часы.
Родился Федотов Николай Парфёнович 14 декабря 1920 года в рабочей семье в посёлке Варгаши, Варгашинского сельсовета Сычёвской волости Курганского уезда Челябинской губернии, сейчас административный центр Варгашинского района Курганской области. В семье у них было четверо детей систра и трое братьев Федотов Григорий Парфёнович, Федотов Евлампий Парфёнович и Федотов Николай Парфёнович. В последствие все братья ушли на фронт. Федотов Николай был младшим братом, ему было всего три года, когда они остались без родителей. Воспитывался маленький Федотов Николай у старшей сестры, а затем когда стал старше и у братьев. В 1936 году окончил семилетку и поступил учеником на телеграф при станции Каясан Южно-Уральской железной дороги. В 1940 году окончил Курганскую техническую железнодорожную школу бригадного ученичества (ШБУ), получил специальность дежурного по станции и работал на станциях Травяны и Синарская.
Жил Николай Парфёнович в городе Кургане.
На доме где жил Герой-Железнодорожник установлена мемориальная доска (г. Курган, ул. Красина, 94).
Федотов Николай Парфёнович скончался 11 июля 1986 года. Похоронен Герой в городе Кургане, на центральной алее Рябковского кладбища.
Имя Федотова Николая Парфёновича увековечено на Доске почета Курганских Железнодорожников.