Есюнин Михаил Иванович
Есюнин
Михаил
Иванович
Ефрейтор / Разведчик артиллерийских и миномётных частей. Ст. разведчик.
14.10.1920 - 9.01.2003

История солдата

Мой дедушка, Есюнин Михаил Иванович, прошел Великую Отечественную Войну в составе 27 отдельного бронепоезда войск НКВД по охране железных дорог (сформирован из БЕПО 80 полка войск НКВД по ОЖД).

https://b-port.com/news/171648

Страницы истории: Бронепоезд 80-го полка войск НКВД

В первые дни войны бойцы бронепоезда занимались интенсивной, почти круглосуточной боевой подготовкой, оттачивали мастерство владения вверенным оружием и осваивали тактику его наиболее эффективного использования в предстоящих боях.

Великая Отечественная война застала личный состав бронепоезда 80-го полка войск НКВД на запасном железнодорожном пути станции Кандалакша в полной боевой готовности.

В первые дни войны бойцы бронепоезда занимались интенсивной, почти круглосуточной боевой подготовкой, оттачивали мастерство владения вверенным оружием и осваивали тактику его наиболее эффективного использования в предстоящих боях.

Война уже гремела на советской земле, но на Севере враг пока не начинал боевых действий. Немецко-финские войска нарушили государственную границу и перешли в наступление ранним утром 29 июня 1941 года. С первых же дней обстановка сложилась крайне напряженная.

Немецкие войска 36-го горноегерского корпуса, наступавшие на Кандалакшском направлении, имели четырехкратное превосходство в численности и военной технике. Потому, несмотря на героическое сопротивление наших солдат, сумели за три дня боев продвинуться на 50-60 км. Но вскоре были остановлены на рубеже в районе Кайралы, в 90 км от Кандалакши. На Мурманском направлении противник был остановлен на рубеже реки Западная Лица в 60 км от города.

Велись бои на Кестеньгском направлении, где войскам Советской армии противостояла сильная группировка вражеских финских войск: отряд «Сальвинен», дивизионная группа «И», второй батальон пехотного полка шестой пехотной дивизии и пограничная рота самокатчиков. Но противнику преградили путь воины 242-го стрелкового полка и 72-го пограничного отряда. 10 июля 1941 года на реке Софьянге продвижение врагов было приостановлено.

С этого момента начался этап, когда бронепоезду выпала возможность принять активное участие в боях на данном участке. Гитлеровцы, не добившись успеха на Мурманском и Кандалакшском направлениях, предприняли усилия с целью прорваться к Кировской железной дороге через Кестеньгу, в районе станции Лоухи. В конце июля 1941 года они начали перебрасывать сюда дивизию СС «Норд», перенацеливать бомбардировочную авиацию пятого воздушного флота, в связи с чем район станции Лоухи приобрел важное стратегическое значение.

Чекистами Особого отдела 14-й армии было получено сообщение от зафронтового разведчика о подготовке противником крупного десанта на моторных лодках через Топозеро для захвата Лоухи. Эти данные начальник Особого отдела полковник Н. Н. Клочев доложил командарму генерал-лейтенанту В. А. Фролову и предложил, учитывая, что у командования свободных резервов войск тогда не было, выбросить навстречу врагам роту пограничников из охраны Особого отдела армии. Это предложение было принято, отряд пво главе с заместителем начальника Особого отдела подполковником В. П. Пестуновым был направлен в Лоухи.

Противник, создав явное превосходство на Кестеньгском направлении, 31 июля возобновил здесь наступление. В упорных боях им была прорвана оборона 242-го стрелкового полка, форсирована река Софьянга и захвачен небольшой плацдарм глубиной три-четыре км.

Подтвердились данные зафронтового разведчика Особого отдела: в восьми-десяти км юго-западнее Кестеньги через Топозеро на моторных лодках переправился десантный батальон врагов. Для борьбы с ним были привлечены прибывший из Мурманска отряд чекистов-пограничников, подразделение под командованием старшего лейтенанта К. И. Типошенко, транспортная рота, Лоухский и Кестеньгский истребительный отряды и взвод 80-го полка войск НКВД под командой старшего лейтенанта Соколова. Враги были отброшен в лесной массив к Топозеру, но уничтожить его полностью не удалось.

Преодолевая атаки пехоты с использованием танков, при непрерывных бомбовых ударах авиации противника, поредевшие части 242-го стрелкового полка по приказу командования 14-й армии сначала отошли к Кестеньге, а затем, в ночь на 8 августа, оставили почти полностью сожженную Кестеньгу и отошли на рубеж реки Така (в пяти-шести км северо- восточнее Кестеньги).

Обстановка на этом направлении усложнялась и обострялась. Противник численностью до батальона 10 августа вышел к разъезду 34-й километр Кестеньгской ветки, занял высоты в 800 - 1 ООО метров западнее разъезда и создал реальную угрозу захвата артскладов, аэродрома и самой станции Лоухи.

В этой напряженной обстановке и вступил в непосредственные боевые действия бронепоезд 80-го полка. 11 августа начальник обороны тыла, член Военного совета 14-й армии интендант первого ранга Вронский ставит боевую задачу бронепоезду и резервному взводу 80-го полка войск НКВД уничтожить противника, вышедшего к разъезду 34-й километр. Личный состав бронепоезда давно рвался в бой и был готов вступить в единоборство с врагом.

11 августа в 9:00 в район действия бронепоезд прорвался за первый рубеж расположения противника и прямой наводкой артиллерийским и пулеметным огнем уничтожил ряд огневых точек фашистов. Ликвидировав живую силу врага, он дал возможность стрелковым частям закрепиться на выгодном рубеже. После атаки лейтенант В. К. Щипанов и бойцы спрыгнули с поезда и кинулись на врага. Они вернулись с трофеями: станковый и два ручных пулемета, 30 винтовок и четыре тысячи патронов. Двое красноармейцев вели пленного.

Бронепоезд вернулся к лесу. Пехотинцы улыбались, махали руками. Один высоко поднял каску на штыке винтовки. Еще пять раз появлялся бронепоезд. Он выгонял врага из леса. Красноармеец Есюнин стрелял с открытой платформы из немецкого пулемета немецкими патронами.

Командир бронепоезда старший лейтенант Черепанов прильнул к смотровой щели и давал короткие приказания. Белофинны били по бронепоезду из минометов, бронебойными пулями из пулеметов. Советская броня выдерживала. Только кое-где появились вмятины. Одна из пуль попала в амбразуру. Она задела комсорга бронепоезда сержанта Бовкуна, который остался в строю. Шесть фашистских самолетов решили уничтожить бронепоезд. Он был поврежден.

«Среди нас нет больных. Нам надо бронепоезд отремонтировать», - сказал врачу раненый старший лейтенант Черепанов.

В этих боях советским частям и подразделениям удалось нанести противнику существенный урон. В течение всей войны, враг здесь не продвинулся ни на шаг, хотя постоянно велись ожесточенные бои за Кировскую железную дорогу. Участвовал в них и бронепоезд 80-го полка НКВД. Он получил тогда много повреждений, некоторое время ремонтировался, но уже в конце 1941 года опять вел бой с противником. На этот раз - на подступах к железнодорожной станции Масельская, выбивая артогнем вражеские войска из занятых оккупантами населенных пунктов Быстряги и Сумереги.

В стратегических планах Гитлера овладение Кировской железной дорогой считалось главной задачей войск на Севере. Весной 1942 года немецкое командование собиралось еще раз попытаться, используя мощную группировку на Кестеньгском направлении, сломать оборону наших войск, овладеть станцией Лоухи и выйти на дорогу. Но советское командование для нанесения упреждающего удара по противнику с 24 апреля по 11 мая 1942 года провело Кестеньгскую наступательную операцию, в результате которой гитлеровцы потеряли до пяти тысяч солдат и офицеров. Большие потери понесли части дивизии СС «Север». Было сорвано готовившееся немецкое наступление на Лоухи и защищена Кировская железная дорога.

Личный состав бронепоезда и других подразделений 80-го полка войск НКВД, выполняя боевые задачи по охране войскового тыла на Кольском полуострове и других участках Карельского фронта, охране железнодородных мостов и других важных стратегических объектов, проявляя высокую бдительность и организованность, в 1942 - 1944 годах задержал немало вражеских шпионов, диверсантов и парашютистов.

В марте 1944 года врио начальника гарнизона 80-го полка по охране моста через реку на участке Кировской железной дороги сержант Дерягин во время проверки службы часовых в 200 м от моста задержал и обезоружил двух неизвестных в форме лейтенантов авиации Красной Армии с документами на имя Кашурина А. А. и Маркина П. А. Неизвестные оказались вражескими парашютистами-диверсантами.

А чекистский бронепоезд продолжал действовать на благо Родины и в июне - июле 1944 года принял участие в боевых действиях по разгрому гитлеровских войск в Карелии, а затем был направлен в состав четвертой дивизии войск НКВД в Украину для дальнейшей боевой деятельности.

 

Регион Кировская область
Воинское звание Ефрейтор
Населенный пункт: Киров
Воинская специальность Разведчик артиллерийских и миномётных частей. Ст. разведчик.
Место рождения Деревня Ротики, посёлок Кордяга, Зуевский район, Кировская область
Годы службы 1940 1946
Дата рождения 14.10.1920
Дата смерти 9.01.2003

Боевой путь

Боевое подразделение 27 отдельный бронепоезд войск НКВД по охране железных дорог (сформирован из БЕПО 80 полка войск НКВД по ОЖД)

Награды

За оборону Советского Заполярья

За оборону Советского Заполярья

За победу над Германией

За победу над Германией

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны II степени

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: