
Яков
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед, Федосин Яков Федорович, родился 4 апреля 1917 года в дер. Починок Кырчанского района Кировской области. После окончания педагогического техникума в 1937 году, был направлен Кировским РВК в Военно-морское авиационно-техническое училище им. Молотова. По окончании училища ему было присвоено звание "Воентехник 2-го ранга" по специальности "авиатехник". Был направлен для дальнейшего прохождения военной службы в 5-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота. Полк был сформирован в апреле 1938 года на аэродроме Низино под Ленинградом. Начало службы в действующей авиации совпало с Финской кампанией 1939-1940 годов. Полк моего деда принимал непосредственное участие в боевых действиях.
С началом Великой Отечественной войны полк действовал на подступах к Ленинграду в интересах сухопутных войск, начиная с восточных районов Прибалтики, Псковской области. Вместе с тем, выполнял разведку в районе Нарва - Кингисепп - озеро Самро, так и разведку финских шхер от Выборгского залива. Со второй половины июля 1941 года вылетал с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, а ближе к середине сентября 1941 года был перебазирован в Ленинград. С этого времени полк действует на ближних подступах к Ленинграду и над Финским заливом, прикрывает Кронштадт, участвует в эвакуации Ханко. В декабре 1941 года в полном составе полк переключился на прикрытие Дороги Жизни.
В январе 1942 года приказом Наркома ВМФ №10 за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
В марте 1942 года моего деда перевели в 12-ю отдельную истребительную авиационную Краснознаменную эскадрилью ВВС ВМФ (аэродром Приютино), где он обслуживал самолеты И-16. Основными задачами эскадрильи были сопровождение штурмовиков, охрана флота и подступов к Ленинграду. В течение 1942 года эскадрилья неоднократно перебазировалась на другие аэродромы Ленинградского региона. К середине сентября 1942 года в эскадрилье оставалось только два исправных самолета. Командованием было принято решение о переводе группы летчиков и технического персонала эскадрильи в другие авиационные части.
В октябре 1942 года мой дед был назначен в 7-ю учебную авиационную эскадрилью (аэродром Пильна), которая впоследствии была переформирована в 1-й учебный авиационный полк. С января 1943 года по май того же года мой дед служил в 3-й отдельной буксировочной авиационной эскадрилье. К сожалению, ещё каких-либо сведений о 7-й уаэ и 3-й обукаэ я пока не нашел.
Закончил войну мой дед авиационным механиком в составе 10-го гвардейского истребительного авиационного Краснознаменного полка ВВС КБФ (10 гв. ИАП). Он был переведен в этот полк в мае 1943 года, а июле основная часть личного состава полка была направлена в тыл, на аэр. Новая Ладога, для переучивания на самолёты Ла-5. В то же время, около 10 самолётов И-153 из состава полка базировались на взлётной площадке о. Лавенсаари (вскоре были заменены самолётами Як-1). Кроме того, ещё не менее 20 самолётов И-15бис, И-153 и И-16 дислоцировались на аэр. Бычье Поле в Кронштадте. К осени 1943 года самолёты старых типов постепенно были заменены истребителями Ла-5. В начале октября 1943 года 10-й гв. ИАП, вооружённый самолётами Ла-5, перебазировался всем составом на аэродром Бычье Поле. В апреле 1944 года полк базировался на о. Лавенсаари.В июне 1944 года полк в составе 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (1 гв. ИАД) принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом за 12 суток непрерывных воздушных боёв потерь в самолётах и лётчиках не имел. По состоянию на 1 июля 1944 года, в полку имелось на вооружении 35 истребителей Ла-5. К ноябрю 1944 года их число увеличилось до 43 единиц. С начала 1945 года и вплоть до конца войны в Европе в составе полка числилось 40 самолётов Ла-5. С 1946 года 10-й гв. ИАП 1 гв. ИАД входил в состав ВВС Южно-Балтийского флота (4-го ВМФ), дислоцируясь на аэр. Хайлигенбайль (ныне — Мамоново). Вскоре после войны самолёты Ла-5 были списаны и полк перевооружился на истребители США Р-39 "Аэрокобра" (а позднее на Р-63 "Кингкобра").
Мой дед служил в морской авиации Балтийского флота до 1950 года. Затем его перевели на Тихоокеанский флот, а в январе 1952 года направили на Военно-морскую базу ТОФ в г. Порт-Артур. Авиаполк, где служил мой дед, располагался близ китайской дер. Тученцзы. В том же году его назначили на должность преподавателя 537 школы младших авиационных специалистов 589 минно-торпедной авиадивизии. Преподавательской деятельностью мой дед занимался до демобилизации в мае 1955 года. После увольнения с военной службы он вместе с семьей поселился в г. Ейске Краснодарского края. Построил дом, в котором выросли мой отец и сестра отца.
Боевой путь
Мой дед, Яков Федорович, участвовал в Финской кампании и Великой Отечественной войне. Он был авиационным техником, готовил самолеты к боевым вылетам. Его оружием были знания и умение применять эти знания в деле. Все, кто хоть немного знаком с авиацией, должны иметь представление о том, кто такие авиационные техники. Именно от этих малоизвестных людей зависел успех выполнения боевого задания летчиком, а зачастую и его жизнь. Подготовка самолета к боевому вылету была и остается одной из важнейших задач наземных служб. Именно на техническом персонале лежит ответственность за исправность всех узлов и агрегатов самолета. И пусть они не становились героями фронтовых сводок, но без них не смог бы подняться в небо ни один истребитель или бомбардировщик, и не было бы выдающихся воздушных схваток, из которых выходили победителями советские асы. На протяжении всех лет войны в любую погоду и днем, и ночью эти люди вносили свой вклад в общее дело победы над врагом.
Боевой путь моего деда: 1939 - март 1942 гг. - 5-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота; март 1942 - октябрь 1942 гг. - 12 отдельная авиационная эскадрилья ВВС КБФ; октябрь 1942 - январь 1943 гг. - 7 учебная авиационная эскадрилья ВВС КБФ; январь 1943 - май 1943 гг. - 3 отдельная буксировочная авиационная эскадрилья ВВС КБФ; май 1943 - июнь 1946 гг. - десятый гвардейский ИАП первой гвардейской ИАД ВВС Южно-Балтийского флота (4 ВМФ) .
После войны
После войны мой дед продолжил военную службу в различных воинских частях в основном на должностях авиационного технического персонала. В конце военной службы работал преподавателем в школе младших авиационных специалистов. После переезда в г. Ейск Краснодарского края в 1955 году, был принят на работу в авиаремонтные мастерские специалистом по авиационным двигателям, узлам и устройствам самолетов Ейского высшего военного авиационного училища летчиков им. Комарова.