
Николай
Захарович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
05.11.1917 г. -12.03.2013г. День Победы 1945 года встретил в Берлине командиром бронетранспортёра, гвардии сержантом. Призван на войну в мае 1942 года. Наводчик 82-мм миномёта в составе 115 танковой бригады 6-й Армии Юго-Западного фронта. Прошел дорогами войны через Украину, Польшу, Германию. Участвовал в Курской битве, в боях по освобождению наших городов: Курска, Харькова, Льгова (Курская область), Полтавы. Участвовал в Битве за Днепр. Участник прорыва обороны немцев на западном берегу Вислы и боёв по освобождению польских городов: Варшавы, Сохачев, Скерневице, Лохач, Коло. Участник боёв по взятию города и крепости Кюстрин (Кюстринский плацдарм), взятие Берлина. В боях на территории Польши и Германии отец воевал на американском колёсном бронетранспортёре. Был и командиром и пулемётчиком, а водителем был Гвоздев Иван Афанасьевич и эта военная дружба продолжалась до последних дней.
Боевые награды:
Медаль «За отвагу»;
Медаль «За освобождение Варшавы»;
Медаль «За взятие Берлина»;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.";
Орден "Отечественной войны" 1-й степени - награждён в 1985 г.
Был трижды ранен.
После войны продолжил работать в спасательной службе Московского ОСВОД водолазом-спасателем 1-го класса. Был начальником спасательных станций «Левобережная», «Татарово», «Кожухово», «Академический пруд».
Награжден медалью «За спасение утопающих».
Трудовой стаж 61 год.
С 1940 г. по 1994г. в Спасательной службе г. Москвы.
Боевой путь
C 5.1942 г. - 115 танковая бригада 6-й Армии. Миномётно-сапёрный батальон. Наводчик 82-мм миномёта.
Юго-западный фронт-1942 г., Воронежский фронт-1942 г., Южный фронт-1942г., Среднее течение Дона - 1943 г., 1-й Белорусский фронт- 1944,1945 г.
С 8.1944 г.- 89-й отдельный гвардейский Островский тяжелый танковый Краснознамённый полк 5-й Ударной Армии 1-го Белорусского фронта. Командир колёсного бронетранспортёра. Звание – гвардии сержант.
С 7.1945 г. по 05.06.1946 г. - восстановительно - строительные работы в Берлине и Кракове. Командир отделения роты управления 72-го Гвардейского тяжелого танкового полка 2-й Краснознамённой танковой армии 1-го Белорусского фронта. Звание – гвардии сержант.
Участие в боях:
Среднедонская наступательная операция - 1942 г.;
Харьковская наступательная операция - 1943 г.;
Курская битва – 1943 г.;
Освобождение городов Курска, Харькова, Льгова (Курская область), Полтавы - 1943г.;
Битва за Днепр - 1943 г.;
Прорыв обороны немцев на западном берегу Вислы - 1945г
Висла-Одерская наступательная операция - 1945г.;
Освобождение города Варшавы - 1945 г.;
Освобождение городов Сохачев, Скерневице и Лохач - 1945 г.;
Взятие города Коло - 1945 г.;
Взятие города и крепости Кюстрин (Кюстринский плацдарм) – 1945 г.;
Взятие города Берлин - 1945 г.
Ранения:
Сквозное пулемётное ранение левого плеча.
Осколочное ранение живота.
Сквозное осколочное ранение правой голени.
Демобилизован 05.06.1946 г. в звании гвардии сержант.
Воспоминания
Ранения
«Подняли в атаку. Бегу с винтовкой в руках, вдруг обожгло левое плечо. Бегущий за мной солдат кричит: «Ты ранен, шинель на спине разорвана, течёт кровь, давай в медсанбат!». Так я получил первое ранение – сквозное пулевое левого плеча. Второе - осколочное ранение живота, получил в первом же бою после выписки. Попал в тот же госпиталь. Медсестры запричитали: «Миленький, да тебя же только выписали!». Осколки удалили, но всё же один, величиной с горошину, так и остался в боку».
Переправа через реку Одер на Кюстринский плацдарм
«Нужно было переправиться ранним утром на лодках на противоположный берег Одера в строго заданное место, что при сильном течении очень сложно. Здесь пригодился мой довоенный опыт управления вёсельными лодками (я был водолазом – спасателем). Я управлял первой лодкой, показывая другим как правильно идти нужным курсом. Шли так называемыми «галсами», то есть нос лодки под углом к течению и по мере сноса лодки, выправляли угол движения, держась заданного направления - так мы переправились через Одер и закрепились на берегу».
На бронетранспортёре заехали на вражескую передовую
«Германия. Наш бронетранспортер американский. Экипаж из двух человек: я - командир - пулемётчик и водитель - Гвоздев Иван Афанасьевич. Машина отличная: колёса заполнены специальным составом, который при пробоине заполняет отверстие и запечатывает его. Пулемёт крупнокалиберный, работает как швейная машинка: медленно так строчит «тук-тук-тук». Однажды разогнались по шоссе, а шоссе ровное, ну как тут не прибавить газу. Вдруг смотрим – позиции гитлеровские. Я кричу Ивану: «Давай разворачиваемся и ходу назад». Скорость машины да надёжный пулемёт - и мы уже у своих».