Евдокименко Павел Макарович
Евдокименко
Павел
Макарович
Полковник - инженер / Старший научный сотрудник отдела
6.01.1922 - 21.01.2016

История солдата

Мой отец, Евдокименко Павел Макарович,в 1939 г. окончил ср. школу им. Орджоникидзе в г. Часов-Яре, Артёмовского р-на, Донецкой (Сталинской) обл., Украина. В том же году поступил в Харьковский механико-машиностроительный (политехнический) институт. По окончании 1 курса, в октябре 1940 г. в г. Харькове был призван в Красную Армию и направлен в 144 гаубичный артиллерийский полк 80 СД, 37 СК, 6А,Киевского ВО (позднее -  Юго-Западный ФР).

С 22.06.1941 по 07.1941 в составе полка принимал участие в боях под г. Тернополем.

В 07.1941 направлен на учёбу в Яновскую военную школу авиамехаников. По окончании школы в 1942 г. откомандирован в 34 запасной авиаполк г. Ижевск.

Далее направлен в 704 ШАП на должность механика самолётов.

04.1942 - 12.1942  Калининский фр., 704 ШАП, механик самолётов (оборона Ленинграда).

12.1942 - 03.1943  Волховский фр., 704 ШАП, механик самолётов (оборона Ленинграда).

03.1943 - 03.1944 Западный ФР, 131 ГШАП, ст. механик авиаэскадрильи.

03.1944 - 07.1944  2 Укр. ФР, 131 ГШАП, 7 ГШАД, 2 ШАК РВГК ст. механик авиаэскадрильи (Ясско-Кишинёвская операция).

07.1944 направлен на учёбу в ВВИА им. Жуковского, которую окончил в 1951г.

В 1952 г. окончил академические артиллерийские курсы в ВИА им Дзержинского.

Службу окончил старшим научным сотрудником отдела в/ч 25516 в 1976 г., прослужив в Советской армии 36 лет.

В быту был всегда воздержан со спиртным, досуг проводил в семье, Всё время возился со мной и братом. Как человек мастеровой и инженер научил нас прекрасно управляться с различным инструментом и работать головой. Делали реально летающие модели самолётов, мастерили по дому.

А уж когда появились внуки - от них с мамой всегда их забирали со слезами.

Всегда придавал огромное значение занятиям спортом. До последней возможности делал зарядку и физические упражнения.

Регион Украина
Воинское звание Полковник - инженер
Населенный пункт: Харьков
Воинская специальность Старший научный сотрудник отдела
Место рождения с. Тимашево, Сакмарского р-на, Оренбургской обл.
Годы службы 1940 1976
Дата рождения 6.01.1922
Дата смерти 21.01.2016

Боевой путь

Место призыва Харьков
Дата призыва 10.1940
Боевое подразделение 144 ГАП, 80 СД, 37 СК, 6А, Ю-З ФР, 131 ГШАП, 7 ГШАД, 2 ШАК РВГК, 2 Укр. ФР.
Завершение боевого пути Румыния, р-н Ботошани
Принимал участие Обороне Ленинграда, Ясско-Кишинёвской операции
Госпитали -

Мой отец, Евдокименко Павел Макарович,в 1939 г. окончил ср. школу им. Орджоникидзе в г. Часов-Яре, Артёмовского р-на, Донецкой (Сталинской) обл., Украина. В том же году поступил в Харьковский механико-машиностроительный (политехнический) институт. По окончании 1 курса, в октябре 1940 г. в г. Харькове был призван в Красную Армию и направлен в 144 гаубичный артиллерийский полк 80 СД, 37 СК, 6А,Киевского ВО (позднее -  Юго-Западный ФР).

С 22.06.1941 по 07.1941 в составе полка принимал участие в боях под г. Тернополем.

В 07.1941 направлен на учёбу в Яновскую военную школу авиамехаников. По окончании школы в 1942 г. откомандирован в 34 запасной авиаполк г. Ижевск.

Далее направлен в 704 ШАП на должность механика самолётов.

04.1942 - 12.1942  Калининский фр., 704 ШАП, механик самолётов (оборона Ленинграда).

12.1942 - 03.1943  Волховский фр., 704 ШАП, механик самолётов (оборона Ленинграда).

03.1943 - 03.1944 Западный ФР, 131 ГШАП, ст. механик авиаэскадрильи.

03.1944 - 07.1944  2 Укр. ФР, 131 ГШАП, 7 ГШАД, 2 ШАК РВГК ст. механик авиаэскадрильи (Ясско-Кишинёвская операция).

07.1944 направлен на учёбу в ВВИА им. Жуковского, которую окончил в 1951г.

В 1952 г. окончил академические артиллерийские курсы в ВИА им Дзержинского.

Службу окончил старшим научным сотрудником отдела в/ч 25516 в 1976 г., прослужив в Советской армии 36 лет.

Воспоминания

Военные дороги. Воспоминания участника Великой Отечественной войны. (Евдокименко Павел Макарович. 06.01.1922 – 21.01.2016)

Закончили мы школу (1940 г., г. Часов-Яр, Артёмовского р-на, Донецкой обл.)– кто куда!
Я - в Харьковский механико-машиностроительный (потом – политехнический) на Каплуновской.



Нас в Харьковском механико-машиностроительном трое: Резник Н., Троян А. и я. Разбрелись по факультетам, перестали видеться.
Финляндская требовала молодежь и брали из института, кто старше 1922 г. – пошли наши Резник Н. и Троян А. Остался я один.
В середине года меня военкомат направляет в Борисо-Глебское летное училище – не прохожу, что-то в глазах нашли такое, что не позволяет мне быть летчиком. После такого вывода мне в военкомате говорят, чтобы далеко на каникулы не уезжал – вот готовится команда, где вы есть – в артиллерию в учебную батарею. Подучитесь немного, один курс закончите и заберем. С таким заявлением я ушел в институт.
Весь год я жил од этим гнетом, все время думал – как будет в этой группе, как сложатся взаимоотношения.
Наступили летние каникулы. Я поехал домой в Часов-Яр – есть такой город в Донбассе, шамотный город, где роют шамотную глину и готовят шамотный (огнеупорный) кирпич. Там мы устроились на работу – грузить шамот и песок. Тяжелая работа, но ничего, мы с ней справлялись.
И вот приехал опять в институт. Нас вызвали в военкомат и приказали готовиться к отправке. Указали, когда отправка.
В тот день мы все бритые явились в военкомат, оттуда нас на автомашинах повезли на вокзал. Привезли, выгрузили и повели в столовую. Суп пшенный, каша гречневая с мясом и компот. Спросили – кашу добавки? Добавили каши. Затем подняли всех и повели на вокзал. Подождали поезд и заполнили три вагона. Все веселые – поехали! Кто-то затянул песню, ее поддержали и вагон – запел. Так хорошо запели, что загремели аплодисменты и пошли другие песни до самого вечера.
Разгрузка была как обычно, затем заняли казарменное помещение, разместились, суточный наряд назначили и т.д. Представили командира батареи – Абрамов, командира взвода – Волошин, и всех остальных. Дали нам отдохнуть до 16.00.
В назначенное время – построение.
Построились. Взял слово командир роты старший лейтенант Абрамов. Начищенный, нахоленный – наверное сейчас только из парикмахерской. Стал говорить чеканно, будто книжку читает: чинно, благородно, как по букварю для малышей. Мы поняли, что сегодня будет час свободный, а затем «лошадиный час» – знакомство с лошадьми и младшим начальствующим составом.
Прозвучала команда – Разойдись! Разбежались – кто куда. В основном – в туалет, кто – закурить, а кто и помочиться был горазд.
Прошло минут 15, команда – Становись! Марш за мной в подвал. Запахло душем. Раздеваться и под душ – марш! Затем пошли переодеваться в форму. Стали не похожи друг на друга – все чужие, толкаются, не признаются. Кое-как разобрались в строю, вроде вокруг свои - присмотрись и всех узнаешь.
Что такое, что случилось? «Подъем!» сыграл сержант. Поднимайся – 15 минут и на зарядку «Становись». 0,5 часа зарядка. Затем – 0,5 часа туалет, затем осмотр 0,5 часа, позавтракав ступай на занятия.
Сегодня знакомство с лошадьми, это интересно. Каждому лошадка.
Место – стойло, сбруя – легкая и тяжелая, ведро, кнут и звонок. Один час занятия с лошадкой. Отзанимались, «Становись!» и в казарму, приготовиться к обеду, раздеться, помыть руки. Затем обед по команде, потом один час отдыха. После отдыха два часа занятия. Следующие 2 часа – самоподготовка, ужин, 1 час – личное время и сон. Дня нет. А завтра – все с начала, и так каждый день без изменений. Но изменения могут быть – занятия на свежем воздухе. Отдельные предметы требуют занятий на свежем воздухе, они нуждаются в больших площадях и в расписании это указано – практически занятия. Мы их любим, жаль, что их мало в расписании. Бывает так, что расписание молчит – совсем нет занятий – выходные и праздничные дни. Командование отдельными объявлениями сообщает: кино, театр или встреча с знаменитым человеком и т.д. А иногда в такие дни мы обходим поочередно все наши уголки и делаем замечания, где что не так лежит и поправляем все. А вечером командиры делают замечания, кому найдут нужным и, конечно, уж похвалят лучших. На этом выходной или праздничный день заканчивается. Командир или начальник пожелает добра на ночь и уходит. Несколько минут вся рать земная успокаивается и засыпает крепким сном.
Поднимайся! Скоро подъем! Нам надо немного раньше – до подъема у них! Мы их должны застать еще спящими. Согласен? Согласен. Пропуск – есть, пароль – есть, требование - имеется. Все, что необходимо – имеется? Да! Пошли на проходную.
- Пропуск?
Предъявляем пропуск и проходим. Где контора ихняя мы знаем. Нас должны уже ждать.
- Проходите, вас уже ждут.
Заходим, здороваемся. Предъявляем документы – все в порядке. Идем в парк. Нас подводят к трем отдельно стоящим ХТЗ.
- Смотрите, любуйтесь и принимайте.
Все осмотрели, проверили, готовы принимать.
- Заправка есть?
- Посмотрите, есть, полная.
- Вот сейчас подойдут трое наших молодцов и поедем.
- Пропуска, три, имеются? Хорошо. А вот и ваши хлопцы идут. Здорово!
- Здорово.
- Все нормально, в порядке. Трактора исправны, заправлены и готовы к передвижению.
- Садись, поехали!
- А мы пешком, пошли - напрямик. Мы раньше вас придем и будем еще вас ожидать.
Мы раньше прибыли домой. Присмотрели три места для тракторов. Все хорошо – готовы принимать.
Вот едут наши ребята – все трое ровненько, на одинаковом расстоянии друг от друга – молодцы! Проезжают нашу проходную и все трое одновременно за сигналили – молодцы!
Вся рота прибежала посмотреть мехтягу, которая не сегодня, а завтра возьмет на прицеп всю нашу большую и малую военную технику.
В первую очередь мехтехнику возьмут харьковчане – она им с руки, затем есть у нас работники, которые на гражданке на работе баранку держали в руках. Им в первую очередь дадут баранку, а потом, кого научат здесь и дадут право руководить баранкой, ну и некоторым другим, кто уверенно изучит трактор и будет отлично водить нашу технику.
Командование объявит конкурс на лучшее вождение трактора с прицепом и лучшим отдадут мехтягу.
Организовали три группы. Каждой группе дали по машине. Распределили по группам знающих трактора. Вторую половину дня – для тракторов. И начали занятия. Все с истории развития тракторостроения.
Все руководители придерживаются общей системы. Закончить бы обучение до мая месяца, и будет хорошо. Что-то и нас торопят, все на запад гонят. Начали уже полуоткрытое тащить. Комплекты – не комплекты, как будто бы металлолом. Не уж то землянки строить собираются?
Апрель месяц начался, погода хорошая. Нас все чаще выводят на полевые занятия, чаще заставляют рыть окопы, стоить землянку, приучают больше иметь дело с землей. Вот уже 25-е апреля, мехтяги нет, и, видно, не будет.
1-е Мая прошло как обычно. Нас поздравили, пионеры дали подарки, группа школьников спела и станцевала. Наши тоже спели, станцевали и вручили подарки школярам. Все прошло как всегда.
Май месяц был тяжелым. Нас трижды поднимали по тревоге ночью. Один раз был сделан «бросок» на три километра в глубь села с задачей найти срубчатый колодец и набрать из него воды. Задача была выполнена на отлично. Второй раз нужно было найти нашу группу, которая раньше ушла и спряталась в сарае у крестьян. Долго искали тот сарай, в конце концов нашли. Вот и в июне будем искать колодцы, сараи, наших ребят – интересно. И особенно интересно ночью – лошадка своего брата слышит издалека и подаст сигнал. Прислушайся к лошадке – и она тебя на путь истинный скоро направит, или наоборот – уведет куда-нибудь за ложной целью. Берегись солдат, не давай лошадке спутать свою с какой-нибудь другой лошадкой.



В о й н а



Много разных фокусов придумывали офицеры, чтобы развлечь подчиненных. Бывало затащат свою подчиненную лошадку в казарму к кому-то – попробуй найди ее – ужас! Попробуй найди, пока догадаешься – умрешь в поисках!
Но июнь наступает. Скоро половина, затем и конец. Вот за половиной месяца вторая половина началась.
В ночь с 21 на 22 июня моя батарея 144 гаубичного артиллерийского полка, на смешанной механизированной и конной тяге совершает марш по Львовскому шоссе.
Пройдены многие километры, пересечены мосты и броды, позади города и сёла, поля и лесные пристанища. Устали все и люди и кони, перегреты моторы тракторов и автомашин. Ещё час – два дороги до рассвета и очередной привал.
Небо чистое-чистое, мерцают звёзды огромные, яркие с синевой.
Командир! Жарким будет день! Донёсся сквозь гул моторов и шлёпание гусеничных траков голос заряжающего, Александра Фёдоровича Самчука, бывшего колхозника, за несколько дней до марша призванного в армию.
Да, кто-кто, а он, потомственный крестьянин, уроженец здешних мест – западных областей Украины, не ошибётся…
И вспомнилось, как первые дни рядовой Самчук частенько говорил о своём доме, семье, колхозе. Колхоз их молодой, всего лишь второй урожай заложил. Виды по всем приметам «дуже гарные» пророчил Самчук. Его земляки, заявлял он ещё не привыкли «до колгоспних достаткiв пicля злиднiв Захiдноi Украiни».
Светает. Вытянувшись цепочкой колонны батарей полка выезжают на возвышенность. Натужно заревели трактора, автомашины, похрапывали, фыркали от усталости лошади, последние силы напрягая поднимались люди.
Там, за горой, долгожданный лес и отдых в тенистой лесной прохладе.
И люди, и машины и лошади двигались в томительном ожидании отдыха. Ещё немного, цель близка…
И вдруг, как будто всё замерло, затихло, приостановилось.
Доносился издалека непонятный гул, всё нарастая, приближался. Не только мы, подумалось, в такую рань, в воскресный день на марше. И наши лётчики, наверное, уже не спят, штурмуют небо.
Но что это такоё? Армада самолётов в воздухе. В два яруса, на двух высотах.
Вот нижние, почти на бреющем летят вдоль колонны нашей и что-то тёмное отделяется от них и с воем летит вниз! И взрыв! Бомбят, обстреливают полк! За ними на шоссе огонь и клубы дыма! И движется всё к нам! Вот уже над нашей батареей самолёты не наших контуров, со свастикой – фашисты, юнкерсы!
Не верится глазам! Как так! Откуда? Почему?
Опять заход! Вокруг разрывы бомб, огонь пылает! В смятении люди, всё живое, кони ржут и бьются!
Вдогонку самолётам, запоздало стреляют из винтовок, автоматов.
«Не стреляйте!» - несётся голос незнакомый. «Как не стрелять? Они бомбят, фашисты?!».
«Не стрелять, не стре..» - затих прервался голос, не стало замполита, осколком бомбы был убит!
Так началась война на одном из участков Западного фронта.
Долго ждали привала, отдыха, но стало не до них!
Многие из наших, так их и не дождались! Погибли Родины сыны, отчизну защищая в смертельной схватке!
Примерно через час, с ранениями и смертями, вошли мы в лес. Ндолго были там, лишь перестроили ряды и сразу вперёд, к границе путь лежит.
В пути поступила команда «Выброшен немецкий десант! Немедленно обезвредить!»
От нашей батареи, как и от всех других, был выделен наряд в отряд по уничтожению десанта.
Был окружён район, где приземлились фашисты, и начали смыкать кольцо, прочёсывая лес и поле кукурузное. Идёт стрельба! Загнали диверсантов в терновник. Отстреливается враг! Один из них выскочил из кустов и с огнём на нашу цепь! Стрелять бы нашим, да убить фашиста, но они молча идут ему навстречу. Диверсант бежит на Самчука, стреляет из пистолета. Самчук идёт с винтовкою в руках. Мы следим за ним, кричим: «На мушку его, стреляй!». Наш рядовой идёт, фашист бежит к нему. Вот грянул выстрел и падает Самчук. Кто ближе – все к нему, другие на фашиста. Ему деваться некуда, всадил в себя пулю и упал согнувшись.
Мы подбежали к Самчуку. Жив наш солдат, хотя и серьёзно ранен. Мы разом: «Ты что же не стрелял?! Дождался пока он в тебя попал?!»
«Не мiг я в живу людину, хiба так можно» - слабым голосом ответил солдат.
Да мы не питали вражды и ненависти к людям и в те дни ещё не знали, что фашисты – звери, а не люди.
Нам нужно было воспитать не свойственное нам чувство ненависти. Для этого потребовалось время, в течение которого своими чудовищными злодеяниями все гитлеровцы заслужили одного: «Смерть немецким оккупантам!»
Да, не ошибся наш солдат. Жарким выдался день 22 июня. Не пришлось в тот год колхозу Самчука собрать второй свободный урожай.
Начальник собрал всех вместе и объявил, что война реальность и понимать ее надо как реальную вещь. Затем вынул из кармана листок и сказал:
- Граждане! Я передержал этот список, его надо было обнародовать раньше, но у меня не было времени. Мы отправляем семь человек к новому месту службы - среди них Евдокименко Павел Макарович – Нежинское авиационное техническое училище. Я его задержал дольше всех – прости меня, оно ближе всех и ты прибудешь в него раньше других. Счастливо тебе Павел Макарович окончить это училище и готовить самолеты для уничтожения фашистской нечисти. Счастливого пути!
Еще шесть человек проводил он таким образом и мы все хором ему и всему личному составу пожелали успешно служить нашей Родине и победить фашизм!



Путь в Котельнич



Семь человек отделились от большого коллектива военнослужащих и пошли каждый своей единственно «верной» дорогой. Куда?
Мне одному указано явиться в Нежинское авиационное. Оно здесь где-близко. Пошел! Павел Макарович Евдокименко. Не робей! Вперед!
Но где станция железной дороги – попробуй поищи!
Пошел!
Какая стация?
Все здесь разбито, одни развалины да обгорелые срубы домов и зданий.
Что было здесь? Кругом кирпич да битый камень.
Вот здесь вокзал когда-то был, а здесь постройки станционные и все другое.
Узнал, что поезда сейчас не ходят, разве какой-нибудь товарный пройдет.
Смотри, смотри – вон идет какой-то, остановит – нет?
А ты своим конвертом потрепай! Я вынул, потрепал, слышу тормоза «тут-тут» и поезд затормозил и остановился. Я бегом к машинисту, а он мне: «Лезай ко мне, тут тепло». Я залез к нему – действительно тепло и даже жарко.
- Ты что, разносящий что ли?
- Нет, я не почтовый. Я за себя несу письмо.
- Ах вон что. И что ты просишь у командира?
- Прошу в авиашколу.
- Ну это хорошо. А что – здесь школа?
- Да, в Нежине.
- А я не знал, что в Нежине летное училище, теперь буду знать.
Подъезжаем к Нежину.
- Готовься, счастливо, скорой победы!
- Спасибо!
Нежин бомбами потрепали «хорошо». Училище разбомбили в первую ночь. Его еще до начала войны начали переводить в другое место, подальше в глубь, куда-то в Котельнич.
Бедному училищу досталось от немцев. Его только начали демонтировать, а тут пришел немец и давай бомбить. Сейчас два человека всего мужиков – подбирают схемы и отдельные детали ищут. Все последнее подбирают – и на баржу. И теперь мы с ними – вниз по Днепру, до Днепропетровска.
Добрались до Днепропетровска – кругом развалины, да камень. Один мост разрушен, второй цел, а сколько машин стоит в очереди, переехать хотят на другую сторону – по очереди.
Нашу баржу поставили в 0,5 км от разгрузочной площадки.
Когда ее очередь подойдет!
Правда, наши начальники стараются пробиться вне очереди – посмотрим, как получится. Вот вроде бы пробились. Да, пропускают вперед – ползет наша баржа к погрузочному месту, вагоны подают, а сколько штук 2 или 3? Подали 2.
Но что-то наши начальники не согласны, спорят и добились своего – 3 вагона на училище пойдет!
Устроили цепочку передачи и пошла работа. Каждому досталось место – по полчаса и смена. Три-четыре смены потрудились как следует. Итак, мы к ужину готовы щи хлебать и двигаться со своим скарбом в путь – дорога длинная, как повезет.
Нас поставили хорошо – нам не долго придется стоять. Полтора часа мы простояли и нас прицепил длинный состав – 12, 13, 14 вагоны, но ничего – мы в составе поезда и будем мчаться на северо-восток 3-5 суток. Мы за эти дни почитаем газеты, послушаем радио, наших политиков, сыграем в шахматы и шашки, познакомимся друг с другом. Вот если бы запретили нас атаковать немецкими самолетам, или можно было нам вести огонь из вагонов по немецким самолетам, а так страшно очень.
Вот мы Куйбышев проехали – осталось немного ехать, скоро будет Котельнич Кировской области. Ребята уже готовятся к разгрузке: что, как да что за чем в каком порядке разгружать.
Ну, а вот Котельнич знаменитый. Куда он нас притащит, где местечко нам подыщет, где его найдут?
Ура, приехали! Местечко себе нашли, где все будем складировать. Где наше постоянное место, где летное поле, где ангары? Где самолеты ихние, где городок военный разместился? А может нам здесь сначала пообедать? Давайте сейчас пообедаем, а сон на завтра отнесем? Ну, как с обедом – сейчас или перебазируемся и потом обед? Обед – решили – обед! Работа обождет! А сколько времени? Полчаса, час? Час - ну пусть час. Решили – час. И так обед – один час, и все. Давай, ребята! Час!
Повар – через 15-20 минут похлебка зверская готова. Хорошо!
Обед прошел и за 2,5 часа ребята справились с погрузкой и разгрузкой школьного имущества. В 19.30 нам разрешили явиться к начальнику училища и доложить о своем прибытии в училище для зачисления в курсанты. Начальник училища рассказал нам перспективу обучения на Ил-2 и вероятность попасть в Ил-овские части в действующие войска.
Вас будут обучать не летать на Ил-ах, а учить эксплуатации этих машин – учить, как их готовить к полету, как готовить их стрелять и бомбить.
Это лучший самолет в настоящее время и его следует беречь как зеницу ока. Он гроза для пехоты и всякой военной техники.
Но сначала ознакомитесь с самолетом И-16, а затем будете изучать Ил-2. Времени мало, а изучить надо много, хорошо, досконально – знать назубок. Мы дадим основы авиации, эксплуатацию авиации и вооружение в общих чертах, а вы изучайте каждый свой самолет.



И – 16



Начальник училища нам рассказал основные особенности И-16 и Ил-2. Ильюшинский самолет бронированный, с убирающимся шасси, винтом с переменным шагом. В И-16 ничего такого нет. И-16 имеет хлопчатобумажную обшивку, легкую, сам легкий, старый, но пригодный для изучения авиации, ее первых образцов и находок.
И-16 – легкий самолет, его два человека могут свободно перекатывать с места на место. Это очень важно, да и летчику легко управлять такой машиной.
Мы, технари, сидя на площадке И-16, уже полюбили Ил-2 как хорошую машину.
Нам осталось 15 дней еще доучивать И-16 и мы уже готовы на Ил-2.
Начальник училища много хорошего говорил о Ил-2, так что мы готовы были пересесть на штурмовик.
Вот прошла команда приготовиться к перелету на аэродром Ил-2, приготовить все имущество, которое берм с собой. Каждый знал, какое имущество закреплено за ним и должен его проверить и поставить возле себя. За нами должны были приехать автобусы , мы их ждем к 11.00. Сейчас 10.00, а мы уже готовы к посадке. Выдана команда проверить всех и все. Идет проверка. У кого-то чего-то не хватает – где оно? Оказывается его забрали еще два дня тому и не возвратили и об этом знает взводный и старшина. Ну ладно, без этого одного поедете, у них найдете – не беда.
Вот автобусы – это к нам. Четыре автобуса, достаточно, конечно хватит. Какие длинные, эти захватят, только пыль пойдет из под колес. Захватят и повезут куда-то.
- Долго ехать?
- Да нет, 2.5 км по дороге, а затем немножко по грунтовке и все. Здесь кругом дороги, все объезжено – все дороги грунтовые.
- Погрузили?
- Погрузили!
- Садись, солдаты! Но, лошадки, поехали ……



И Л – 2



Приехали под Ижевск. Разгрузились у какого-то дома одноэтажного, у него было дополнительное строение. Нам сказали поселиться в одном месте дома, а имущество – в другом.
- Вам будет доставлен ужин, а сейчас располагайтесь в этой половине дома. Завтра быть готовыми к 9.00. Завтрак вам привезут к 8.00 – будьте готовы. Никуда не отлучаться, уходить никуда нельзя. Завтра вы узнаете своего командира эскадрильи, командира звена и личного командира экипажа. Возможно, вам достанется зам. По вооружению и приборист. Одним словом, вы получите весь экипаж или его часть. Всего доброго, до завтра, до свидания.
Итак, мы остались одни с надеждой завтра узнать всех. Отбой нам объявили в 22.00, подъем – в 7.00, завтрак – 8.00.
Нас всего 12 человек – это эскадрилья с запасом – 3 человека. Возможно, 3 взводных будет это хорошо. На каждый взвод по одному. Ну ладно, поделили своих по взводам – хватит делить. Давай готовиться ко сну, уже около 22 часов – пора уже и уснуть. Но сон чего-то не берет, и мать с отцом чего-то в голове тревожат и не дают спокойно уснуть. Спим! А вообще интересно, каким он будет – молодым или в годах лет под пятьдесят. Но такого не пошлют, вот двадцать пять – подойдет! Ну ладно, хватит, под тридцать подойдет? Подойдет. Спим.
Проснулись. 7.00.
- Немножко на зарядку, бегом! За мной, лентяи! 15 минут – и достаточно!
Помыться, а если еще и бриться, то как раз к 8.00 на завтрак, а там – к 9.00 только успеть к построению. Нам к 10.00 – быть у дома командира эскадрильи.
Мы пришли ровно к 10.00.
Они всей гурьбой вышли из дома командира эскадрильи и стали перед нами на дороге.
Командир эскадрильи скомандовал: «Здравствуйте, товарищи!». Мы им ответили: «Здравствуйте, товарищи!». И все рассмеялись.
Командир эскадрильи сказал: «Давайте знакомиться. А ну читай пары». Зачитали 12 пар. Все стали искать свои пары и давай обниматься, целоваться. Командир спросил:
- Все довольны?
- Все, все!
- Будем считать – как в церкве?
- Да, да! Все, все!
- Садитесь ближе друг к другу. Я начну говорить. Где противник? Где мы? Что нам надо делать? Как быть? Громить!
(У Комэска на уме – громить! А мы ведь далеки от этой возможности, мы еще не видели своего оружия. Когда Комэска нам вручит оружие и скажет: «Громить!», вот тогда действительно можно идти громить).
- Мы здесь должны пробыть 4-6 суток, пройти весь курс теории Ил-2. Затем пойдем знакомиться с материальной частью. И только потом – эксплуатация материальной части. В такой последовательности будем изучать Ил-2. Никаких записей не делать, все только на память. Ни с какими посторонними людьми разговора об Ил-2 не вести. Об Ил-2 можете разговаривать только друг с другом в абсолютном отсутствии посторонних лиц. Всегда помнить это и никогда не забывать!
«Пообедали?» - спросил Комэска стоящих кучкой механиков. «Пообедали.» - почти хором ответили механики.
- Ну как здесь кормят по сравнению с другими?
- Похлебка почти одинаковая, а второе здесь вкуснее. Здесь немножко больше и с овощами. - Да, с овощами на фронте хуже.
Как и обещано было, сейчас начнем по схемам да рисункам изучать материальную часть самолета Ил-2.
Сначала рассмотрели основные части самолета: винт, крылья, фюзеляж, мотор, кабина, шасси, хвостовое оперение.
- Товарищи! Назовите основные части самолета. Назвал – молодец.
И так повторили весь Ил-2 (по плакатам).
Завтра еще раз пройдемся по всей машине, как вчера, и затем рассмотрим те приборы, которые вчера не успели изучить. Изучим их и затем начнем повторять все изученные здесь приборы, а после завтра – поиски неисправностей в приборах и агрегатах и их устранение.
Поиски неисправностей в приборах и агрегатах вещь интересная и поучительная, а кто находит их – тот молодец. Завтра будут среди нас умельцы, которые сразу находят неисправности в приборах и агрегатах и их немедленно устраняют. Нам надо как-то таких товарищей поддержать, отметить их успехи в освоении материальной части. Или еще рано говорить об успехах – подождем первых результатов выполнения боевых заданий, и тогда можно будет кое-что сказать?. Подождем немного, а то можно насмешить. Смеха будет мало, но кривляния достаточно.
Изучаем материальную часть и как ею управлять. С летчиком никто нас не знакомил, мы пока чужие кроме Комэска. Завтра обещают познакомить с летчиками. Некоторые из механиков боятся своих летчиков, а некоторые ничего. Главное – знать дело, а остальное – наплевать. На этом день закончился.
Новое утро. Абсолютно все мужчины бреются, как будто бы на свидание к любимым, одели, что есть лучшее, нарядное-парадное. И после завтрака все задрав носы маячат возле манежа, как на выставке, понравиться хотят своим начальникам.
Смирно! Выходят из своего кубрика летчики. Все, как один, прилично одетые, бритые, с одеколончиком. Комэска останавливает их, спрашивает старшего: «Готовы?» «Готовы» - отвечает старший летчиков.
- Вон видите столбик? Вы станете возле него, а строй ваших - слева от вас, в одну шеренгу. Ваши партнеры – на расстоянии 10 м от вас, зеркально. Дай вам бог, всем такими вернуться назад.
Передал приказ для зачтения, а сам ушел в канцелярию. Приказ был зачитан, пары сходились и расходились по своим местам. Была дана команда: «Приготовиться к обеду. Разойдись!»
После обеда час отдыха, а затем опять занятия матчастью.
Сегодня последний день занимаемся материальной частью по картинкам да по отдельным узлам материальной части, завтра – натура, будем смотреть настоящие боевые машины. Каждый получит свою боевую машину и будет не любоваться на неё, а работать: где не смазано, где не подтянуто, где сильно затянуто, а надо слабее и т.д. Везде надо, чтобы было как раз хорошо подтянуто, и смазано.




На материальной части



Подъем, зарядка, умывание, завтрак, занятия на матчасти.
Прибыл автобус. Поехали на материальную часть.
Подъезжаем к ангару, заходим в ангар, стоят несколько двигателей. Возле них схемы, плакаты, проводка к двигателю и щиток самолетного типа с манометром и другими приборами, самолетное сидение, самолетный щиток управления – все вроде кабины, на полу педали – все, как у настоящего самолета.
Таких двигателей установлено несколько штук на приличном расстоянии друг от друга. Нас распределили по 1-2 человека на установку и давай учить.
Все инструкторы договорились с утра начать устно изучать работу двигателя, так и начали. На всех установках сначала инструкторы сами подробно рассказали работу двигателя, а затем начали описывать её обучающиеся. Получилось совсем неплохо – каждый довольно внятно произносил ответ и уверенно брался за детали двигателя. Все учащиеся показали приличные знания двигателя и смело можно допускать учащихся к управлению самолетом – но этого делать ни в коем случае нельзя!
А потом все 5 двигателей как начали работать – шум необыкновенный, но разговаривать легко.
С одним перерывом до обеда погоняли свои движки, да и сами устали – на обед с удовольствием пошли: перерыв – хорошо!
Пообедали – собрание: как быть дальше? И решили: кто хочет – занимается на своем двигателе, а кто не хочет – может идти в каптерку и прилечь. В каптерку никто не захотел - все к своему мотору, с инструктором большинство захотело поговорить. Так и решили.
После обеда все инструкторы решили занять ребят прогоном моторов на всех рубежах. Ребята согласились погонять двигатели на различных рубежах – от запуска до самого мощного форсажного рубежа. Но инструкторы ребята опытные, они больше спрашивали ребят, чем предоставляли возможность гонять двигатель на высоком рубеже. Но ничего, ребята нагонялись двигателем до «не хочу» и с удовольствием занимались вопросами сгорания горючего в камерах. Ребята еще завтра до обеда будут работать с двигателем самолета, а с обеда – планер самолета.
После обеда слушатели были свободно отпущены в ангаре для самостоятельного изучения самолета Ил-2. Инструкторы оставались в ангаре как консультанты по всем вопросам Ил-2. Завтрашний день будет завершающим в изучении механики самолета Ил-2 и они будут отпущены, как прошедшие курс обучения Ил-2 в г. Ижевске. Завтра им расскажут о планере Ил-2, покажут, где, что находится у самолета, как оно управляется, откуда подается команда, как эти механизмы управляют самолетом и как самолет выполняет все команды и послушно следует, куда ему велят.
Интересные устройства колёса самолёта (шасси). Они выпускаются, когда надо, поднимаются, когда надо, тормозятся, когда надо и отпускаются, когда надо. Послушные, но когда пробиваются – делаются неуправляемыми, плохими. Надо чтобы проводка к колесам была всегда исправна, тогда они работают безотказно. Задача механиков самолета Ил-2 следить за проводкой к колесам и никогда не допускать порывов в проводке.
На этом будет закончено ознакомление с планером самолета Ил-2. Самолет в целом изучен.



Контрольный полет



Кажется, совсем неожиданно, но наступает время контрольного полета. Что это значит? А это значит, что совершенно сухой самолет полностью заправляют горючим, водой, маслом, сжатым воздухом и всеми прочими материалами, которые могут быть применены самолетом в полете. Летчик должен знать все эти материалы и назвать их в любой момент, когда бы у него кто ни спрашивал. Наши летчики обязаны знать эту грамоту и никогда на это не попадаться.
Таким образом, летчику подается совершенно сухой самолет. Он контролирует сухость самолета, при летчике самолет заправляется всем этим добром, опечатывается бензин, масло, вода, воздух и прочее и самолет готов к контрольному полету. Летчик подписывает документы и тоже готов к контрольному полету. Дает руководителю полетов сигнал и руководитель полетов разрешает взлет. Летчик взлетает и выполняет задание. Выполнив задание, летчик в воздухе делает отметку в документах и самолет садится на аэродром в положенном для него месте. Летчик идет и докладывает руководителю полетами о выполнении задания, исправности материальной части и свои замечания по работе отдельных агрегатов и частей. Докладывает механику, как работал двигатель, какие недостатки имеют место в работе материальной части. Все механики эскадрильи суммируют недостатки в работе материальной части и докладывают по команде. Инженер эскадрильи собирает все за эскадрилью и материал направляет выше.



Участие боевых действиях
(Калининский, Волховский, Западный и 2-й Украинский фронты,
с 04.1942 г. по 07.1944 г.)



Пройдя боевую подготовку в г. Ижевске, эскадрилья боевых самолетов Ил-2 была направлена в действующий полк на Калининский фронт. В полку многие из прибывшего личного состава, и я в том числе, были переведены на службу в другие подразделения полка. А эскадрилья сразу получила боевое задание и начала его выполнять. Я больше ничего не знал об этой эскадрильи – только потом мне сообщили, что она полностью погибла в схватке с клятым врагом. Очень жалко ребят. Царство им небесное. Аминь!
За этой эскадрильей пошла вторая, третья и т.д. и до самого конца войны шли эскадрильи еще более мощных Ил-2, пока не разгромили врага. А сколько еще таких эскадрилий погибло?!
Я совершил 9 боевых вылетов стрелком-радистом.
Одноместный Ил-2 без заднего стрелка был незащищен в бою от истребителей противника сзади сбоку и сверху. Это приводило к достаточно большим потерям. Мы решили попробовать разместить в машине стрелка. Сначала летали на теплом моторном чехле с автоматом, затем приспособили турельную установку с пулеметом Дегтярева, а затем уже завод сам начал устанавливать штатную турельную установку с пулеметом.
Одного фрица я подбил. Он загорелся и пошел штопором вниз.



Дважды меня с летчиком нужда заставляла садиться с подбитыми колесами: один раз на лесной кустарник, а другой раз на вспаханную земляную полоску. Оба раза были перебиты тяговые трубчатые магистрали жидкости. К механизмам колес жидкость не доходила. Оба летчика приняли правильное решение, оба сели без колес – на брюхо!



Перелет



Ранней весной 1944 г. капитана Леваневского и меня, старшину, из г. Андриаполя командировали в г. Куйбышев на двухместном ПО-2. Командировка предназначалась для получения новых самолетов Ил-2 для полка. Вся документация была у капитана, при этом спрятана далеко.
Летели мы передавая друг другу руль. Я себя чувствовал все время хорошо, пока не прилетели и не сели в Куйбышеве.
Прилетели в г. Куйбышев, узнали, куда нам идти и пошли. Нас сопровождали какие-то два мужчины. Пришли к какому-то начальнику, он отобрал у нас документы, дал какие-то справки и отправил с этими двумя куда-то. Каждый из мужчин взял по одному из нас и повел на ночлег. Куда его – не знаю, а меня в одну семью к татарам. Я там прижился и отлично себя чувствовал (фото хозяина). С хозяином сходили в баньку и я чувствовал себя хорошо.



Мы получили четыре самолета, один из них – спарка, и прилетели в г. Харьков. Там устроили «бой» с местными самолетами, при этом я на спарке готовил самолет к бою и летал на нем, вел бой, чем заслужил одобрение, как умелый штурмовик.
Мы рано закончили работу и я успел к сеансу в клуб в кино. Там я договаривался с бабушками, у кого можно переночевать солдату, но не успел – пришли из комендатуры и забрали меня. Старшина, с медалью и еще что-то было у меня. Мне дали койку, я переспал ночь, а они наводили справки обо мне. Навели: перелетчик, фронтовик – отпустили. Я пришел на аэродром, а меня ждут четыре самолета готовые к вылету. Дали мне позавтракать и мы улетели на аэродром в Полтаву, к французам. Здесь я увидел, как выглядит тропа туалетная к французскому туалету, с песочком, и к советскому – замызганная. Драют французские тропу и туалет, наши солдатики!
Мы переночевали и улетели в Румынию – наши в то время уже были там. Нас приняли, как родных братьев. Самолеты сразу же были разобраны по звеньям – в каждое звено по одному самолету. Все самолеты были оборудованы местом для стрелка: пулемет Березина и турельная установка для стрелка-радиста – все, как надо!



Прибытие в Румынию
В начале весны мы с Леваневским и четырьмя Ил-2 прибыли в Румынию. Наши занимали какой-то барский маеток – дворец со многими строениями и барским хозяйством. Прибыли мы с группой летчиков и технарей. Нам нашли место жития и отдыха.
Меня сразу познакомили с полковником из ВВИА им. Жуковского и устроили нам встречу. Он спросил у меня, хочу ли я учиться в Жуковке. Я ему ответил, что хотел бы, и мы с ним разошлись, он уехал.
Мы готовилсь к Ясско-Кишеневской операции. Принимать участие в операции намеревались и Военно-воздушные силы Советских войск. Все готовились ударить по-настоящему, не жалея сил и возможностей. Время шло. Кончался июнь.
Вызывает меня командир нашего полка и спрашивает: «Ты хочешь учиться? Как смотришь на академию Жуковского?» «Положительно.» - отвечаю. «На» - и протягивает мне пакет, обнимает, целует и говорит: «Иди. Я дал указание все приготовить и пусть идет, он знает куда. Прощай. Жалко расставаться. Иди.»



И я пошел. Пошел учиться! Румыния – Молдова – Украина – Россия – Москва.
Я все боялся, что меня кто-нибудь подкараулит – и на фронт: «Куда учиться? Война идет!» Но мне никто такой не попался и я благополучно добрался до академии имени Жуковского.



Начало Конец Часть Фронт Должность Примечания
1939 г. Ср.школа им. Орджоникидзе, г. Часов-Яра, Артёмовского р-на, Донецкой обл.
01.09.1939 10.1940 Харьковский механико-машиностроительный институт студент
10.1940 07.1941 144ГАП, 80 СД, 6А Юго-Западный Фронт Командир орудия
07.1941 03.1942 Яновская военная школа авиамехаников
04.1942 12.1942 343 АП - 704ШАП Калининский фронт Механик самолётов
12.1942 03.1943 704ШАП Волховский фронт Механик самолётов 22.01.1943
«За отвагу»
03.1943 03.1944 131Гв.ШАП Западный фронт Ст. механик самолётов 10.10. 1943
«За оборону Ленинграда»
15.11.1943
«За боевые заслуги»
03.1944 07.1944 131Гв.ШАП 7Гв.ШАД 2-й Укр. Фронт Ст. механик самолётов
07.1944 ВВИА им. Жуковского 09.05.1945
«За победу над Германией»



Служил в Советской Армии до 1976 года и ушёл в запас в звании полковника, прослужив 36 лет.

Награды

Медаль "ЗА ОТВАГУ" №149707

Медаль "ЗА ОТВАГУ" №149707

ПРИКАЗ 704 штурмовому авиационному полку 232 ШАД 22.1.1943 № 1 м. Гремячево От имени Президиума Верховного Совета СССР НАГРАЖДАЮ Медалью "ЗА ОТВАГУ": 1. Механика авиационного 1-й АЭ ст. сержанта ЕВДОКИМЕНКО Павла Макаровича за то, что с 30 ноября 1942 г.обслуживая самолёт зам. командира АЭ полностью и в любое время обеспечивал готовность материальной части. За то, что своим личным примером показывает образцы самоотверженного труда, дисциплинированности и инициативы в работе.

Медаль "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"

Медаль "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"

Указом Президиума ВС СССР от 15.11.1943

Медаль "ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА"

Медаль "ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА"

Указом Президиума ВС СССР от 10.10. 1943

Медаль "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945"

Медаль "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945"

Указом Президиума ВС СССР от 09.05.1945

Орден "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА"  №149707

Орден "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" №149707

Указом Президиума ВС СССР от 30.12.56

Орден "ЗА  СЛУЖБУ РОДИНЕ В ВС СССР"  III ст.   №7315

Орден "ЗА СЛУЖБУ РОДИНЕ В ВС СССР" III ст. №7315

Указом Президиума ВС СССР от 30.04.75

Орден "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"   II cт.    №2398816

Орден "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" II cт. №2398816

Указом Президиума ВС СССР от 11.03.85

Фотографии

Февраль 1943 г. Фото фронтовой газеты из статьи о механике - стрелке штурмовой авиации

Февраль 1943 г. Фото фронтовой газеты из статьи о механике - стрелке штурмовой авиации

1976 г.

1976 г.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: