Анатолий
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Ефремов Анатолий Васильевич командир пикирующего бомбардировщика Пе-2 совершил первый боевой вылет 9 июня 1943 года на штурмовку аэродрома под Ленинградом. В 2 часа дня летный состав немцев был в столовой и был полностью накрыт бомбами. Уничтожили почти все самолеты FW-190. После этого отец попал в снайперское звено капитана Сергея Глинского.
Боевые задачи ставились разные. Основные: удары по железнодорожным стрелкам. Звено Глинского вылетало перед вылетом полка и с пикирования разбивало входные и выходные стрелки. После этого полк бомбил эшелоны на станциях. После уничтожения стрелок звену иногда приходилось штурмовать эшелоны, пулеметным огнем расстреливали паровозы и вагоны.
Огонь зениток бывал так плотен, что самолеты прилетали изрешеченные осколками. Один раз в самолете отца насчитали 94 пробоины, в другой – 110. Но самолет был живучим.
Состав экипажа отца в 1943 году: штурман капитан Николай Коворотный, стрелок-радист Иван Печенев старший сержант, техник самолета лейтенант Пугачевский.
В сентябре 1943 года во время бомбометания по батареям, обстреливающим Ленинград снаряд попал в двигатель самолета командира 2-й эскадрильи майора Гречишкина, он направил самолет в батарею немцев, повторив подвиг Гастелло. В живых остался только стрелок Марченко, который успел выброситься с парашютом, он попал в плен и был освобожден в 1945 году. Майору Гречишкину и штурману Перегудову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, немцы поставили экипажу памятник в Гатчине.
Первую медаль «За отвагу» отец получил 14 августа 1943 года «за мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками» при выполнении тридцати боевых вылетов. Это была для него самая дорогая награда. В сентябре 1943 отца наградили орденом «Боевого Красного Знамени», в октябре 1943 года отцу дали второй орден «Боевого Красного Знамени». Как опытного бойца его стали посылать на разведку.
В феврале 1944 года поставили задачу сфотографировать аэродромный узел Тарту. Вылетали на задание три раза - не было погоды, облака закрывали объект съемки. 26 февраля 1944 года вылетели погода нормальная, при подходе к линии фронта увидели, что с запада наползает облачность Решили идти сразу на объект. Начали снимать и увидели, что внизу с аэродрома пошли на взлет «фокеры» – FW-190. Подошли три пары истребителей и стали отжимать Пе-2 к своему аэродрому. Одного «фокера» срезал стрелок, второго штурман. У стрелка-радиста произошла задержка с пулеметом, перекосило патрон. Как назло у штурмана заклинило пулемет в крайнем положении и он так дернул его, что оторвал ручку пулемета. В общем остались почти безоружными.
Некоторое время они уходили из-под обстрела, потом немцы взяли в клещи: два по бокам и один сзади по центру. От немецких пушек концы крыльев Пе-2 превратились в лохмотья. Тогда решили уйти пикированием. Пе-2 гораздо тяжелее истребителей и на пикировании разгоняется быстрее, скорость достигла почти 700 км/ч, таким образом оторвались и перелетели линию фронта.
Но немцы догнали и в упор расстреляли самолет. Отец увидел свободную площадку и стал сажать горящий самолет на живот. При посадке из-за перебитой гидросистемы вывалились колеса шасси и самолет сделал «капот», встал на нос и перевернулся. Отец был пристегнут только поясными ремнями – в результате удара повредил позвоночник, сломал обе ноги и от сильнейшей контузии потерял сознание.
Когда немцы улетели, штурман со стрелком положили отца на распущенный парашют и потащили по снегу к ближайшей деревне. Отца отвезли в Ленинград в госпиталь, а затем его перевезли в Москву. Несколько недель он был буквально между жизнью и смертью. Потом пошел на поправку.
В июне отец вернулся в полк. Весил он тогда 52 килограмма. Ноги не держали нагрузку и он выдерживал направление при взлете управляя двигателями. Вскоре он был назначен командиром звена.
В 1945 году 34-й гвардейский бап участвовал в Кенигсбергской операции. Фронтовики говорили – устроили немцам свой Сталинград. Во время и пред штурмом города авиация бомбила в 3 – 4 эшелона. На высоте 6 – 8 км бомбила авиация дальнего действия: Пе-8 и Ил-4. Ниже Ли-2, потом Пе-2 и под ними работали штурмовики Ил-2. Город горел – всё в пыли и дыму. В этот период по заданию Ставки экипажи полка разбомбили ВПП в черте города, откуда гитлеровцы хотели вывести свое командование и ценности. Работали также по аэродромам Девау и Нойтиф, по военно-морской базе Пилау.
В апреле 1945 года много вылетов сделал на бомбежку крепости в военно-морской базе Пилау. Крепость имела форму звезды и очень толстые кирпичные стены. Отец рассказывал, что бомбили её бомбами ФАБ-250 и ФАБ-500. Но после взятия Пилау они приехав в крепость больших повреждений не обнаружили, только выщербленные стены.
Войну 34-й полк окончил в Восточной Пруссии на территории современной Польши. Там была окружена и прижата к морю Курляндская группировка немцев. На один километр фронта скопилось очень большое количество зенитной артиллерии и потери нашей авиации были очень большими. Последний боевой вылет папа сделал 8 мая 1945 года. 9 мая сидели в кабинах и ждали команды на вылет, но полетел другой полк, из которого вернулась только половина экипажей.
А в ночь 9 мая поднялась стрельба, все выскочили узнать, что случилось – Победа! Это была самая большая радость. Всего за время Великой Отечественной войны отец совершил 132 успешных боевых вылета на самолете Пе-2 на Ленинградском и третьем Белорусском фронтах, был в звании капитан, награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями За отвагу, за оборону Ленинграда, за взятие Кенигсберга, за Победу.