Евгений
Иосифович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Федоренко Евгений Иосифович (Осипович) родился 12.06.1906, уроженец: Российская империя, Полтавская губерния, Роменский уезд, г. Ромны ( по др. документам - Золотоношский уезд, Чернобаевская волость, пос. Мосилки)/ Полтавская обл., Чернобаевский р-н, пос. Мосилки (г. Ромны). Из рабочих. Образование общее - среднее.
Женат, жена Федоренко Матильда Давыдовна, г. Мелекесс, ул. Мичуринская, д. 21.
Мать Федоренко Мария Людвиговна.
Боевой путь
В РККА с 1919 г., доброволец. Образование военное - ВТШ в 1928 г. Майор, командир корабля ТБ-7/Пе-8 432 ТБАП 81 АД ДД.
Проходил службу в Ейской военной школе морских летчиков и летчиков-наблюдателей им. Сталина (позднее - Ейское военно-морское училище) (1931-1938 гг.); на авиационном заводе № 22 им. С. П. Горбунова; в 6 отд. Упр. ВВС ВМФ; летчик-испытатель IV отд. ГУ ВВС ВМФ; 432 АВП 81 АВД. Капитан (пр. НКО № 01291 от 23.03.1936). Участвовал в испытаниях летающей лодки Ш-7.
Занимал должности:
- инструктор-летчик Ейской Военной школы морских летчиков и штурманов (пр. от 09.04.1931 № 0104);
- инструктор-летчик отряда боевых самолетов АЭ слепого самолетовождения ВШМЛ (пр. от 09.05.1935 № Н-00342);
- начальник штаба АЭ II ВШП (пр. от 08.02.1936 № Н-0572);
- ком. звена ВШМЛ и ЛН (пр. от 08.02.1936 № Н-0592);
- ком. отряда Морской бригады Военно-морского авиационного училища (пр. от 17.11.1937 № Н-01138);
- откомандировывается в распоряжение Упр. Северного морского пути при СНК СССР с оставлением в кадрах РККА в счет "тысячи" (пр. от 13.01.1938 № Н-021);
Прошел мед. освидетельствование в ИАМ ВВС КА (свидетельство о болезни № 224/1667 от 15.05.1941), выписан 15.05.1941.
Награжден орденом "Знак Почета" (Указ ПВС СССР от 03.05.1940)
Погиб при катастрофе самолета Пе-8 (ТБ-7) 432 ТБАП 81 АД ДД в г. Иваново 16.10.1941. Похоронен вместе с экипажем: СССР, РСФСР, Ивановская обл., Ивановский р-н, с. Богородское, кладбище. Могила не сохранилась.
Воспоминания
ТБ-7 № 4222 Катастрофа после взлета
АКТ
Комиссия, назначенная приказанием Заместителя командира 81 Авиадивизии - полковника ШЕВЕЛЕВА в составе: Предсетателя Полковника ЛЕБЕДЕВА и членов комиссии - в/инженера 3 ранга ПАНЮШКИНА, В/инженера 3 ранга АНУРОВА и ст.лейтенанта ЛИСАЧЕВА произвели осмотр места катастрофы самолета ТБ-7 № 4222.
Самолет № 4222 вылетел с Ковровского аэродрома на аэродром Иваново для выполнения боевого задания 14/Х-41 г.
СОСТАВ ЭКИПАЖА:
1.Командир корабля - майор ФЕДОРЕНКО Евгений Осипович,
2.Летчик - ст. лейтенант НАУМОВ.
3.Штурман корабля ст. лейтенант СОЛОВЬЕВ.
4.Ст/б/техн.в/тех.1 ранга КРОКС,
5.Механ. бортовой мл. в/техник КУЩ.
6.Стрелок-радист мл.сержант СОВЕТКИН.
7.Воздушный стрелок мл.сержант КОНДЫБАЕВ.
8 -»- -»- -»- -»- МИШИН.
9. -»- -»- -»- -»- МОЛОДАН.
10. -»- -»- -»- -»- ст.сержант МОРОЗ.
11. Воздушный стрелок в/тех.2 ранга КАЗАК. /по должнооти авиатехник/.
12. Воздушный стрелок ст.сержант КОКОРИН.
В течение 14 и 15 октября вылеты на задание не производились, самолет осматривался экипажем и производилась проба моторов.
При пробе моторов 16/Х с.г. на 1-м моторе отказали свечи /забросало маслом при прогреве/, последние бнли заменены и мотор стал работать нормально. Других дефектов на самолете не было.
Вылет на боевое задание с-та № 4222 производился в 19 час. 15 мин. 16/Х-41Г.
Взлет самолета прошел нормально, самолет набрал высоту около 50 мт., стал уклоняться вправо с небольшим снижением и на расстоянии 4-5 клм. от аэродрома при соприкосновении с земле с работающими моторами произошел взрыв бензиновых баков и подвешенных бомб.
Взорвавшимися бомбами самолет полностью уничтожен, экипаж погиб за исключением стрелка хвостовой башни ст. сержанта КОКОРИНА. Последний, после удара о землю самолета успел отбежать на 30 метров и получил лишь небольшое ранение.
По свидетельству наблюдавшими взлет летного состава и руководителей полетов, моторы работали весь период взлета до удара о землю нормально. Стрелок ст.сержант КОКОРИН также подтверждает это.
Наблюдавшими с земли отмечено форсирование моторов в последний момент снижения самолета.
По показанию ст. сержанта КОКОРИНА взлет произошел нормально, самолет набрал примерно около 30 мт., но затем стал медленно снижаться и с работающими моторами врезался в лес.
Осмотром места катастрофы установлено, что самолет шел без крена на высоте 8-6 метров по горизонту.
По высоте срубленных плоскостями деревьев видно, что после первого соприкосновения с деревьями самолет стал набирать высоту,
В 150 метрах от места взрыва обнаружена борозда, по характеру которой видно, что она проделана сорвавшееся или сброшенной 500 кгр бомбой.
На месте взрыва образовалась воронка глубинок около 5-ти метров, диаметром 8-10 метров. Не разорвавшихся бомб не обнаружено.
Самолет взрывом полностью уничтожен.
Вывод:
Комиссия считает, что причиной катастрофы могло послужить преждевременное закрытие щитков /закрылков/, которые летчик ФЕДОРЕНКО выпускал на 10-15°.
Закрытие щитков на небольшой высоте вызвало потерю высоты до земли и привело к катастрофе.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПОЛКОВНИК __________/ЛЕБЕДЕВ/.
ЧЛЕНЫ: В/ИНЖЕНЕР3 ранга: ____________________/ПАНЮШКИН/.
ЧЛЕНЫ: В/ИНЖЕНЕР3 ранга: ____________________/АНУРОВ/.
Фотографии
Из боевого донесения штаба 432 ТБАП 81 АД ДД о первом вылете на столицу Восточной Пруссии город Кенигсберг 28 августа 1941 г.
«Корабль № 4222, майор Федоренко — взлет 20 час 20 мин. В 00 час 30 мин, Н — 6800 м, на Кенигсберг сброшены бомбы ФАБ-250 (фугасная авиабомба — прим. авт.) 8 шт., по наблюдению экипажа сброшенные бомбы попали в цель. При подходе к цели от побережья моря и над целью ЗА (зенитная артиллерия — прим. авт.) вела интенсивный огонь по самолету. При обратном полете самолет обстреливался ЗА на участке 400 км от цели. Экипаж на заданный аэродром посадки — Елец не вышел, т. к. шел вслепую, а средства ЗОС (земного обеспечения самолетовождения — прим. авт.) не работали. Командир корабля принял решение продолжить полет на восток до рассвета. Вышли к г. Вольск, где восстановили ориентировку и в 6 час 10 мин произведена посадка на аэродроме Ульяновск».
Из боевого донесения штаба 432 ТБАП 81 АД ДД
«Самолет № 4222, командир корабля — майор Федоренко, в 01.40 10.10.41 с аэродрома подскока Иваново стартовал на бомбардирование жел. дор. узла Смоленск. В 5 час 00 мин с высоты 5100 метров на цель сброшены: ФАБ-250 — 8 шт., ФАБ-100 — 6 шт., ЗАБ-50 (зажигательная авиабомба — прим. авт.) — 6 шт. Бомбы сброшены прицельно сериями, в два захода. Экипаж наблюдал разрывы бомб на путях жел. дор. узла.
Противодействие ПВО: В районе цели ЗА среднего и малого калибра вела интенсивный огонь по самолету.Разрывы снарядов наблюдались на высоте 3000 — 3500 м. Работали до 10 прожекторов, из них один — мощный.
Метеоусловия: До цели — ясно. В районе цели — тонкая облачность 4-5 баллов.
После выполнения задания экипаж в 7 час 40 мин произвел посадку на аэродроме Ковров».