ЕСАУЛОВ Михаил Григорьевич
ЕСАУЛОВ
Михаил
Григорьевич
старший лейтенант
Регион Ивановская область
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Иваново

Боевой путь

ЕСАУЛОВ Михаил Григорьевич (1917 – 1942)                                                                  

- Командир звена 771 ближне-бомбардировочного пикирующего полка (ББПП)

- Имеет две правительственные награды: медаль «За Отвагу» и орден «Красной Звезды»

- Год рождения - 1917

- Национальность - русский 

- Член ВКП(б) с 1942

Из Представления к Награде орденом «Красной Звезды»

Товарищ Есаулов проявил себя, как волевой, требовательный командир к себе и подчиненным, любящий летное дело. Летает отлично. Каждое задание обдумывает и принимает правильное решение, принципиален, проявляет большое упорство и настойчивость в бою.  Служит примером в боях за Социалистическую Родину. Проявил отвагу, мужество, героизм и беспредельную преданность, великой партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине. … За время боевой работы полка в составе ВВС ЗФ и ВВС ВФ в период с 4.3.1942 г. по 23.3. 1942 г. произвел 16 боевых самолето-вылетов на уничтожение узлов сопротивления, живой силы и техники противника.

21.3.1942 г. тов. Есаулов сделал 3 боевых вылета, все вылеты по своей противовоздушной обороне настолько ответственны, что только его умение маневра и меткости против истребителей противника обеспечили выход из-под удара без поражения. Во время атаки цели огнем его передних пулеметов выведена из строя прислуга двух зенитных точек противника. Снижаясь до предельной высоты он яростно  уничтожал снарядом ЗА (зенитная артиллерия) противника. Были выведены из строя оба передних пулемета и правый мотор, но тов. Есаулов, не покидая поля боя, приказал стрелку-радисту, а сам искусно вывел машину из огня и на своей территории посадил ее, дотянув на одном моторе…Под его руководством машина восстановлена в короткие сроки. Весь экипаж проявил здесь исключительное упорство. За хорошую боевую работу 23.3.1942 года тов. Есаулову командованием полка объявлена  благодарность.

За проявленную доблесть и мужество привыполнении боевых заданий по уничтожению германского фашизма достоен представления к правитнльственной награде орденом «Красной Звезды».

5 апрпеля 1942 г.

Командир 771 ББПП  -   Майор Киселев

Военком 771 ББПП , ст. бат. комиссар Антюх

 

Фронтовой дневник

1941-1942

М.Г.Есаулов

22 июня 1941 год

«4 часа 30 минут – тревога!

Быстро подвешиваем бомбы, опробовали моторы. Ждем. Рассуждаем, что это так, в честь выходного дня, что ли, тревога.

Время идет. Час, два, три… Наконец, сообщение: Сегодня Германия вероломно напала на нас. Были налеты на Киев, Житомир, Севастополь.

Митинг. После митинга капитан Бряус приказал мне проверить пристрелку пулеметов всех самолетов, произвели все быстро … Самолеты рассредоточили, замаскировали, ждем указаний… Ночевали около самолетов. Остальные направились уже на станцию грузиться в эшелон».

22 июня 1941 год

«Ждем указаний на вылет. День прошел в подготовке и просмотре всего до мелочей. Какая радость! От Любы (жена) получил письмо и фотокарточку. Словно, узнала, прислала. Ответил коротким письмом. Идем ночевать в штаб».

24 июня 1941 год

«Дан приказ на вылет. Взлетели по звеньям, в строю девятками эшелонировано летели всем полком…»

25 июня 1941 год

«Получено боевое задание. Наша девятка идет последней

Первый боевой вылет, интересно, идешь и думаешь, ну-ка, что, все же, за война…».

Март 1942 г. (из дневника М. Г. Есаулова)

Ярко светило мартовское солнце. День клонился к концу. Боевые крылатые машины были готовы к вылету. Через некоторые промежутки времени снимали маскировки и тех.состав прогревал моторы. Все они беспокоились о том, чтобы трубки радиаторов не прихватило морозом, а то тогда задержка при вылете на боевое задание.

Ну, вот, выходят из землянки люди в комбинезонах и ушанках. Они не спеша одевают парашюты и садятся в самолеты.

Перед нами самолет N7. Летчик одел парашют. Пролазит в люк. За ним поднимается штурман, стрелок-радист уже на своем месте. Техник и механик быстро замаскировывают и расчехляют машину. Летчик готовит моторы к запуску. 

Все делается без слов, каждый знает свое дело, каждый знает, что от него зависит.

Наконец, команда: От винтов! Есть винтов! – отвечает механик и прикладывает руку к головному убору.

Винт сделал оборот, мотор чихнул, звучно заработал, затем перешел на ровную работу на полном газу, то же произошло и с другим мотором.

Весь экипаж производит последние приготовления. Сигнал выруливать. Машина, взревев моторами, выкатилась из своего гнезда и порулила по дороге, по которой рулить нужно очень осторожно.

Встречаются люди, машут руками, экипаж улыбается. Взлет. Машина подняла тучу снега, оторвалась от земли и ровно перешла в набор высоты, и пошла догонять остальных. Группа самолетов…легла на курс.

Самолеты тесно идут в тесном строю. Машину ведущего и ведомых то и дело бросает вниз, а то вверх – это весенняя циркуляция воздуха, нисходящие и восходящие потоки воздуха.

Солнце светит ярко, и ведомым порой трудно смотреть за ведущим против солнца, глаза режет. Приходится уменьшить дистанцию и увеличить интервал в строю.

Над Гремячным самолеты сделали круг и к ним вылетели Ястребки для сопровождения. И группа направилась на задание. Приятно и радостно смотреть на эту армаду, сколько в себе она несет силы и подвижности. Идем на Н=2500. Скоро линия фронта, самолеты идут со снижением, становятся в тесный строй. Пилоты сосредоточили взгляд на ведущем зорко следят за его самолетом. Н=900. На цель заходим по звеньям. Каждое звено плотно сомкнулось и идет, словно самолеты привязаны друг к другу. Истребители ходят выше и охраняют нас.

Мессершмитты не подходят, они боятся. Если бы отстал один самолет, то они были тут как тут. А тут не хватает им мужества. Ну, вот и цель. Предупреждаю штурмана: У ведущего люки открыты! Есть открыты! Слышу, штурман говорит радисту: Следите за воздухом! Ответ: Есть за воздухом!

Штурман смотрит за ведущим, рука на кнопке прицела.

Пилот сообщает: бомбы! Он заметил, что у ведущего посыпались гостинцы врагу. Одна за другой их свалилось 6 штук. Добре. Штурман отвечает: Есть бомбы! И уточнив в прицеле, нажимает на кнопку и тут же сбрасывает аварийно. Это для того, что если сбрасыватель не сработает электрически, то сработает механически, и, стало быть, враг получит свою порцию сполна.

Пройдя цель, делаем крутой разворот, переходим в пикирование и обстреливаем врага.

Зенитки противника неиствуют. Разрывы ложатся близко и рядами. Видимо, стреляют из автоматических пушек. Ложатся трассы пуль – это стреляют зенитно-пулеметные точки.

Но что это, послышался скрежет и взрыв. Я взглянул на правый мотор, там образовалась дыра величиною в человеческую голову. Догадался. Прямое попадание зенитного снаряда в правый мотор. Из дыры вижу, летит масло и вода распыляется. Перевожу машину в набор высоты, с тем, чтобы набрав высоты, уйти на свою территорию. Из мотора пошел черный дым. Выключаю его, иду на левом моторе. Постепенно теряется высота, мотор греется. Вдали вижу малую Вишеру.

Но высота все меньше и меньше. Внизу лес метрах в 50. Слева поляна, дальше еще одна. До той, вижу, не дотянуть, врежемся в лес, машина сгорит, и люди погибнут.

Приняв решение, разворачиваюсь влево, и, оказавшись над поляной, выключаю второй мотор, стало тихо. Экипаж приготовился к посадке. Высадка не обыкновенная, а на живот с убранными шасси. С тем, чтобы машина, завязнув шасси в снегу, не перевернулась вверх колесами и не придавила людей. Спокойно выравниваю машину, она послушна, как дитя. Ну, вот, раздался шум – это самолет коснулся снега. Затем шум увеличивается больше и больше, машина дрожит, снег летит в стороны, как вода от быстроходного катера.

Самолет делает почему-то разворот влево и останавливается. Рванул за аварийный рычаг открытия колпака, штурман снял его. Мне не хочется вылезать из кабины, все приборы дают показания, лампочки горят. Выскочил из кабины. Экипаж уже вылез. Дано приказание стрелку-радисту открыть краники радиаторов и слить воду.

Беру компас и со штурманом разглядываем карту и определяем место своего нахождения. Слева арт.стрельба и слышны очереди пулеметов. Справа, сзади арт.стрельба. Вдруг впереди с перелетом разорвался шрапнельный снаряд, второй, третий, затем разрывы стали ложиться севернее. Неужели попали между своими и немцами. Даю команду приготовить пистолеты и по компасу направляться на восток…» .

18 мая 1942 года мой отец, Есаулов Михаил Григорьевич, погиб при выполнении боевого задания.

 

 

Автор страницы солдата