Александр
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Ехлаков Александр Дмитриевич, 08.06.1910 – 01.04.1997 г.г., уроженец дер. Орловка Янаульского района, респ. Башкортостан. Во время ВОВ Александр Дмитриевич работал поездным вагонным мастером (поездным смазчиком) на железнодорожной станции Янаул Красноуфимского участка Казанской железной дороги (с мая 1961 года Горьковская жд).
В архивных документах Ижевского отделения Горьковской железной дороги имеется личная карточка формы Т-2 за №63 на Ехлакова А.Д., где указано что с 16.10.1940 по 08.05.1944 год Ехлаков А.Д. работал поездным вагонным мастером. А с 08.05.1944 года и до конца ВОВ поездным смазчиком.
В обязанности поездного вагонного мастера входило сопровождать военные поезда, обеспечивать в пути следования исправность вагонов и своевременность смазки. Совместно с бригадами станционных осмотрщиков выполнять их безотцепочный ремонт. Перед отправлением поезда он должен был тщательно осмотреть вагоны, проверить правильность заправки букс и работу тормозов.Поездной вагонный мастер отвечал за техническим состоянием принятого и обслуживаемого им поезда, за правильный уход поезда в пути всего следования воинского эшелона.
При осмотре литерных поездов (поезда высокой важности) проходящих через станцию Янаул, перрон станции оцеплялся военными, на перроне находились два осмотрщика, которые и должны были не останавливая поезд проверить всю ходовую часть. По законам военного времени литерные поезда не подлежали остановки на проходящих станциях. Военные эшелоны следовали через станцию Янаул без остановки. На малом ходу военного железнодорожного состава, без права остановки эшелона Ехлаков А.Д. осматривал колесные пары. На проходящую колесную пару удавалось ударить специальным молотком только один раз. Благодаря отличному слуху он безошибочно определял неисправные колесные пары у вагонов. Заподозрив неисправность в ходовой части вагона, под страхом расстрела он дважды останавливал военные поезда. В случае без причинной остановки поезда, могли расстрелять за саботаж. Ошибиться было невозможно.
Быть железнодорожником во время ВОВ это бессонный, ненормированный и очень опасный труд.
За образцовое содержание и заботливый уход за вагонами в 1945 году он был награжден ведомственным знаком отличия «Ударник Сталинского призыва». Указом Президиума Верховного Совета СССР №204/331 от 31 июля 1954 года Ехлаков А.Д. был награжден медалью «За трудовую доблесть».
У Ехлакова А.Д. была военная бронь и он всю войну работал на железной дороге, а дома было 17 детей из которых 11 умерло во время ВОВ.
Боевой путь
Труженик тыла
Воспоминания
Железнодорожный труженик тыла на ст.Янаул респ. Башкортостан
Ехлаков Александр Дмитриевич, 08.06.1910 – 01.04.1997 г.г., уроженец дер. Орловка Янаульского района, респ. Башкортостан. Во время ВОВ работал поездным вагонным мастером (поездным смазчиком) на железнодорожной станции Янаул Красноуфимского участка Казанской железной дороги (с мая 1961 года Горьковская жд). В архивных документах Ижевского отделения Горьковской железной дороги имеется личная карточка формы Т-2 за №63 на Ехлакова А.Д., где указано что с 16.10.1940 по 08.05.1944 год Ехлаков А.Д. работал поездным вагонным мастером. А с 08.05.1944 года и до конца ВОВ поездным смазчиком. В обязанности поездного вагонного мастера входило сопровождать военные поезда, обеспечивать в пути следования исправность вагонов и своевременность смазки. Совместно с бригадами станционных осмотрщиков выполнять их безотцепочный ремонт. Перед отправлением поезда он должен был тщательно осмотреть вагоны, проверить правильность заправки букс и работу тормозов. Поездной вагонный мастер отвечал за техническим состоянием принятого и обслуживаемого им поезда, за правильный уход поезда в пути всего следования воинского эшелона. При осмотре литерных поездов (поезда высокой важности) проходящих через станцию Янаул, перрон станции оцеплялся военными, на перроне находились два осмотрщика, которые и должны были не останавливая поезд проверить всю ходовую часть. По законам военного времени литерные поезда не подлежали остановки на проходящих станциях. Военные эшелоны следовали через станцию Янаул без остановки. На малом ходу военного железнодорожного состава, без права остановки эшелона Ехлаков А.Д. осматривал колесные пары. На проходящую колесную пару удавалось ударить специальным молотком только один раз. Благодаря отличному слуху он безошибочно определял неисправные колесные пары у вагонов. Заподозрив неисправность в ходовой части вагона, под страхом расстрела он дважды останавливал военные поезда. В случае без причинной остановки поезда, могли расстрелять за саботаж. Ошибиться было невозможно. Быть железнодорожником во время ВОВ это бессонный, ненормированный и очень опасный труд. За образцовое содержание и заботливый уход за вагонами в 1945 году он был награжден ведомственным знаком отличия «Ударник Сталинского призыва». Указом Президиума Верховного Совета СССР №204/331 от 31 июля 1954 года Ехлаков А.Д. был награжден медалью «За трудовую доблесть». У дедушки была военная бронь и он всю войну работал на железной дороге, а дома было 17 детей из которых 11 умерло во время ВОВ.