Фёдоров Иван Евграфович
Фёдоров
Иван
Евграфович
Герой Советского Союза, полковник в отставке

История солдата

Фёдоров Иван Евграфович (23.02.1914 – 11.02.2011)

Родился в казацкой семье на хуторе Харьковка Каменского юрта Донецкого округа области Войска Донского. С 1918 года жил в Луганске. В 1921 - 1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году. В 1929 году Фёдоров работал слесарем-инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске, а после работы учился летать на планерах в Луганске в Лётно-планерной школе ОСОВИАХИМа и уже в сентябре 1929 года участвовал на VI Всесоюзных планёрных соревнованиях в Коктебеле (Крым). В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию. В том же году досрочно окончил 11-ую школу военных пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
С 31 мая 1937 по 28 января 1938 года капитан И. Е. Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Был пилотом самолёта И-16. Имел испанский паспорт на имя «Жан», а испанцы прозвали его Диабло Рохо - Красный дьявол. Совершил более 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника, из них 2 тараном. Испанцы за отчаянную храбрость наградили  Федорова высшей наградой республики - орденом "Лавры Мадрида". В СССР награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937 и 2.03.1938), медалью "XX лет РККА" (23.02.1938). 

Из воспоминаний друга Фёдорова Захарова Геннадия Фёдоровича:

-  В Химках его многие друзья звали Женей, как производное от его испанского «Жана». Иваном Евграфовичем его почти никто не звал. Однажды за столом у Фёдорова назвал его Женькой, все переглянулись а Чебуков, корреспондент одной из газет, говорит «всё правильно, правильно».Некоторые друзья-летчики звали его "ЖеняВаня"

После возвращения в СССР был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире. В 1939 году окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. Продолжил службу в должности командира 17-го истребительного авиационного полка в городе Великие Луки (Псковская область).
С лета 1940 года был лётчиком - испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16.

С ноября 1940 был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И. Е. Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика - испытателя С. Н. Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.
В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.

Стремление любой ценой попасть на фронт и с оружием в руках защищать свой народ заставило летчика-испытателя КБ Лавочкина Федорова пойти на преступление. В июле 1942 г. после получения очередного отказа на свои многочисленные заявления с просьбой направить его в действующую армию майор Федоров угнал на фронт опытный самолет КБ Лавочкина с опытными образцами вооружения. За это в то время полагался суд Военного трибунала и расстрел.

Из воспоминаний друга Фёдорова Захарова Геннадия Фёдоровича:

- Конечно, за такое деяние его могли и запросто расстрелять, но его защитил Громов Михаил Михайлович, в то время командующий 3-ей воздушной армией. У меня есть запись интервью с Попковым Виталием Ивановичем, генерал-лейтенантом авиации, дважды Героем Советского Союза, который, кстати, стал прообразом «Кузнечика» из фильма «В бой идут одни старики». Он рассказывал, что когда Фёдоров прилетел в их полк, он за первую неделю сбил 7 немецких самолётов, но ввиду того, что он ещё не был оформлен в части, то в его послужной список эти самолёты ему не зачислили. Фёдоров научил молодых лётчиков делать фигуры высшего пилотажа, в том числе и «королевский разворот». Попков говорил: «Я бы дал Фёдорову дважды, а то и трижды героя, за то, что он научил нас приёмам воздушного боя».

Иван Евграфович воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.

В июле - сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте. В сентябре - декабре 1942 года - командир 157-го истребительного авиационного полка  (Калининский фронт). В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В январе - апреле 1943 года - командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт). В апреле 1943 года - июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии  (Центральный и Белорусский фронты). С июня 1944 года - заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии  (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).
За время Великой Отечественной войны совершил … боевых вылетов, провёл около … воздушных боёв, в которых сбил … самолётов. Цифры, которые можно найти в Интернете здорово разнятся, но разве в цифрах дело!

С сентября 1945 года был старшим лётчиком - испытателем ОКБ-301, начальником которого был С. А. Лавочкин. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156, Ла-174ТК, Ла-176 и другие. Всего испытал 284 самолёта.

В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.

В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первым в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.

5 марта 1948 года лётчику - испытателю полковнику И. Е. Фёдорову за проведение испытаний и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из воспоминаний друга Фёдорова Захарова Геннадия Фёдоровича:

- Однажды при испытании Ла-174 на скорости 800 км в час самолёт попал во флаттер, правое крыло затрещало. Пришлось прыгать, но катапульты тогда ещё не было. Открыл фонарь, развернулся спиной к потоку, чтобы не сломать позвоночник, и стал вылезать из кабины. Но воздухом его прижало к самолёту, сорвало всю одежду со звездой Героя. Из последних сил оттолкнулся и только хвост промелькнул. При приземлении парашют зацепился за ель. Пришлось обрезать лямки. Выбрался на дорогу, позвонил Лавочкину. Через несколько дней Лавочкин выехал на место катастрофы издесь ему передали обрывок одежды со Звездой Героя который нашли двое ребят в лесу.

Фёдоров первым преодолел звуковой барьер при испытании Ла-176, но на его самолёте не было прибора, который смог бы зафиксировать эту скорость. После этого Фёдоровского полёта самолёт дооснастили таким прибором, но полетел другой пилот – капитан Соколовский Олег Викторович, который повторил Фёдоровское достижение.

В 1949 - 1950 годах Фёдоров И.Е. - лётчик - испытатель ОКБ-1. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов "140-Р". В 1950 - 1954 годах был лётчиком - испытателем Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, МиГ-15.

Из воспоминаний друга Фёдорова Захарова Геннадия Фёдоровича:

- На аэродроме в Жуковском был случай. При посадке в глиссаде, Фёдоров выпустил тормозные щитки, машину закрутило и она перевернулась вверх шасси, Иван Евграфович моментально сообразив, убрал щитки, машина по инерции ещё раз перевернулась на 180 градусов и Фёдоров удачно сел. Механики и присутствовавшие на аэродроме и знавшие Фёдорова, увидев такой «кульбит» решили, что Фёдоров опять чудит. Когда осмотрели самолёт, то оказалось, что у одного щитка лопнула тяга.

С марта 1954 года лётчик - испытатель 1-го класса полковник И. Е. Фёдоров - в запасе. Работал на различных должностях. В 1955-1956 гг. работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 – ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР, в 1960-1963- сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 г. работал в МИДе СССР.

В 2009 году с 95-летним юбилеем Ивана Евграфовича  поздравил Посол Испании в России Хуан Антонио Марк.

Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро-Фоминского района Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (четырежды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями и иностранными наградами.

 Из воспоминаний друга Фёдорова Захарова Геннадия Фёдоровича:

- Фёдоров был компанейским, что называется рубаха-парень. Он любил друзей. В быту не пил, не курил, но в компании с друзьями делал это с удовольствием. Помню отмечали в ресторане Ленинградского вокзала находку Звезду Героя. Назад едем на электричке, закурили в вагоне, Фёдоров тоже  «за компанию». Тут появляется кондуктор, ребята своё курево попрятали. А Фёдоров нет, продолжает. Кондуктор подходит и говорит: «За курение штраф». «Сколько». «Десять рублей». Фёдоров достает тридцатку  (тогда были в ходу такие купюры), отдаёт контролёру и говорит «Сдачи не надо, пока я доеду до Химкок, я ещё потом покурю».

Когда умерла его жена Анна Артемьевна он поставил на её могиле памятник, на котором рядом с портретом жены поместил и свой. Он говорил: «Я же лётчик-испытатель, со мной в любой момент может что-то случиться.»

Об Иване Евгафовиче с теплотой вспоминает Игнатьева Валентина Сергеевна. Она жила в одном с ним доме, детьми дружила с его приёмной дочкой.

- Это было после войны. У Ивана Евграфовича была машина, и он часто катал нас на ней вокруг дома.

 

О фёдорове И.Е.

http://oko-planet.su/politik/politikarm/61140-ivan-evgrafovich-fedorov-shtrafbatya.html

http://airaces.narod.ru/spane/fedorov.htm

http://www.peoples.ru/military/aviation/fedorov/history1.html

http://www.peoples.ru/military/aviation/fedorov/index.html

http://www.peoples.ru/military/aviation/fedorov/history.html

http://amlpageslubitel.mybb2.ru/viewtopic.php?t=1229

Регион Московская область
Воинское звание Герой Советского Союза, полковник в отставке
Населенный пункт: Химки

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: